Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:54, курс лекций

Описание работы

. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,

Файлы: 1 файл

менеджмент ответы.docx

— 99.73 Кб (Скачать файл)

Итак, несмотря на то, что поведенческое направление  в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же его применение требует глубокого  изучения конкретной производственной ситуации и людей.

  1. Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).

Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и истории  менеджмента как науки вообще.

Менеджмент  появился в США  в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления».

Исследую  опыт управления, американские социологи  заключают, что экономическое и  социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как  и капиталу. «Менеджмент и капитал  – вот две составляющие, которые  необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя  итог краткому анализу американского  менеджмента, следует отметить, что  он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего  дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой  и формальной структурой управления производством и персоналом.

Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских  и американских. В бедной естественными  ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту  Хидеки Йосихара, есть шесть характерных  признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие   и повышает производительность.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных  и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля  качества.
  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую  размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях.
  6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить  производительность благодаря чистоте и порядку. 

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что  в результате отсутствия частной  собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента  с Петровских времен и до наших  дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую  роль государства в экономическом  развитии страны. Это обуславливается  тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия  развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской  республике, требовали от руководства  страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства.

Новая экономическая политика государства  несколько «ослабила   гайки», но крупная собственность так  и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток  и мало что изменил в традициях  управления. Последующие периоды  индустриализации и Великой отечественной  войны и ликвидации военной разрухи  вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.

Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому  некоторое «ослабление гаек»  в период правления Н.С.Хрущева  и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных  и хозяйственных руководителей  всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают волну приписок и  искажения результатов хозяйственной  деятельности.

Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед  правительством России. Основным девизом  первого этапа возрождения экономики  становится  такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».

Для развития экономики применяется  способ, весьма похожий на предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой, протекционизм  правительства   по отношению  к отечественной промышленности, ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

В целом складывается такой облик  русского менеджмента:

  • Индивидуальная ответственность и направленность руководства и  четкое распределение обязанностей;
  • Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;
  • Жесткая структура управления, медленная обратная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.

Управленческое   решение   -   это   результат   конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и  принятие решений - это творческий процесс  в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Процесс принятия решений. Это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

В зависимости  от организации разработки решений  выделяются следующие управленческие решения:

  • единоличные;
  • коллегиальные;
  • коллективные.

Предпочтение  способа организации выработки  управленческого решения зависит  от многих причин:

  • компетентности руководителя;
  • уровня квалификации коллектива;
  • характера задач;
  • ресурсов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.

Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и  контроль.

Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой.

Общим или  итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам  планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений  и прогноз ожидаемых результатов  опираются на теоретические положения  и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что  каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия  по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации  производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение кот. является для неё желательным и на достижение кот. направлена её деятельность. Существует неск. ключевых требований, кот. должны удовлетворять правильно сформулированные цели:

1) цели должны  быть достижимыми, они не должны  быть нереалистичными, выходящими  за предельно допустимые возможности  исполнителей

2) цели дол.быть  гибкими, чтобы они оставляли  возможность для их корректировки  в соответствии с теми изменениями,  кот. могут произойти в окружении.

3) цели должны  быть измеримыми, т.е. дол. быть  сформулированы таким обр., чтобы  их можно было количественно  измерить или оценить каким-либо  др. объективным способом, была ли  цель достигнута

4) цели дол.  быть конкретными, обладающими  необходимой специфичностью, помогающей  однозначно определить, в каком  направлении долж. осуществляться  функционирование организации

5) цели долж. быть совместимыми, т.е. долгосрочные  – соответствуют миссии, а краткосрочные  – долгосрочным

6) цели д.б.  приемлемыми для основных субъектов  влияния, определяющих деятельность  орг-ии и в первую очередь  для тех, кому придётся их  достигать.

 

  1. Базовые типы организационных структур управления и их особенности.

 

В различной литературе приводятся классические схемы организационных  структур предприятий:

Иерархические (бюрократические) типы структур

Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века (М. Вебер, А. Файоль).

Линейная организационная  структура

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип  построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая  всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих  целей и задач.

Линейно - штабная организационная  структура

Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в  себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами  принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического  планирования и анализа. В остальном  эта структура соответствует  линейной.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"