Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций

Описание работы

Каждая страна одновременно использует все источники разви­тия. Конкурентоспособность и эффективность экономики определя­ются структурой источников. Если для функционирования и разви­тия народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Эконо­мическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с боль­шими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе акти­визации инновационной деятельности в области базовых наукоем­ких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями разви­тия экономики.

Файлы: 1 файл

innovacionnui management.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

 Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.     

 Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулирова­нию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприя­тия и организации, общественные   организации,      сами на­учные работники и инноваторы, смешанные образования. 

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

- государственная правовая  защита и поддержка инноваторов,  особенно малого предпринимательства;  

- создание государством  налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.  ч. лизинговых) льгот инноваторам;      

-  включение без финансирования внебюджетных инновацион­ных проектов в комплексные государственны инновационно-инвести­ционные программы;     

- государственное научно-методическое  обеспечение иннова­ционного менеджмента  государственными стандартами, методи­ками, инструкциями, положениями и другими документами по раз­личным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, эконо­мического обоснования инновационного решения;     

- государственное обеспечение  инновационной деятельности информацией;      

- проведение государственной  протекционистской политики но  внешне-экономической деятельности  инноваторов;     

- оказание государством  помощи инноваторам в проведении  сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта но­ной продукции  (услуг);     

- государственной поддержки  инноваторам в осуществлении  ремонтов сложной техники;     

- осуществление государственной  поддержки в углублении внут­ренней  и международной кооперации;     

- создание системы федеральных  внебюджетных фондов, со­юзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;     

- осуществление государственного  учета и контроля исполь­зования  средств внебюджетных фондов  и др.     

 Важнейшей формой внебюджетной  поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджет­ных фондов.      

 В настоящее время  можно выделить три главных  типа моде­лей научно-инновационного  развития промышленно развитых  стран     

1.Страны, ориентированные  на лидерство в науке, реализацию  крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной до­лей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);     

2.Страны, ориентированные  на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей   структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);      

3.Страны, стимулирующие  нововведения путем развития  ин­новационной инфраструктуры, обеспечения  восприимчивости к до­стижениям  мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япо­ния, Южная Корея).     

 Органами государственного  регулирования инновационной дея­тельности  в США являются:     

- Американский научный  фонд (курирует фундаментальные ис­следования);      

- Американский научный  совет (курирует промышленность  и университеты);     

-  НАСА (Национальное космическое агентство);     

-  Национальное бюро стандартов;      

-  Национальный институт здравоохранения;      

-  Министерство обороны;  

    -  Национальный центр промышленных исследований;     

-  Национальная академия наук;     

-  Национальная техническая академия;     

-  Американская ассоциация содействия развитию науки.     

 Последние четыре структуры имеют смешанное финансирова­ние, остальные — из федерального бюджета. Расходы на НИОКР в 1995 г. составили 173 млрд. $, или 2,6% от ВВП. Источники финанси­рования: около 50% — частные фирмы и организации; 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов); остальное — университеты, колледжи, неправительственные орга­низации.      

 Государство стимулирует  создание венчурных фирм и  исследо­вательских центров. По  представлению Национального научного  фонда США наиболее эффективные  исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной междуна­родной конкуренции.     

 По данным Национального  научного фонда США, на современ­ном  этапе НТП возросла роль в  НИР малого бизнеса. Мелкие  и средние фирмы (с численностью  до 500 человек) за последние два  десятилетия выдали примерно  в 2,5 раза больше нововведений  на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с чис­лом занятых более 10 тысяч человек)     

 Практикуется практика  бесплатной выдачи лицензий на  коммерческое использование изобретений,  запатентованных в ходе бюджетных  исследований и являющихся собственностью фе­дерального правительства.     

 Инвестиционные фонды,  такие как Национальный научный  фонд США, который не только  кредитует инновационные фирмы,  но и занимается выдачей им  грантов - безвозмездных целе­вых  субсидий, Инвестици­онный фонд Министерства энергетики США, занимающийся фи­нансированием как отдельных исследовательских проектов, осуще­ствляемых мелкими фирмами, так и субсидированием индивидуаль­ных изобретателей.                                                  Существенный элемент прямой поддержки инновационных про­цессов — формирование государственной инновационной инфра­структуры. Государство может создавать сети центров распростра­нения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.      

 Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубе­жом, а часто и поиск наибо-лее эффективных передовых технологий для широкого внедрения, а также экспертизу инновационных проектов.      

 Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д.            

