Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:54, курс лекций
. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь.
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,
Закон товарного производства и обмена товаров на рынке. При этом под спросом понимается представленная на рынке потребность в товарах, а под предложением - товар, который имеется на рынке или может быть доставлен на рынок.
Закон спроса - экономический закон, в соответствии с которым величина спроса на рыночный товар снижается с ростом его цены при прочих равных условиях (мода, доходы потребителей, цены на аналогичные товары, качество).
Закон предложения - экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара). Природа закона предложения заключена в том, что при росте цен производителю, продавцу становится выгоднее продавать большее количество товара.
Закон спроса и предложения - категории
спроса и предложения К. Маркс
называл общественными
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними.
Социальная структура
Отраслевая структура
Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы.
Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство.
Теневая экономика - производство, распределение,
обмен и потребление товарно-
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая
концепция: бюджет должен быть ежегодно
сбалансирован. Вообще, стремление всеми
мерами бороться с бюджетным дефицитом
и не делать государственных заимствований
может привести к отрицательным
последствиям для экономики любой
страны. Допустим, наметился рост безработицы.
Доходы населения падают, налоговые
поступления сокращаются. Правительство,
стремясь получить бездефицитный бюджет,
должно либо увеличить число и
повысить ставки налогов, либо сократить
государственные расходы, либо использовать
сочетание этих мер. Следствием этих
мероприятий будет еще большее
сокращение совокупного спроса и
дальнейший спад в экономике. Такая
бюджетно-финансовая политика ориентирована
только на решение текущих экономических
проблем, но не способна решать перспективные
задачи. Правительство Е.Гайдара
проводило в 1992 бюджетно-финансовую
политику, базирующуюся на концепции
резкого снижения государственных
расходов на социальную политику, пытаясь
таким образом сократить
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Макроэкономические показатели характеризуют развитие экономики, указывают на экономический рост или упадок. Основываясь на них, можно предсказать тенденцию движения цен. Поэтому можно сказать с уверенностью, что выход серьезных данных может приводить к значительным и продолжительным движениям курсов валют.
Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product.)
Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.
ВВП
включает в себя стоимость всех товаров
и услуг, произведенных, например, в
экономике России, в том числе
и продукцию, произведенную на предприятиях,
принадлежащих иностранному капиталу.
Стоимость продукции, произведенной
в России на предприятиях компании
"Данон", принадлежащей иностранцам,
будет входить в состав российского
ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии,
принадлежащем России и расположенном
в одной из стран СНГ, не будет
включена в состав российского ВВП.
Другим показателем, отражающим масштабы
национального производства, является
показатель валового национального продукта
(ВНП, или по-английски GNP, от Gross National Product).
Важнейшие макроэкономические показатели произведенного продукта, доходов и расходов тесно связаны между собой. Это видно из рассмотренной выше модели экономического кругооборота (рис.2.9 и 7.2). Принципиальная идея о связи макроэкономических показателей отражена в системе национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.
Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.
Показатели
СНС используются для описания, анализа
и прогнозирования
Важнейшими разделами СНС являются счет
производства товаров и услуг, счет использования
валового внутреннего продукта, счет образования
доходов. В самой общей форме содержание
этих четов отражено в таблицах 7.3-7.5. Данные
системы национальных счетов России ежегодно
публикуются Государственным комитетом
по статистике РФ в книге "Национальные
счета России. Статистический сборник".
Главные макроэкономические показатели
системы национальных счетов, валовой
внутренний продукт и валовой национальный
продукт, были нами рассмотрены в предыдущем
разделе.
Национальное
богатство – это совокупность
ресурсов и иного имущества страны,
создающая возможность
1) невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения;
2) воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);
3) нематериальное имущество: интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.); человеческий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);
4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.
По определению американского ученого Ф. Котлера маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея удовлетворения человеческих нужд и потребностей (физические нужды и потребности в пище, одежде, тепле, безопасности, социальные нужды и потребности, потребность в знаниях и самовыражении и т.п.). Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его возможностей.
Спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Нетрудно перечислить спрос конкретного общества в конкретный момент времени. Однако спрос – показатель недостаточно надежный, так как он меняется. На смену выбора влияют и изменения цен, и уровень доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности
и запросы удовлетворяются
Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Рынок в маркетинге понимается как совокупность существующих и потенциальных потребителей товара (рынок сбыта).
Ключевым аспектом маркетинга является образ мышления. Он предполагает, что при принятии маркетинговых решений менеджер должен смотреть на все глазами потребителя. Следовательно, эти решения должны быть такими, в которых потребитель нуждается и которых он хочет.
Американская ассоциация маркетинга (AMA) определяет маркетинга следующим образом:
Маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Можно выделить в этом определении четыре составляющих:
1) действие менеджмента (предвидение, определение целей и планирование, удовлетворение спроса);
2) совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности (продукт (замысел), цена, распределение (реализация) и продвижение);