Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
[gl]Тема №1. Теоретические и методологические основы менеджмента [:]
Теорию управления принято рассматривать
как комплексную науку или
научное направление, опирающееся
на многие теоретические и прикладные
знания. Это объясняется
Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Предметная
область теории управления в широком
аспекте охватывает социально-экономические,
социально-психологические и
Под субъектом
управления понимают физическое или
юридическое лицо, от которого исходит
властное воздействие. Властные полномочия
субъекта, экономические и морально-
Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и включает все присущие ему элементы – предмет труда, средства труда, сам труд, а также его результаты.
Предметом
и результатом труда в
Средствами управленческого труда является все, что способствует осуществлению операций с информацией, - компьютеры, телефоны, авторучки.
Методы управления представляют собой способы воздействия субъекта на объект управления, способы достижения конкретной цели в процессе управления хозяйственной деятельностью организации.
С помощью методов управления реализуются функции менеджмента. Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Единство методов управления предопределяется общностью используемых для этого методологических подходов. Например, использование программно-целевого управления предполагает системное сочетание элементов этого методического подхода — четкое определение цели и этапов ее достижения, выделение необходимых средств и ресурсов, осуществление разработанного плана требует создания и функционирования специального аппарата управления, а для обеспечения взаимодействия всех участников ее реализации должна функционировать система мотивации труда и т.д.
Методическая
база менеджмента Казахстана формировалась
и развивалась адекватно
Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.
Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требует их классификации. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
Менеджмент
это самостоятельный вид
Задачи менеджмента по характеру влияния на эффективность деятельности организации могут быть объединены в следующие четыре группы.
Первая группа задач включает задачи, результат решения которых оказывает непосредственное воздействие на эффективность организации. К этой группе в образовательной организации относятся задачи обеспечения образовательной деятельности, разработки и реализации инновационных технологий оказания образовательных услуг.
Вторая группа — задачи, решение которых влияет на действия организации через промежуточные организационные формы. Эта группа охватывает задачи маркетинга образования, планирования образовательного процесса, контроля, распределения ресурсов.
Третья группа — задачи, решение которых оказывает влияние на решение задач первой или второй группы. В эту группу входят различные задачи учета, анализа, аудита.
Четвертая группа — задачи, которые не влияют на образовательный процесс и организацию непосредственно, однако их выполнение необходимо для нормального функционирования организации. Для решения перечисленных групп управленческих задач должны существовать соответствующие технологии и подготовленные люди — менеджеры и специалисты.
По мнению
ряда экспертов целесообразно
Так, прежде всего следует упомянуть об организационном управлении, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т. п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.
Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или текущего управления. Причем в рамках первого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность. Второе же связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, внесением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
Важно иметь в виду, что текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, к которым относят: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы и эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).
Итак, управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации
к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
Далее, управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Управление инновациями (
Управление маркетингом, одной из наиболее важных и сложных сфер хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т. п.
Управление кадрами (или более широко — социальное управление) решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Сущность финансового управления состоит в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
Таким образом становится понятно, что среди важнейших целей менеджмента выделяются прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. И все же конечной его целью становится обеспечение прибыльности (доходности) функционирования данной компании (фирмы). Это достигается посредством оптимальной организации производственного процесса, включая управление производством и совершенствование технической базы, а кроме того, по возможности более эффективное использование имеющегося кадрового потенциала.
Иными словами, наиболее важной задачей менеджмента по праву является соответствующая организация товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке
4. Модели менеджмента
Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческими кадрами указаний «сверху» Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У.Оучи.
Японская
модель, являющаяся результатом специфической
культуры и экономической системы,
оценивается специалистами как
обеспечивающая наибольшую гармоничность
и мобильность организации, так
необходимую в современном
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.
Идеальная
(в смысле эффективности и