 Большое внимание мерам  моральной поддержки. Среди мер  косвенного регулирования прежде  всего следует отме­тить налоговые  льготы. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая "ведомственная" концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, на­оборот, высокая).      

 В целях развития  инновационной деятельности в  США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР".      

 Ключевую роль в  определении стратегии развития  промыш­ленности Японии, разработке  промышленных НИОКР и их вне­дрении  играет Министерство внешней  торговли и промышленнос­ти (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных техноло­гий, которая занимается экспортом и импортом лицензий.     

 Государственные расходы  на НИОКР в Японии увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера.     

 Японская модель интеграции  науки и производства, научно-тех­нического прогресса предполагает строительство совершенно но­вых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоем­кое промышленное производство.     

 Проект создания технополисов  — одно из важнейших стратеги­ческих  направлений "шестицелевой" программы японского прави­тельства по завоеванию Японией прочных позиций технологическо­го лидера. Особенностями развития японской экономики являются дальней­шая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлект­ронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных произ­водств, сферы услуг.     

 Ведущими отраслями  народного хозяйства яв­ляются  информатика, производство интегральных  схем и электрон­ной техники.     

 В результате активной инновационной деятельности Япония за­нимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности

развитых стран, продолжительности  жизни населения.     

 Германия, Франция и  Англия являются ведущими в  составе Евросоюза, куда вхо­дили в 1997 г. еще 12 стран: Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ир­ландия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция.      

 Германия, Англия и  Франция вместе с США и Японией  входят в технологическое ядро  мирового развития. Эти страны занимают со­ответственно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине зат­рат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из феде­рального бюджета НИОКР финансируется на 35—45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20—25% ВВП. И этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.     

 Особенностями стран  Евросоюза являются: дороговизна  рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения,  высокий технологический уровень  производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоро­вому образу жизни, старости, историческим традициям; государ­ственное регулирование цен на важнейшие продовольственные то­вары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации и кооперирования производства. И как следствие, в этих странах вы­сокое качество жизни населения.         

 Евросоюз большое внимание  уделяет активизации инновацион­ной  деятельности. К основным направлениям  инновационной поли­тики Евросоюза  относятся:     

- выработка единого антимонопольного  законодательства;     

- использование системы ускоренной амортизации оборудо­вания;     

- льготное налогообложение  НИОКР;     

- поощрение малого наукоемкого  бизнеса;     

- прямое финансирование предприятий для поощрения инно­ваций в области новейшей технологии;     

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.     

 Основой инновационной  политики Евросоюза является "План  развития международной инфраструктуры  инноваций и переда­чи технологий", принятый в 1985 г. Главной целью  этого докумен­та является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на нацио­нальном и наднациональном уровне, а также содействие распрос­транению инноваций в Евросоюзе.     

 С 1988 г. действует  программа "ВЭЛЬЮ" по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.     

 Для увеличения  доли европейских компаний на рынках высо­ких технологий были приняты:     

 ЭСПРИТ — Европейская  стратегическая" программа научных  исследований в сфере технологии  информационных систем, приня­тая в 1984 г. (участвуют 250 компаний, 3 тысячи исследователей);      

 РАСЕ — исследование  передовых способов связи в  Европе, при­нятая в  1985г. Цель: проведение совместных НИР в области интег­рированной широкополосной связи (передача информации от голо­сового сообщения до графиков, построенных ЭВМ. Координатор — КЕС (Комиссия Европейских сообществ);     

 ЭВРИКА — комплексная  программа, принятая в 1985 г.  по ини­циативе Франции. Цель  — стимулирование появления путем  аль­янсов между европейскими группами мощных промышленных ком­паний, способных противостоять конкуренции, особенно со сторо­ны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в 6 областях: оптроника; новые материалы; большие ЭВМ; мощные лазеры; ускорители час­тиц; искусственный интеллект.    

 Высший орган ЭВРИКИ  — конференция на уровне министров  стран-участниц созывается 2 раза  в год. Рабочий орган — секрета­риат  из 7 специалистов и 6 технических  сотрудников, размещает­ся в Брюсселе. На конференции в Лондоне в 1986 г. было утверж­дено 62 проекта на сумму 2,1 млрд. дол.     

 В целях развития  информационного обеспечения НИОКР  были созданы Европейский информационный  центр (ЕИЦ) и сеть его отделений,  которая в 1995 г. включала в  себя 21 группу в Великоб­ритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные элек­тронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания плат­ных услуг. 

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"