Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:58, курс лекций
Тема 1.Сущность и основные характеристики курса «Менеджмент»
Тема 2.Эволюция науки об управлении организацией
Тема 3. Стиль управления
...
Тема 8. Мотивация труда
В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействуют ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда.
Среди рыночных факторов, влияющих на ставку заработной платы и на конъюнктуру рынка труда, можно выделить следующие:
- Изменение спроса
и предложения на рынке
- Полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор).
- Эластичность спроса на труд по цене.
- Взаимозаменяемость ресурсов.
- Изменение цен на потребительские товары и услуги.
Нерыночные факторы:
- Меры государственного
регулирования, связанные с
- На ставку заработной
платы и условия найма
- Конечные
результаты деятельности
Формы и системы заработной платы – это способ установления зависимости между количество и качеством труда, то есть между мерой труда и его оплатой.
Тарифная система – это совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от его сложности. К числу основных нормативов, включаемых в тарифную систему и являющихся, таким образом, ее основными элементами, относятся тарифные сетки и ставки, тарифно-квалификационные справочники.
В настоящее
время традиционными формами
оплаты труда являются повремен
Повременной
называется такая форма платы,
когда основной заработок
Повременная оплата может быть простой и повременно-премиальной.
По способу начисления
заработной платы данная
Сдельная
оплата труда: при этой
Сдельная форма
оплаты труда по методу
При аккордной системе размер оплаты устанавливается не на отдельную операцию, а на весь заранее установленный комплекс работ с определением срока его выполнения.
Сдельно-прогрессивная
система в отличие от прямой
сдельной характеризуется тем,
что оплата труда рабочих по
неизменным расценкам
Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности или качества. При этом рассматривается производительность всего предприятия или производственного участка, т. е. групповая или коллективная эффективность, и премирование всех работников, а не избранных. Отметим, что все эти системы ориентированы на работников, получающих почасовую заработную плату, индивидуальные трудовые усилия которых не всегда на прямую связаны с конечным результатом. Это и служащие, и рабочие-повременщики.
Существует несколько видов систем денежного вознаграждения персонала, основанных на коллективном распределения выгод от роста производительности.
7. 3. Психологическая система мотивации
Все существующие теории мотивации в зависимости от понимания процесса можно условно объединить в две группы:
Рассмотрим содержание основных теорий мотивации.
Содержательные теории
В этой теории по-другому (не иерархично) представлены высшие уровни пирамиды Маслоу:
1.Потребность в успехе, достижении.
2. Потребность в причастности, соучастии.
3.Потребность властвовать.
Соответственно, выделяют три типа менеджеров:
Достигатели - ориентированы прежде всего на успех, как правило, идут на умеренный риск, проявляют инициативу, нуждаются в конкретном поощрении.
Контактеры - ориентированы на соучастие и общение, потребность в принадлежности значительно сильнее потребности во власти, открыты, социально активны, нуждаются в признании.
Силовики - испытывают большую потребность во власти, обладают высоким уровнем самоконтроля, высоко ценят возможность выразить себя.
Алдерфер выделял три категории потребностей:
1. Физиологические потребности. 2. Потребность в материальной безопасности.
Четыре ключевых компонента ERG теории:
Последовательность удовлетворения согласуется с положением Маслоу о том, что потребности высших уровней приобретают возрастающую важность по мере того, как удовлетворяются потребности более низких уровней.
Разочарование проявляется тогда, когда индивид попытался удовлетворить некоторые конкретные потребности, но потерпел неудачу. В результате разочарование может сделать удовлетворение не достигнутой потребности для персоны даже более важным, несмотря на то, что эта персона может вновь потерпеть неудачу в ее достижении.
В случае повторной неудачи третий компонент обратная последовательность разочарования может привести персону, потерпевшую повторное разочарование к сдвигу внимания в сторону потребностей более низкого уровня, более конкретных и достижимых.
Устремление фиксирует, что рост представляет собой внутренний фактор удовлетворения. Чем в большей степени персона растет и развивается, тем в большей степени она стремиться к росту. Поэтому, чем в большей степени персона удовлетворяет потребности в росте, тем в большей степени заинтересована, чтобы удовлетворять их.
Исследуя мотивацию, Герцберг предположил, что эффективность и качество работы сотрудников зависит от двух факторов:
- Гигиенические факторы - при отсутствии которых работники не получали удовлетворение от работы. Эти факторы снижали неудовлетворенность, но не способствовали повышению удовлетворенности. К гигиеническим факторам Герцберг отнес: способ управления; политику компании; отношения с непосредственным руководителем; условия труда (шум, освещенность, комфорт); заработную плату; отношения с сотрудниками; отношения с подчиненными, статус; безопасность.
- Факторы-мотиваторы - при отсутствии которых ступень удовлетворенности была низкой, однако это никак не влияло на неудовлетворенность сотрудников. К факторам-мотиваторам Герцберг отнес: достижения; признание успеха; работа как таковая (интерес к работе и заданию); ответственность; продвижение по службе; профессиональный рост.
Процессуальные теории
1.Теория ожидания Виктора Врума "Теория ожиданий", предложенная В. Врумом, американским исследователем, в 1964 г. в его книге "Работа и мотивация", говорит о том, что ожидание вознаграждения активизирует поведение, и именно осознаваемое вознаграждение, связываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению его определенную направленность. Индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных или отношений:
- Взаимосвязи между затратами труда и результатами
- Взаимосвязи между результатом и вознаграждением
- Привлекательности (валентности) вознаграждения
МОТИВАЦИЯ = (З-Р) х (Р-В) х ВАЛЕНТНОСТЬ
2.Теория справедливости Стейси Адамса Теория справедливости гласит, что работник при формировании своей мотивации, т.е. настроенности на совершение каких-то действий исходит из субъективной оценки, в основе которой лежат такие сопоставления:
При этом человек делает вывод, что если его труд оценивается как минимум не ниже аналогичного труда других людей, то затраты усилий носят оправданный, с его точки зрения, характер и степень мотивации такого человека, как правило, достаточно высока. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость.
Можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного.
3.Модель Портера - Лоулера. Американские исследователи Л. Портер и Э. Лоулер в 1968 г. объединили теорию ожиданий и теорию справедливости в рамках одной мотивационной модели. В этой модели выделены пять переменных, оказывающих, по мнению авторов, свое воздействие на мотивацию работника: