Лекции по стратегическому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:10, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по стратегическому менеджменту.

Файлы: 1 файл

Лекции по стратегическому менеджменту.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Лектор: Верховская Ольга Рафаиловна          ауд. 247

 

Лекция 1

 

Тема 1: ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

  1. Предпосылки появления стратегического управления

 

Рассматривая эволюцию систем управления принято выделять 4 основных системы разработки и внедрения стратегий, бюджетное планирование, вошедшее в практику в начале 20 в.

Этот период характеризуется политикой предложения стандартного товара по наименьшей цене, что требовало умения производить продукцию с минимальными затратами. В условиях повторения прошлых событий и их предсказуемости от руководства компании требовалось не планирование будущего, а эффективное управление.

Рост темпа изменений привел к тому, что с 50 годов в качестве системы управления стало использоваться долгосрочное планирование.

Данная система основывалась на предположении о постепенном развитии среды. Это позволяет экстраполировать тенденции на будущее. В процесс планирования включены составление прогнозов, основанных на прошлых данных о продажах и издержках, и разработка планов увеличения масштабов деятельности и развития ресурсов.

В большинстве популярных стратегических моделей в этот период особое значение придавалось увеличению доли компании  на рынке. В 70-е методы долгосрочного планирования, основанные на экстраполяции тенденций прошлого, перестали работать в условиях динамично развивающихся условиях внешней среды и конкуренции. Перемены в характере спроса, процессы бурного роста и дифференциации потребителей, расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение уровня серийности, изменение роли качественных характеристик, усиление случайного характера колебаний, появление новых более эффективных технологий, рост темпа изменений этих технологий.

В этой ситуации необходимо было ориентировать предприятие на изучение потребительских запросов, поведение конкурентов и подготовка их к маневру во внешней среде.

Появление стратегического планирования, которое концентрировало внимание на рыночной ситуации и использовало методы сознательного планирования изменений на основе строгой процедуры их предвидения, регулирования и приспособления к целям организации.

В 90-е годы происходит смена взглядов на возможность использования циклической системы построения стратегий.

Рассматривая минусы существующих систем стратегического планирования, Минсберг выделил:

  1. неизменность внешней среды в течении периода разработки плана
  2. стратегии базировались на основе аналитических данных
  3. данный подход основан на жесткой формализации процесса выработки стратегии

К началу 90-х стало очевидно, что жесткое разделение процессов формулирования и реализации стратегий губительно сказывается на организациях.

Глобализация экономики, бурное развитие технологий, качественное улучшение коммуникаций и информационных систем привело к необходимости упреждать возможные премены и влиять на события во внешней и внутренних сферах предприятия. В этой ситуации формулирование и осуществление стратегии представляет собой взаимодействующий процесс.

 

Стратегическое управление как система обладает рядом характеристик:

 

  1. стратегические решения достаточно значимы и влияют на благополучие организации
  2. стратегическое управление имеет дело с проблемами развития
  3. при принятии стратегических решений предприятие рассматривается как открытая система, ориентированная на внешнюю среду.
  4. принятие стратегических решений предполагает разнообразные мыслительные процессы
  5. важнейшую роль играет взаимодействие организации и стратегии
  6. создание стратегии это непрерывный процесс, организация должна быть готова к пересмотру стратегии
  7. современная система стратегического управления должна дать возможность использования знаний отдельных работников в интересах компании
  8. формирование многих современных стратегий происходит в условиях глобализации рынка товаров, капитала, человеческих ресурсов и информации

 

Сравнительные характеристики системы управления

 

 

Бюджетное планирование

Долгосрочное планирование

Стратегическое планирование

Стратегическое управление

Предсказуемость событий

Прошлое повторяется

Тенденции сохраняются

Предсказуемы новые явления и тенденции

Частичная предсказуемость по слабым сигналам

Тип изменения

Медленнее чем реакция фирмы

Темп изменения сравним с реакцией фирмы

Темп изменения сравним с реакцией фирмы

Изменения быстрее чем реакция фирмы

Процесс

Циклический процесс разработки стратегии

Работа в реальном времени

Акцент в управлении

Реакция на перемены

предвидение

исследования

творчество

период

С 1900

1950

1970

1990


 

 

 

 

 

 

  1. Определение понятия стратегия

 

Стратегия – определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей

 

5 подходов к  определению стратегий:

 

  1. определение стратегий как  плана действий

тут есть 2 важные характеристики:

    • стратегия составляется с опережением в отношении к организуемым действиям
    • стратегия разрабатывается целенаправленно

 

  1. для соединения процесса разработки плана и его реализации используется определение стратегии как принципа/образца поведения

 

  1. стратегия как позиция – поиски и предание компании положения на рынке. Направлена на создание определенных видов ценностей.

