Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:54, курс лекций

Описание работы

. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,

Файлы: 1 файл

менеджмент ответы.docx

— 99.73 Кб (Скачать файл)

К теории черт относят концепции, которые устанавливают  личностные, социальные, интеллектуальные черты, отличающие лидеров и нелидеров. Последние исследования теории черт направлены на изучение мотивации и  специфических навыков, тогда как  ранние исследования были связаны только с личностными характеристиками и общим интеллектом.

К чертам, определяющим эффективность управления, относят  высокую уверенность в себе, энергичность, инициативность, эмоциональную стабильность, устойчивость к стрессу, интернальный локус-контроль. Д. Мак Клелланд и  другие исследователи установили, что  эффективные лидеры в больших  иерархичных организациях испытывают большую потребность во власти, меньшую  потребность в достижениях и  слабую потребность в принадлежности (аффилиации). Оптимальный случай —  доминирование потребности в  достижении и высокая степень  независимости.

По мнению некоторых ученых, эффективность  лидерства обусловлена специальными навыками: аналитическими, ораторскими, навыками активного слушания, аргументирования, памятью на детали, эмпатией и т. п. У читателей есть возможность  оценить наличие у себя необходимых  лидерских навыков в соответствии с перечнем Д. Ханта и Р. Озборна:

1. Концептуальные  навыки — способность анализировать  и решать комплексные проблемы. Управленческие навыки — способность  решать специальные задачи.

2. Навыки  планирования и организации —  способность выбрать курс действий  и сконцентрировать ресурсы для  достижения цели.

3. Навыки  принятия решений — способность  использовать информацию и логику  для поиска альтернативных решений.

4. Поведенческая  гибкость — способность изменять  личное поведение в соответствии  с целями или реагировать на  изменение ситуации.

5. Коммуникативные  навыки — способность эффективно  взаимодействовать с людьми.

6. Административные  навыки — способность стимулировать  и руководить (направлять) людьми  или группами для достижения  цели или выполнения задания.  Объективность — способность  объективно оценивать усилия  персонала и его слабости.

7. Личное  влияние — способность производить  хорошее впечатление.

8. Речевые  навыки и навыки письменных  коммуникаций — способность ясно  и убедительно выражать свои  мысли в устной и письменной  форме.

9. Навыки  снятия стресса — способность  сохранять высокую работоспособность  при наличии стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лидерство. Основные положения теории «Х и Y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.

Дуглас Мак  Грегор, известный ученый в области  лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х”:  

1. Люди изначально  не любят трудиться и при  любой возможности избегают работы.

2. У людей  нет честолюбия, и они стараются  избавиться от ответственности,  предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше  всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить  людей трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль и угрозу  наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ, обычно, как можно больше, централизует полномочия, структурирует работу подчиненных  и почти не дает им свободы в  принятии решений, стремится упростить  цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить  свою специфическую задачу, что позволяет  легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой  в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое  давление, как правило, угрожать.

Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко  и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных  и использует наиболее автократичный  стиль управления.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный  автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы  разрешать или поощрять их участие  в планировании заданий. Но он сохраняет  за собой фактическую власть принимать  и исполнять решения. И как  бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический  стиль дальше, структурируя задания  и навязывая неукоснительное  соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение  сотрудника.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией “Y”:  

1. Труд процесс естественный. Если  условия благоприятные, люди не  только примут на себя ответственность,  они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать  самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией  вознаграждения, связанного с достижением  цели.

4. Способность к творческому решению  проблем встречается часто, а  интеллектуальный потенциал среднего  человека используется лишь частично.  

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности  в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Демократичный  настоящий руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные  принимают активное участие в  принятии решений и пользуются широкой  свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий  контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена  до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее  звено, обеспечивая соответствие целей  производственной группы целям организации  в целом и заботясь о том, чтобы  группа получала необходимые ей ресурсы.

Поскольку демократичный  лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня в социальном взаимодействии, успехах  и самовыражении, он пытается сделать  обязанности подчиненных более  привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.

Различного  рода исследования позволяют утверждать, что руководители - приверженцы как  теории X, так и теории Y достигают  значительных успехов в бизнесе.

Возможно, самое  раннее исследование эффективности  стилей лидерства было проведено  Куртом Левином и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога  и одновременно более зависимое  и покорное поведение. По сравнению  с демократичным руководством, при  либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

Более поздние  исследования не полностью подтвердили  выводы о том, что автократичное  руководство обеспечивало более  высокую продуктивность, но более  низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для  поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой  производительности труда и высокой  степени удовлетворенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы субъектов предпринимательского бизнеса.

В системе  определений типов субъектов  предпринимательского бизнеса, различающихся  между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний  бизнес. В их состав входят предпринимательские  фирмы и не входят ПБОЮЛ. Крупные  предпринимательские фирмы являются прямой противоположностью малым предприятиям по всем параметрам деятельности. Как  правило, крупный бизнес состоит из наиболее влиятельных в отрасли, на локальном рынке или в масштабах национальной экономики субъектов предпринимательства, которые обладают доминирующим положением, либо стремятся к нему. Субъекты среднего предпринимательства обычно специализируются на деятельности внутри строго ограниченных рыночных ниш, где они обладают устойчивыми конкурентными позициями.

Как правило, количественные параметры разграничения  предпринимательских фирм обусловлены  качественными параметрами, прежде всего, типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия – это  обычно частные фирмы или коллективные предприятия с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние  и крупные фирмы – это чаще всего акционерные общества и  общества с ограниченной ответственностью.

Отнесение субъектов  предпринимательства к среднему, либо к крупному бизнесу не влечет за собой ни в России, ни за рубежом  никаких административных, экономических  и политических последствий. Поэтому  дальнейшее ознакомление с этими  типами предпринимательства мы продолжим  при рассмотрении конкретных организационно-правовых форм и видов бизнеса, а также  организационного функционирования предпринимательских  фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкуренция и ее виды

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Существует множество критериев  и подходов к классификации конкуренции.

  • Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
  • Конкуренция подразделяется на открытую,  закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. 
  • Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция – следствие  того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные  автомобили одного класса, но с разными  по мощности двигателями.

Предметная конкуренция – результат  того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция  иногда называется межфирменной, что  в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными  обычно являются и два других вида конкуренции.

  • В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства

И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества: ценовая и неценовая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса

Существуют две формы  правового статуса предпринимателя  — индивидуальный предприниматель  и юридическое лицо.

Индивидуальное предпринимательство  — самый простой и самый  древний тип предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет  один собственник. Он самостоятельно решает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжается полученной выручкой и несет неограниченную материальную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга, например, предприниматель рассчитывается своим имуществом. Такая перспектива вполне реальна, ведь, как показывает статистика, ежегодно разоряется ничуть не меньше индивидуальных предпринимателей, чем регистрируется новых.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"