Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:10, курс лекций
Работа содержит курс лекций по стратегическому менеджменту.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Лектор: Верховская Ольга Рафаиловна ауд. 247
Лекция 1
Тема 1: ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривая эволюцию систем управления принято выделять 4 основных системы разработки и внедрения стратегий, бюджетное планирование, вошедшее в практику в начале 20 в.
Этот период характеризуется политикой предложения стандартного товара по наименьшей цене, что требовало умения производить продукцию с минимальными затратами. В условиях повторения прошлых событий и их предсказуемости от руководства компании требовалось не планирование будущего, а эффективное управление.
Рост темпа изменений привел к тому, что с 50 годов в качестве системы управления стало использоваться долгосрочное планирование.
Данная система основывалась на предположении о постепенном развитии среды. Это позволяет экстраполировать тенденции на будущее. В процесс планирования включены составление прогнозов, основанных на прошлых данных о продажах и издержках, и разработка планов увеличения масштабов деятельности и развития ресурсов.
В большинстве популярных стратегических моделей в этот период особое значение придавалось увеличению доли компании на рынке. В 70-е методы долгосрочного планирования, основанные на экстраполяции тенденций прошлого, перестали работать в условиях динамично развивающихся условиях внешней среды и конкуренции. Перемены в характере спроса, процессы бурного роста и дифференциации потребителей, расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение уровня серийности, изменение роли качественных характеристик, усиление случайного характера колебаний, появление новых более эффективных технологий, рост темпа изменений этих технологий.
В этой ситуации необходимо было ориентировать предприятие на изучение потребительских запросов, поведение конкурентов и подготовка их к маневру во внешней среде.
Появление стратегического планирования, которое концентрировало внимание на рыночной ситуации и использовало методы сознательного планирования изменений на основе строгой процедуры их предвидения, регулирования и приспособления к целям организации.
В 90-е годы происходит смена взглядов на возможность использования циклической системы построения стратегий.
Рассматривая минусы существующих систем стратегического планирования, Минсберг выделил:
К началу 90-х стало очевидно, что жесткое разделение процессов формулирования и реализации стратегий губительно сказывается на организациях.
Глобализация экономики, бурное развитие технологий, качественное улучшение коммуникаций и информационных систем привело к необходимости упреждать возможные премены и влиять на события во внешней и внутренних сферах предприятия. В этой ситуации формулирование и осуществление стратегии представляет собой взаимодействующий процесс.
Стратегическое управление как система обладает рядом характеристик:
Сравнительные характеристики системы управления
Бюджетное планирование |
Долгосрочное планирование |
Стратегическое планирование |
Стратегическое управление | |
Предсказуемость событий |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются |
Предсказуемы новые явления и тенденции |
Частичная предсказуемость по слабым сигналам |
Тип изменения |
Медленнее чем реакция фирмы |
Темп изменения сравним с реакцией фирмы |
Темп изменения сравним с реакцией фирмы |
Изменения быстрее чем реакция фирмы |
Процесс |
Циклический процесс разработки стратегии |
Работа в реальном времени | ||
Акцент в управлении |
Реакция на перемены |
предвидение |
исследования |
творчество |
период |
С 1900 |
1950 |
1970 |
1990 |
Стратегия – определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей
5 подходов к определению стратегий:
тут есть 2 важные характеристики:
Не существует единой точки зрения, что такое стратегия. Общее мнение есть по ряду вопросов:
- неразделимость в
- важность стратегических
- стратегия не бывает простой,
индивидуальность и
- стратегия – это содержание и процесс, то есть теория стратегии включает как изучение предпринимаемых действий, так и методов принятия решений об этих действиях и их осуществлении. Стратегию невозможно продумать до конца.
6. стратегия существует на разных уровнях:
1 ур – корпоративная стратегия (
2 ур – бизнес-стратегия (как конкурировать этим бизнесом)
3 ур – функциональная стратегия
(разрабатывается функциональны
7. стратегия предполагает разнообразные мыслительные процессы
Игорь Ансофф, К. Эндрюс, А. Чандлер
Эндрюс исходил из того, что разработка стратегии как практической деятельности включает:
Недостатком подхода Эндрюса было жесткое разделение процессов формулирования и осуществления стратегии.
Эндрюс предложил SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats)
Ансофф – предложил понятие синергии – системный эффект от объединения составляющих элементов предприятия в единой структуре 2+2=5
Предложил дополнить систему стратегического планирования финансовым контролем, решением административных вопросов (организационная структура и распределение ресурсов) и оперативных (бюджетирование и контроль).
М. Портер, Д. Шендел, К. Хаттен
Рассматривая вклад 2го этапа развития теории: в этот период значительно расширилось содержание процесса стратегического управления, были разработаны методики стратегического анализа, предпринимались попытки анализа стратегий на основе изменимых переменных.
Хэмел, Прахалад. Сделали вывод о необходимости рассмотрения компании как сочетание ключевых базисных компетенций, то есть навыков, умений и технологий, позволяющих компании предоставлять блага потребителям.
Колисс, Монтгомери – «Корпоративная стратегия» - на русский язык не переведена.
Брандербургер, Нейблаер – теория соконкуренции
История развития теории стратегического управления свидетельствует о том, что смена этапов не означает полного отказа от идей, господствовавших на предыдущих этапах. Идеи авторов различных направлений взаимопроникают друг в друга, их методы исследования комбинируются.
Принято выделять ряд взаимосвязанных элементов управленческого процесса:
АНАЛИЗ СРЕДЫ
Цель Выбор
Выполнение
Оценка и контроль
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей.
Тема 2: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.
Заинтересованное лицо – это любое лицо или сторона, которые могут влиять на деятельность и политику компании или сами могут оказаться под влиянием её деятельности.
Заинтересованные лица можно классифицировать в зависимости от 2 переменных:
Их интересов
Их власти
Власть – способность оказывать влияние на организацию
Интерес – желание влиять на организацию
низк высокий - Уровень власти
Степень интереса НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ
С помощью схемы оценивают, какое лицо будет иметь наибольшую власть, какие лица могут оказаться в конфликте друг с другом в определении стратегических целей.
Носители интереса: собственники, финансовые учреждения, партнеры, поставщики, потребители, сотрудники.
В широком понимании, МИССИЯ – философия или предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании МИССИЯ – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.
5 этапов написания миссии организации:
5-8 предложений. Миссия должна вырабатываться с учетом факторов: