Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:58, курс лекций
Тема 1.Сущность и основные характеристики курса «Менеджмент»
Тема 2.Эволюция науки об управлении организацией
Тема 3. Стиль управления
...
Тема 8. Мотивация труда
3. Установление
общеорганизационных
4. Вознаграждения можно
использовать как метод
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
1. Уклонение. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не прийдется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
2. Сглаживание. Этот
стиль характеризуется
3. Принуждение. В рамках
этого стиля превалируют
4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.
5. Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие значения и информация о факторах, влияющих на решение. Хотя исследований в этой области еще не так много, ряд трудов подтверждает эффективность данного подхода к управлению конфликтной ситуацией.
Таблица 1 содержит некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта. Рисунок 2 иллюстрирует соответствующую применимость различных стилей разрешения конфликта.
Рис. 2. Межличностные стили разрешении конфликта.
Тема 8. Мотивация труда
8.1. Сущность мотивации труда в организации. Мотивационная система.
Строки,
записанные в должностной
Следует
однако заметить, что наличие
формальной системы
То, что
производительность труда
Определим сразу основные понятия:
Мотив – это то, что вызывает определенные действия у человека. В современной психологии мотив понимается неоднозначно, это:
-побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта;
-побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный);
-осознаваемая причина,
лежащая в основе выбора
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения некоторых целей.
Простая модель мотивационного процесса состоит из четырех основных элементов:
Существует четыре различных подхода к пониманию мотивации человека:
Дуглас МакГрегор (1960) описал две принципиально различные практики взаимоотношений работодателя (собственника, менеджера) и наемных рабочих [7,c.157]. Работодатели – сторонники «теории Х» (модели поведения экономического человека) считают, что:
«Теория Y» (модель поведения социального человека) напротив исходит из того, что затрачивать физические и умственные усилия на работе так же естественно, как играть или отдыхать.
Развивая теории МакГрегора, Уильям Оучи (1998) сформулировал «теорию Z», основным положением которой является признание социального характера восприятия сотрудником своей организации. Считается, что работник в некоторой степени отождествляет себя с предприятием, а значит готов долго и напряженно трудиться для достижения не только индивидуальных, но и групповых целей [7,c.164].
Для эффективного
мотивирования работников
1.Экономической системы стимулирования, которая представляет собой не что иное как систему оплаты труда на предприятии, которая, как правило, в настоящее время представляет собой комплексную модель, состоящую из тарифной части, а также различных премий и надбавок, которые позволяют реализовать мотивационную функцию заработной платы.
2. Психологической
системы мотивации, которая
3.Социальной системы
компенсаций. В рамках этой
теории рассматриваются
8.2. Экономическая система стимулирования
С точки зрения мотивации к функциям заработной платы можно отнести:
- воспроизводственную;
- статусную;
- стимулирующую.
Воспроизводственная функция, как известно, состоит в обеспечении работнику расширенного воспроизводства его рабочей силы на принятом социально-нормативном уровне потребления.
Статусную функцию заработной
платы можно полагать реализованной,
если статус, определяемый размером заработка
соответствует трудовому
Следующая - стимулирующая - функция с позиции руководства наиболее важна: выгодно, чтобы работник выполнял свои функции с наибольшей отдачей. На основании теории ожидания можно сделать вывод, что только при наличии определенных условий рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда.