Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций

Описание работы

Каждая страна одновременно использует все источники разви­тия. Конкурентоспособность и эффективность экономики определя­ются структурой источников. Если для функционирования и разви­тия народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Эконо­мическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с боль­шими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе акти­визации инновационной деятельности в области базовых наукоем­ких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями разви­тия экономики.

Файлы: 1 файл

innovacionnui management.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

 Метод цепных подстановок  заключается в получении ряда  корректированных значений обобщающего  показателя путем последовательной  замены базисных значений факторов  – сомножителей фактическими.      

 Метод элиминирования  позволяет выделить действие  одного фактора на обобщающие  показатели производственно-хозяйственной  деятельности, исключает действие  других факторов. 

 

 

       Графический метод является средством  иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.     

 Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) - это метод системного  исследования применяемого по  назначению объекта (изделия,  процессы, структуры) с целью повышения  полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.      

 Экономико-математические  методы анализа (ЭММ) применяются  для выбора наилучших, оптимальных  вариантов, определяющих хозяйственные  решения в сложившихся или  планируемых экономических условиях.       

 Методы прогнозирования       

 Процесс разработки  прогнозов называется прогнозированием, Под прогнозом понимается научно  обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем,  об альтернативных путях и  сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления.

Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций  развития показателей качества, элементов  затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении ну исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОЬ также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в « теме менеджмента является прогнозирование качества и затрат. Поэтому ниже в большей мере будет уделено внимание этим вопросам.

К основным задачам прогнозирования  относятся:    

 разработка прогноза  рыночной потребности в каждом  конкретном виде потребительной  стоимости в соответствии с  результатами маркетинговых исследований;     

 выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в; или иных видах полезного эффекта;    

 выбор показателей,  оказывающих существенное влияние») величину полезного эффекта прогнозируемой  продукции в условиях рынка;    

 выбор метода прогнозирования  и периода упреждения прогноза;     

 прогнозирование показателей  качества новой продукции во  времени с учетом влияющих  на них факторов;   

 прогноз организационно-технического  уровня производства стадиям  жизненного цикла продукции;   

 оптимизация прогнозных  показателей качества по критерию  максимального полезного эффекта  при минимальных совокупных затратах  за жизненный цикл продукции;   

 обоснование экономической  целесообразности разработки новой  или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.     

 Основными источниками  исходной информации для прогнози­рования  являются:       

- статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная от­четность предприятий и организаций;

-               -   научно-техническая документация по результатам выполне­ния НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую инфор­мацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

-                -  патентно-лицензионная документация.  

 

Лекция 5 

 

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОМУ

МЕНЕДЖМЕНТУ 

 

 

      К инновационному менеджменту в настоящее время применяются   научные подходы такие как системный, поведенческий,    административный, маркетинговый и др.    

  Анализ теории и практики экономического управления различ­ными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 13 научных подходов. Каждый под­ход отражает или характеризует только один из аспектов менедж­мента. 

 

 

      1. Системный подход

Системный подход — это  подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных эле­ментов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.  

 

 

      2. Маркетинговый подход     

 Маркетинговый подход  предусматривает ориентацию управляю­щей  подсистемы системы менеджмента  при решении любых задач на  потребителя.     

 Маркетинговый подход  следует применять при реше­нии  любой задачи в любом подразделении  фирмы.     

 При применении маркетингового  подхода приоритетами выбора  критериев менеджмента будут  следующие

1)                           повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2)                           экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов;     

3) экономия ресурсов в  производстве объекта за счет  реализации фактора масштаба, научно-технического  прогресса, совершенствования системы  менеджмента. 

 

 

      3. Функциональный подход     

 Сущность функционального  подхода к менеджменту заключа­ется  в том, что потребность рассматривается  как совокупность фун­кций, которые  нужно выполнить для удовлетворения  потребности. После установления  функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта   на   единицу   его   полезного   эффекта. 

 

 

      4. Воспроизводственный подход                    

 Этот подход ориентирован  на постоянное возобновление  про­изводства объекта для удовлетворения  потребностей конкретного рынка  с меньшими, по сравнению с  лучшим аналогичным объектом  на данном рынке, совокупными  затратами на единицу полез­ного  эффекта. 

 

 

      5. Нормативный подход     

 Сущность нормативного  подхода заключается в установлении  нормативов управления по всем  подсистемам системы менедж­мента. Нормативы должны устанавливаться  по важнейшим эле­ментам подсистем:  целевой; обеспечивающей; управляемой; управ­ляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комп­лексности, эффективности, обоснованности, перспективности при­менения по масштабу и во времени. 

 

 

      6. Комплексный подход     

 При применении комплексного  подхода должны учитываться тех­нические, экологические, экономические, организационные, соци­альные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.     

   Схема применения к менеджменту комплексного подхода показана на рис.  5.1.   

 

 

 

 

 

Рис. 5.1. Схема применения к менеджменту комплексного подхода 

 

 

      

7. Интеграционный подход      

 Интеграционный подход  к менеджменту нацелен на исследование  и усиление взаимосвязей: а) между  отдельными подсистемами и компонентами  системы инновационного менеджмента;  б) между стадиями жизненного  цикла объекта управления (стратегический  маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали. 

 

 

       8. Динамический подход     

 При  применении   динамического   подхода   объект   управления

                             

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Рис. 5.2. Пример определения  периодов ретроспективного

анализа и прогноза 

 

рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведе-

ния аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его  развития (например, на 5 лет) Пример определения  периодов ретроспективного анализа  и прогноза приведен на рис. 5.2. 

 

 

         

9. Процессный подход     

 Процессный подход  рассматривает функции менеджмента  как взаимосвязанные Процесс  управления является цепью непрерыв­ных  взаимосвязанных действий по  стратегическому маркетингу, пла­нированию,  организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. 

 

 

      10. Количественный (оптимизационный)  подход     

 Сущность этого подхода  заключается в переходе от  качественных оценок к количественным  при помощи инженерных расчетов, мате­матических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др В менеджмент весьма важно применять наиболее точ­ные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.  

 

 

      11. Административный подход     

 Сущность административного  подхода заключается в регламен­тации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в норматив­ных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструк­ции, положения и т.п.).  

 

 

      12. Поведенческий подход                          

 Целью поведенческого  подхода является оказание помощи  ра­ботнику в осознании своих  собственных возможностей, творческих  способностей на основе применения  концепций поведенческих наук  к построению и управлению  фирмой. Основной целью этого подхо­да является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение наук о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. 

 

 

      13. Ситуационный подход    

 Ситуационный подход  концентрируется на том, что  пригод­ность различных методов  управления определяется конкретной  си­туацией. Поскольку существует  такое обилие факторов как  в самой фирме, так и во  внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конк­ретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.     

 Применение ситуационного  подхода основано на альтернатив­ности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непред­виденных обстоятельств. 

 

Лекция 6 

 

6. РАЗРАБОТКА  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 

 

6.1. Сущность и классификация решений. 

 

 

        Управленческое решение — это  результат анализа, прогнозиро­вания, оптимизации, экономического обоснования  и выбора альтер­нативы из  множества вариантов достижения  конкретной цели сис­темы менеджмента.      

 Для повышения качества управленческих решений проводится их анализ на основе классификации по следующим признакам:     

 стадия жизненного  цикла товара (стратегический маркетинг,  НИОКР. ОТПП и др.);     

 подсистема системы  менеджмента (целевая, обеспечивающая  и т.д.);

сфера действия (технические, экономические и др. решения);     

 цель (коммерческие и  некоммерческие решения);     

 ранг управления (верхний,  средний, низший);     

 масштабность (комплексные  и частные решения);     

 организация выработки  (коллективные и личные решения);     

 продолжительность действия (стратегические, тактические оперативные решения);     

 объект воздействия  (внешние и внутренние);     

 методы формализации (текстовые, графические, математические);      

 формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение указание, просьба);     

 сложность (стандартные  и нестандартные);     

 способ передачи (вербальные, письменные, электронные).     

 Основными факторами,  оказывающими влияние на качество, управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования автоматизации управления, мотивация качественного решения и др.     

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"