Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".
Хороший коллектив должен постоянно пребывать в состоянии поиска нового, а также гасить своевременно конфликты и стрессы. Вышестоящий руководитель должен оказывать коллективу помощь в становлении и создании нормального климата в нем.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата (М. П. К.):
1) доверие
и высокая требовательность
2) доброжелательность и деловая критика;
3) свободное выражение мнение;
4) отсутствие
давление руководителей на
5) достаточная
информированность членов
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
7) высокая
степень эмоциональной
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым членом группы. [kgl]
Лекция «Планирование как функция менеджмента
1. Содержание, цели, задачи планирования
Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т.д.
Существует
два подхода к пониманию
В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов — планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.
Спланировать деятельность предприятия – это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска. В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения предприятием на макроэкономическом уровне.
Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
2. Виды планов, форма планирования
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.
Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.
В зависимости от содержания плановых решений формы планирования следующие:
Суть стратегического планирования – в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Оперативно-календарное планирование включает составление краткосрочных планов, в которых содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс.
3. Принципы планирования
Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения.
Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.
Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.
Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.
Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события. Непрерывность планирования требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно меняющиеся условия реальной экономической ситуации.
Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала, оплату труда и др. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.
Непротиворечивость планирования предполагает наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений. Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия.
Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.
«Стратегическое планирование»
1. Разработка стратегического
Стратегия
– это греческое слово «
Стратегия представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение конечной цели организации.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что сделать для их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существенная – обозначается как миссия. Цели разрабатываются для осуществления этой миссии. Они должны обладать рядом характеристик, быть достижимыми и измеримыми, ориентированными во времени.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для организации. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительного периода времен, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было их скорректировать под влиянием постоянно меняющейся деловой, социальной среды.
Само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха. Как, например, автомобиль великолепной конструкции, заправленный плохим бензином низкого качества. Ошибки, допускаемые руководителями в выполнении других управленческих функций – организации, мотивации, контроля – могут привести к неудаче стратегическое планирование.
Некоторые организации, менеджеры могут достичь определенного уровня успеха и без стратегического планирования (формального планирования). В то же время в условиях современных темпов изменения и увеличения знаний, стратегическое планирование представляет единственный способ формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно снимает риск принятия неправильного решения. В мире организаций сегодня оно становится правилом. Исследования показывают, что планирование приносит пользу. Они вскрывают сильную корреляционную зависимость успеха организации от планирования.
Формулирование
стратегического плана
2. Управление процессом реализации стратегии
Первым и самым существенным решением при планировании является выбор целей. Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Выработанные на ее основе цели служат критерием последующего процесса принятия управленческих решений. Без осознания главной цели невозможно выбрать альтернативу. Наиболее преуспевающие организации имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку цели.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях.
Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Им кажется, что она очевидна: «конечно, получать прибыль». Однако организация – это открытая система, она может выжить лишь в том случае, если будет удовлетворять какую-то общественную необходимую потребность, находящуюся вне ее самой. Организация должна следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому именно там она должна отыскивать общую цель организации.
Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, т.к. только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем.
Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации потому, что прибыль – это внутренняя, хотя и очень важная цель.
Генри Форд, определил миссию своей компании: «представление людям дешевого транспорта, прекрасно зная, что при этом прибыль у него обязательно будет».
Общефирменные цели формулируются, устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели обладают рядом характеристик:
Люди привыкли стремиться к достижению цели-вознаграждения, и повышение по службе связано с достижением цели. А если она завышена, то мотивация людей ослабляется.