Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
Современная компьютерная технология обработки информации требует ее определенной формализации. Информация, представленная в формализованном виде, получила название «данные». Как уже отмечалось выше, информация может размещаться на различных физических носителях (бумажных, магнитных) и находиться в статическом или динамическом состоянии.
Статическое состояние информации связано с ее более или менее длительным организованным хранением и накоплением в базах данных. Под базой данных понимается вся необходимая для решения определенного класса задач информация, записанная на машинных носителях и организованная по определенным правилам, обеспечивающим удобство хранения, поиска и преобразования данных.
Динамическое состояние
В деятельности крупных организаций, особенно имеющих региональную структуру, передача оперативной и достоверной информации становится первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. Поэтому для современного менеджмента характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на новейшей компьютерной технике, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть.
3. Информационные системы
Управленческая
•технические средства обработки информации (компьютеры);
•внутренние и внешние каналы передачи информации (каналы связи);
•собственно информация, зафиксированная на соответствующих носителях.
Принципы ВИС. Создание ВИС базируется на следующих основных принципах:
•унификация и многократность использования информации, что позволяет существенно сократить дублирование и ограничить количество используемых показателей, уменьшить объем информационных потоков и повысить степень использования информации;
•совместимость (техническая, программная, организационная) отдельных элементов и подсистем ВИС, повышающая надежность ее функционирования и снижающая затраты на создание и модернизацию;
•многовариантность расчетов в процессе подготовки и принятия управленческих решений, дающая возможность их оптимизации.
Цели ВИС. Проектирование, создание и использование в организации внутрифирменной информационной системы направлены на достижение следующих важнейших целей:
•автоматизация
административно-
•повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений и снижение степени риска в результате повышения качества используемой информации;
•создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации как в централизованном, так и в децентрализованном режимах;
•непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.
Функции ВИС. К основным функциям ВИС можно отнести следующие виды задач, решаемых в организации с их помощью:
определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема;
разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;
определение
потребности в технических
координация всех работ по информационному обслуживанию;
автоматизированная обработка и выдача документов и текстовой информации.
Основной компонент информационной системы — технические средства — развивается и обновляется такими высокими темпами, что, несмотря на сравнительно короткую историю их применения в практике менеджмента, в ней можно выделить уже несколько этапов.
Этап 1. Период 50-х — 60-х годов. Характеризуется созданием и использованием крупногабаритных ЭВМ, специализированных систем передачи данных, централизованной формой хранения, обработки и доступа к информации.
Этап 2. Период 70-х годов. Характерно бурное развитие электроники, создание микропроцессоров и их использование в разнообразных производственных, транспортных и других системах, миниатюризация средств вычислительной техники и широкое применение мини- и микроЭВМ, а чуть позже — появление первых персональных компьютеров.
Этап 3. Период 80-х — 90-х годов. Наиболее характерной отличительной особенностью этого этапа развития информационных систем является создание массового производства дешевых общедоступных персональных компьютеров и их широчайшее применение во всех сферах человеческой деятельности, а также формирование национальных и глобальной (Интернет) компьютерных сетей. Именно этот этап стал началом перехода к постиндустриальному информационному обществу.
Лекция «Коммуникации в менеджменте»
Без коммуникаций невозможна любая деятельность, тем более управленческая.
Коммуникации (communication) – общение, обмен информации между двумя и более людьми, организациями и внешней средой. Осуществление коммуникаций – это связывающий процесс, сложный по своей природе. Необходимо, чтобы мысли и слова менеджеров были понятны другим людям. Поэтому, изучая менеджмент, необходимо ознакомиться с природой коммуникаций, а также с тем, что можно предпринять, чтобы эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и с другими лицами.
Проведенные исследования установили, что менеджеры тратят от 50 до 90 % времени именно на осуществление коммуникаций. Для успеха организации необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации, как показывают исследования, одна из главных сфер возникновения проблем.
Анализируя процесс коммуникаций, прежде всего, выясним – где вне и внутри организаций требуются эффективные коммуникации, т.е. выясним виды коммуникаций.
Виды коммуникаций:
Коммуникации между
Организациям приходится писать в государственные структуры (налоговую инспекцию, администрацию) отчеты о своей деятельности. Приходится проводить собрания, обсуждения, телефонные переговоры и т.д. Все это реакция на возможности и проблемы, создаваемые внешней средой.
Межуровневые коммуникации в организации. Данный вид коммуникаций предполагает перемещение информации внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. При этом информация может передаваться как по нисходящей, так и по восходящей коммуникации. В первом случае подчиненным уровням сообщается о текущих задачах, рекомендациях и т.д. Во втором случае осуществляется функция оповещения верха о том, что делается на низших уровнях (отчеты, справки, информации), какие возникли проблемы; сообщается инициатива от отдельных членов или группы, направление на повышение производительности труда, повышение конкурентоспособности (предложения снизу). На некоторых предприятиях создаются группы из рабочих (кружки качества), которые 1 час в неделю собираются для обсуждения и решения проблем производства, обслуживания потребителей.
Особо важным компонентом коммуникаций по вертикали являются коммуникации «руководитель-подчиненный». Исследования показали, что 2\3 коммуникационной деятельности руководителя реализуется между управляющим и управляемым. Например, декан-зав. кафедрой, секретарь деканата и т. д. Важен обмен информациями между руководителем и его рабочей группой.
Организация нуждается и в горизонтальных коммуникациях.
Как известно, организация состоит из подразделений. Обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Например, в сфере розничной торговли региональные управляющие по обмену могут периодически собираться для обсуждения общих проблем, координации стратегий сбыта и обмена информации о продукции; в вузе деканы собираются для координации учебных программ, организации воспитательной работы.
Неформальные коммуникации.
Как уже отмечалось в рамках формальных организаций имеются неформальные организации людей. Основным каналом неформальной коммуникации является канал распространения слухов. У слухов репутация неточной информации. Тем не менее, исследования показывают, что слухи оказываются точной информацией. По крайней мере, 80-90% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Слухи – весьма влиятельная информация независимо от ее точности.
Например, типичная информация, передаваемая по каналам слухов - предстоящее сокращение работников
-новые меры наказания за опоздание,
-изменения в структуре организаций,
-грядущие перемещения и повышения.
Некоторые руководители, определив канал слухов, специально организовывают «утечку» информации, чтобы проверить реакцию подчиненных, затем вносят коррективы в свои решения.
Таким образом, мы рассмотрели, как широко обмен информации охватывает разные части организации и влияет на эффективность ее деятельности.
Однако не всегда обмен информацией эффективен. Нередко значительная часть нисходящей информации не доходит до исполнителей, а та, что доходит - не точна, не полная. Обмен информации предполагает именно обмен. То есть получивший ее должен сообщить свою реакцию. Если этого нет, то обмен информацией – неэффективен.
2.Процесс коммуникаций
Чтобы лучше понимать процесс обмена информации и условия его эффективности, следует иметь представление о составных частях этого процесса.
В процессе обмена информацией можно выделить 4 элемента этого процесса.
Отправитель информации – лицо, которое генерирует идеи или собирает и передает информацию;
Сообщение (собственно информация, закодированная с помощью символов);
Канал – средство передачи информации;
Получатель – лицо, которому предназначалась информация, которая расшифровывается.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:
Для того чтобы обмен информацией достиг цели, необходимо эффективно выполнять каждый этап коммуникаций.
Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщения. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, производя действия, которых ждал от него отправитель.
Важным понятием процесса коммуникаций являются «обратная связь» и « помехи» (шум ).
При наличии «обратной связи» отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. То есть отправитель становится получателем информации о том, как он понял, что сделано в направлении реализации идей. Руководитель, который не наладит обратную связь, отсекает себя от реальной действительности, эффективность его управленческих действий резко снижается.
Помехи или «шум» – это то, что искажает смысл. Шум может возникать из-за таких причин, как неточность языка, так и различия у людей в восприятии информации, что искажает смысл.
Обмен информации осуществляется письменным путем, посредством использования компьютера. Но от 50 до 90% своего времени руководитель тратит на разговоры, т.е. осуществляет прямой межличностный обмен информацией.
Коммуникационные каналы: устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети.
При межличностном
обмене информацией возникает
-неправильное восприятие;
-семантические преграды;
-неправильное использование «языка жестов» (невербальных символов);
-некачественная обратная связь;
-плохое слушание.