Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:54, курс лекций
. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь.
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,
К теории черт относят концепции, которые устанавливают личностные, социальные, интеллектуальные черты, отличающие лидеров и нелидеров. Последние исследования теории черт направлены на изучение мотивации и специфических навыков, тогда как ранние исследования были связаны только с личностными характеристиками и общим интеллектом.
К чертам, определяющим эффективность управления, относят высокую уверенность в себе, энергичность, инициативность, эмоциональную стабильность, устойчивость к стрессу, интернальный локус-контроль. Д. Мак Клелланд и другие исследователи установили, что эффективные лидеры в больших иерархичных организациях испытывают большую потребность во власти, меньшую потребность в достижениях и слабую потребность в принадлежности (аффилиации). Оптимальный случай — доминирование потребности в достижении и высокая степень независимости.
По мнению
некоторых ученых, эффективность
лидерства обусловлена
1. Концептуальные
навыки — способность
2. Навыки
планирования и организации —
способность выбрать курс
3. Навыки
принятия решений —
4. Поведенческая
гибкость — способность
5. Коммуникативные
навыки — способность
6. Административные
навыки — способность
7. Личное
влияние — способность
8. Речевые
навыки и навыки письменных
коммуникаций — способность
9. Навыки
снятия стресса — способность
сохранять высокую
Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х”:
1. Люди изначально
не любят трудиться и при
любой возможности избегают
2. У людей
нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности,
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить
людей трудиться, необходимо
На основе
таких исходных предположений, автократ,
обычно, как можно больше, централизует
полномочия, структурирует работу подчиненных
и почти не дает им свободы в
принятии решений, стремится упростить
цели, разбить их на более мелкие,
каждому подчиненному поставить
свою специфическую задачу, что позволяет
легко контролировать ее исполнение,
т.е. плотно руководит всей работой
в пределах его компетенции и,
чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать
Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией “Y”:
1.
Труд процесс естественный. Если
условия благоприятные, люди
2.
Если люди приобщены к
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4.
Способность к творческому
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Демократичный настоящий руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой
Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.
Различного рода исследования позволяют утверждать, что руководители - приверженцы как теории X, так и теории Y достигают значительных успехов в бизнесе.
Возможно, самое
раннее исследование эффективности
стилей лидерства было проведено
Куртом Левином и его коллегами.
В своем знаменитом исследовании
Левин обнаружил, что авторитарное
руководство добивалось выполнения
большего объема работы, чем демократичное.
Однако на другой чаше весов были низкая
мотивация, меньшая оригинальность,
меньшее дружелюбие в группах, отсутствие
группового мышления, большая агрессивность,
проявляемая как к
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.
В системе
определений типов субъектов
предпринимательского бизнеса, различающихся
между собой по количественным признакам,
наряду с малыми предприятиями (мелким
бизнесом) выделяются крупный и средний
бизнес. В их состав входят предпринимательские
фирмы и не входят ПБОЮЛ. Крупные
предпринимательские фирмы
Как правило, количественные параметры разграничения предпринимательских фирм обусловлены качественными параметрами, прежде всего, типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия – это обычно частные фирмы или коллективные предприятия с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы – это чаще всего акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Отнесение субъектов
предпринимательства к
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Существует множество
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция –
И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества: ценовая и неценовая.
Существуют две формы
правового статуса
Индивидуальное