Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:54, курс лекций
. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь.
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,
Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же его применение требует глубокого изучения конкретной производственной ситуации и людей.
Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и истории менеджмента как науки вообще.
Менеджмент
появился в США в конце прошлого
века, и с тех пор эта страна
по праву считается родиной
Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.
В целом, подводя
итог краткому анализу американского
менеджмента, следует отметить, что
он отличается упором на личность менеджера,
как одну из составляющих успеха всего
дела, узкую специализацию и
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».
По мнению
японского специалиста по менеджменту
Хидеки Йосихара, есть шесть характерных
признаков японского
Рассматривая российские традиции
управления, следует отметить, что
в результате отсутствия частной
собственности в советский
Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.
Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства.
Новая экономическая политика государства несколько «ослабила гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.
Естественно, что всякое действие
вызывает противодействие, поэтому
некоторое «ослабление гаек»
в период правления Н.С.Хрущева
и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не
меньшим спросом с партийных
и хозяйственных руководителей
всех уровней, приводит отрыву высших
слоев управления от действительности.
Нереальные планы производства, спускаемые
сверху вызывают волну приписок и
искажения результатов
Распад Советского Союза ставит
проблемы борьбы с кризисом перед
правительством России. Основным девизом
первого этапа возрождения
Для развития экономики применяется
способ, весьма похожий на предыдущий
исторический опыт: жесткий контроль
государства за экономикой, протекционизм
правительства по отношению
к отечественной
В целом складывается такой облик русского менеджмента:
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
Процесс принятия решений. Это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
Предпочтение
способа организации выработки
управленческого решения
Сущность
планирования в условиях рыночной экономики
заключается в научном
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой.
Общим или
итоговым предметом плановой деятельности
на предприятиях служат проекты планов,
которые носят различные
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании
обоснование принимаемых
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение кот. является для неё желательным и на достижение кот. направлена её деятельность. Существует неск. ключевых требований, кот. должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
1) цели должны
быть достижимыми, они не
2) цели дол.быть
гибкими, чтобы они оставляли
возможность для их
3) цели должны
быть измеримыми, т.е. дол. быть
сформулированы таким обр., чтобы
их можно было количественно
измерить или оценить каким-
4) цели дол. быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении долж. осуществляться функционирование организации
5) цели долж. быть совместимыми, т.е. долгосрочные – соответствуют миссии, а краткосрочные – долгосрочным
6) цели д.б.
приемлемыми для основных
В различной литературе приводятся классические схемы организационных структур предприятий:
Иерархические (бюрократические) типы структур
Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века (М. Вебер, А. Файоль).
Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет
так называемый «шахтный» принцип
построения и специализация
Линейно - штабная организационная структура
Такой вид организационной структуры
является развитием линейной и призван
ликвидировать ее важнейший недостаток,
связанный с отсутствием