Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций

Описание работы

Каждая страна одновременно использует все источники разви­тия. Конкурентоспособность и эффективность экономики определя­ются структурой источников. Если для функционирования и разви­тия народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Эконо­мическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с боль­шими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе акти­визации инновационной деятельности в области базовых наукоем­ких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями разви­тия экономики.

Файлы: 1 файл

innovacionnui management.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

 На первом этапе  организации работ по мотивации  определяются затраты на мотивацию  по одному из следующих методов:        

- метод исчисления от  наличных средств или возможностей;        

- метод исчисления в  процентах к сумме продаж;       

- метод конкурентного  паритета или равновесия, отражающего  коллективную мудрость отросли;        

- метод исчисления исходя  из конкретных целей и задач.     

 Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организация разработки стратегии фирмы, оперативное управление реализацией инновационных проектов. Средства на мотивацию по каждому направлению могут подразделяться на две части: I) на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, разработка стратегии и т.п.) и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации инновационных проектов.     

 Регулирование - функция  менеджмента по изучению изменений  факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов в ней до новых требований "выхода" (требований потребителей).      

 Главными факторами  внешней среды, влияющими на  качество решения и эффективность  функционирования системы менеджмента  фирмы, являются следующие:   

-   темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;    

-  новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;    

-  политика поставщиков;    

-  рыночная стратегия конкурентов;     

- государственная политика  в области внешнеэкономической  деятельности;    

- ценовая политика;    

- другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.     

 Фирма оценивает действие  факторов внешней среды по  трем направлениям:      

- изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  деятельности фирмы;                                     

- факторы, представляющие  угрозу для текущей деятельности  фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;       

- факторы, представляющие  дополнительные возможности для  достижения текущих и стратегических  целей фирмы.      

 Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательного обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.        

 Координация - центральная  функция менеджмента (в цент

"колеса" управления) по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.     

 Это одна из наиболее  сложных функций, выполняемых,  как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.     

 Координация может  быть по горизонтали и вертикали.       

 Для координации используются  различные методы (сетевые методы, оперограммы и т. д,), технические средства (Интернет, телефон и т, д.), другие коммуникационные связи. 

 

4.2. Методы инновационного  менеджмента     

 

 

        К основным методам инновационного  менеджмента относя :

-                        административные методы;

-                        экономические методы;

-                        социально-психологические методы;

-                        сетевые методы;

-                        методы анализа;

-                        методы прогнозирования.     

 Административные методы инновационного менеджмента - методы, которыми управляющая подсистема (менеджер, специалист) воздействует на управляемую подсистему (коллектив, специалистов, выполняющих различные работы на стадиях инновационного процесса).      

 К экономическим методам менеджмента мы относим следующие:     

1) методы, регулируемые федеральными  и региональными органами;     

 а) налоговая система  страны;        

 б) налоговая система  региона;       

 б) кредитно-финансовый  механизм страны;       

 в) кредитно-финансовый механизм региона;    

2) методы, регулируемые фирмой (вышестоящей организацией):        

 а) экономические нормативы  функционирования фирмы;        

 б) система материального  поощрения работников; 

         в) система ответственности за качество и эффективность работы;         

 г) применение научных  подходов и современных методов  (системного анализа, прогнозирования,  оптимизации) менеджмента.       

 Первая группа методов  относится к экономическим факторам  внешней среды системы менеджмента,  параметры которой не определяются фирмой.   

 К экономическим нормативам  функционирования фирмы можно  отнести следующие:        

- удельный вес конкурентоспособной  продукции по конкретным рынкам;        

- нормы рентабельности  по конкретным видам продукции;        

- оборачиваемость оборотных  средств;        

- производительность труда;         

- капиталоотдача инвестиций;         

- доля налогов в балансовой  прибыли фирмы;        

- фонд о вооруженность  труда;        

- удельный вес основных  рабочих в общей численности работающих фирмы;        

-уровень автоматизации  производства и управления и  др.     

 Балансовый метод предполагает  сопоставление взаимосвязанных  показателей хозяйственной деятельности  с целью выяснения и измерения  их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.       

 Социально-психологические методы менеджмента направлены на Управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению им поставленной цели или выполнению заданной Функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.      

 Объектами управления  социально-психологическими процессами  являются:          

 экологичность выпускаемой  продукции или выполняемой услуги  и окружающей природной среды;           

 характер, психические,  антропометрические и психофизиологические  особенности работника,          

 эргономичность рабочего  места и производственного помещения;           

 система подбора, расстановки,  подготовки и переподготовки  кадров.          

 организация рабочего места;           

 система стимулирования  труда работников;          

 морально-психологический  климат в коллективе;         

 условия отдыха работников;          

 инфраструктура региона.  

 

 

          Управление социально-психологическими процессами включает следующие функции:          

 анализ норм и нормативов  социально-психологических процессов:          

 анализ норм и нормативов  социально-психологических процессов;          

 выявление узких мест  и недостатков,        

 формулирование проблемы;         

 планирование улучшения  норм и нормативов социально-психологических  процессов;        

 организация выполнения  планов;        

 учет и контроль  выполнения норм и нормативов;         

 мотивация улучшения  показателей социально-психологических  процессов;        

 регулирование процессов.        

 Методы управления  социально-психологическими процессами:                            .             

 мониторинг окружающей  природной среды;      

 технические измерения  социально-психологических параметров  объектов управления;      

 анкетирование;      

 наблюдения;      

 хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментных наблюдений процессов;      

 использование микроэлементных  нормативов;      

 макетирование (физическое  моделирование),      

 телефонный опрос;      

 проведение опытных  и экспериментальных работ;      

 математико-статистические  методы исследования;      

 экономико-математические  методы моделирования процессов.         

 Сетевое планирование  и управление (СПУ) - графоаналитический  метод управления процессами создания (проектирования) любых систем,        

 Сетевой график - это  полная графическая модель комплекса  работ, направленных на выполнение  единого задания, в которой  (модели) определяется логическая  взаимосвязь, последовательность  работ и взаимосвязь между ними.    

 Методы анализа.      

 Анализ - разложение целого  на элементы и последующее  установление взаимосвязей между  ними с целью повышения качества  прогнозирования, оптимизации, обоснования,  планирования и оперативного  управления реализацией решения по развитию объекта.   

 Принципы анализа:      

1) принцип единства анализа  и синтеза предполагает разделение  на составные части анализируемых  сложных явлений, предметов с  целью глубокого изучения их  свойств и в последующем рассмотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависим ост и;     

2) принцип выделения ведущего  звена (ранжирование факторов) предполагает  постановку целей и установление  способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется  основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа;     

3) принцип обеспечения  сопоставимости вариантов анализа  по объему, качеству, срокам, методам  получения информации и условиям  применения объектов анализа;    

4) принцип оперативности  и своевременности;    

5) принцип количественной определенности.        

 Рассмотрим сущность  методов анализа.   

 Метод сравнения позволяет  оценить работу фирмы, определить  отклонения от плановых показателей,  установить их причины и выявить  резервы.       

 Основные виды сравнений,  применяемые при анализе:       

 отчетные показатели  с плановыми показателями;       

 плановые показатели  с показателями предшествующего  периода;      

 отчетные показатели  с показателями предшествующих  периодов; 

      показатели работы за каждый день;      

 межпроизводственные сравнения;       

 сравнения со среднеотраслевыми  данными;      

 показатели технического  уровня и качества продукции  данного предприятия с показателями  родственных предприятий.     

 Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).     

 Факторный анализ - метод  исследования объектов (систем), в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т. п.) с целью разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).      

 Индексный метод позволяет  провести разложение по факторам  относительных и абсолютных отклонений  обобщающего показателя, в последнем  случае число факторов должно  быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.          

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"