 

  1. определение стратегии как перспективы

 

  1. стратегия как прием/маневр – чтобы перехитрить конкурента

Не существует единой точки зрения, что такое стратегия. Общее мнение есть по ряду вопросов:

- неразделимость в стратегическом  смысле организации и её окружения

- важность стратегических решений  и их влияние на судьбу организации

- стратегия не бывает простой, индивидуальность и неповторимость  стратегии

- стратегия – это содержание  и процесс, то есть теория стратегии включает как изучение предпринимаемых действий, так и методов принятия решений об этих действиях и их осуществлении. Стратегию невозможно продумать до конца.

 

6.   стратегия существует на  разных уровнях:

1 ур – корпоративная стратегия (каким бизнесом заниматься)

2 ур – бизнес-стратегия (как  конкурировать этим бизнесом)

3 ур – функциональная стратегия (разрабатывается функциональными отделами и службами на основе корпоративной и бизнес-стратегии

 

7.   стратегия предполагает  разнообразные мыслительные процессы

 

  1. Этапы развития теории стратегического управления

 

  1. 60-е – 1я половина 70-х – ШКОЛА ПЛАНИРОВАНИЯ
  2. середина 70 – конец 80 – ШКОЛА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
  3. с 90-х – РЕСУРСНАЯ ШКОЛА

 

  1. На этом этапе существуют 3 ученых

Игорь Ансофф, К. Эндрюс, А. Чандлер

 

Эндрюс исходил из того, что разработка стратегии как практической деятельности включает:

  1. определение возможностей рынка и имеющегося риска
  2. определение доступных компании ресурсов
  3. определение личностных ценностей и устремлений руководства компании
  4. признание роли внеэкономических факторов социальной ответственности

 

Недостатком подхода Эндрюса было жесткое разделение процессов формулирования и осуществления стратегии.

Эндрюс предложил SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats)

 

Ансофф – предложил понятие синергии – системный эффект от объединения составляющих элементов предприятия в единой структуре 2+2=5

Предложил дополнить систему стратегического планирования финансовым контролем, решением административных вопросов (организационная структура и распределение ресурсов) и оперативных (бюджетирование и контроль).

 

М. Портер, Д. Шендел, К. Хаттен

 

Рассматривая вклад 2го этапа развития теории: в этот период значительно расширилось содержание процесса стратегического управления, были разработаны методики стратегического анализа, предпринимались попытки анализа стратегий на основе изменимых переменных.

 

Хэмел, Прахалад. Сделали вывод о необходимости рассмотрения компании как сочетание ключевых базисных компетенций, то есть навыков, умений и технологий, позволяющих компании предоставлять блага потребителям.

 

Колисс, Монтгомери – «Корпоративная стратегия» - на русский язык не переведена.

 

Брандербургер, Нейблаер – теория соконкуренции

 

История развития теории стратегического управления свидетельствует о том, что смена этапов не означает полного отказа от идей, господствовавших на предыдущих этапах. Идеи авторов различных направлений взаимопроникают друг в друга, их методы исследования комбинируются.

 

  1. Стратегическое управление как процесс

 

Принято выделять ряд взаимосвязанных элементов управленческого процесса:

 

  1. целеполагание
  2. анализ внешней и внутренней среды
  3. выбор стратегии
  4. выполнение стратегии
  5. оценка и контроль

 

     АНАЛИЗ СРЕДЫ



 

 

Цель      Выбор



 

 

   Выполнение


 

Оценка и контроль

 

 

Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

 

  1. Носители интересов

Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Заинтересованное лицо – это любое лицо или сторона, которые могут влиять на деятельность и политику компании или сами могут оказаться под влиянием её деятельности.

 

Заинтересованные лица можно классифицировать в зависимости от 2 переменных:

Их интересов

Их власти

 

Власть – способность оказывать влияние на организацию

Интерес – желание влиять на организацию

низк   высокий  - Уровень власти


 

 

 

 

 

 

Степень интереса        НАИБОЛЬШАЯ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ

 

С помощью схемы оценивают, какое лицо будет иметь  наибольшую власть, какие лица могут оказаться в конфликте друг с другом в определении стратегических целей.

 

Носители интереса: собственники, финансовые учреждения, партнеры, поставщики, потребители, сотрудники.

 

  1. Миссия организации

 

В широком понимании, МИССИЯ – философия или предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании МИССИЯ – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования,  в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

 

5 этапов написания  миссии организации:

  1. кто будет писать миссию
  2. сроки написания
  3. для кого пишется миссия – кто основной читатель
  4. выработать формат документа
  5. выработать программу доведения до персонала миссии организации

 

5-8 предложений. Миссия должна вырабатываться  с учетом факторов:

  1. история фирмы
  2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управляющего персонала
  3. состояние среды обитания
  4. ресурсы, которые организация использует для достижения целей
  5. отличительные особенности, которыми обладает организация

Информация о работе Лекции по стратегическому менеджменту