Лекции по стратегическому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:10, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по стратегическому менеджменту.

Файлы: 1 файл

Лекции по стратегическому менеджменту.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

 

В расшифровке, сопровождающей миссию, должно быть изображение целевых ориентиров. Сфера деятельности организации, философия организации. Возможности и способы осуществления деятельности.

 

Цели формирования миссии:

  1. Дать субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация
  2. миссия способствует созданию корпоративного духа
  3. миссия создает возможность для более действенного управления организацией, так как миссия во-первых – база для установления целей, дает общий подход для распределения ресурсов организации, и создает базу для оценки их использования. Миссия расширяет для работника содержание его деятельности, и тем самым, позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

 

 

  1. Стратегические намерения

 

В 1990-х в эконом. литературе стал использоваться термин «стратегическая коммерция», определяющий те лидерские позиции, к которым стремится организация, и одновременно служащий критерием, позволяющим оценить степень приближения к желаемому.

 

Данное понятие предполагает активный менеджмент, включающий в себя концентрацию усилий организации, мотивирование сотрудников через разъяснения им значимости поставленной услуги, а также наличие определенной свободы для индивидуальных и количественных предложений, поддержание трудового энтузиазма через постановку конкретных задач, по мере развития ситуации, а также взвешенное управление ресурсами.

 

  1. Цели организации

 

Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

 

Цели являются исходной точкой планирования деятельности. Во-вторых цели лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования.

 

Цели – это точки отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда.

 

Проблема разработки стратегии связана с различными сторонами деятельности фирмы, на её влияние сильное воздействие оказывают информационные и бихевиористские переменные.

 

В стратегическом поведении фирм существуют большие различия, в связи с этим мы не можем строить стратегию предприятия, выдвигая в качестве единой цели – максимум прибыли, существует ряд направлений достижения цели.

 

Наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:

    • область прибыльности (величина прибыли, уровень рентабельности, доход на акцию предприятия)
    • область положения на рынке  (доля рынка), объем продаж, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж
    • область производительности (издержки на единицу продукции) материалоёмкость, фондоотдача, трудоёмкость.
    • Область финансовых ресурсов, структура капитала, поток денежной наличности
    • Область мощностей организации, размер используемых мощностей, количество единиц техники
    • НИОКР, % величина затрат на выполнение проекта в области научно-исследовательских работ, сроки введения в действие нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок и др.
    • Область работы с покупателями (объем обслуживания клиентов)
    • Область персонала (текучка кадров), увеличение квалификации работников
    • Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций)

 

В организации, имеющей несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющих собой декомпозицию целей более высокого уровня, целей более низкого уровня.

Накопленный в обществе опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно-сформулированные цели.

 

SMART (один из критериев), specific-max конкретный и ясный. Meseurel (цель изменения).

Achivable – цели достижимы.

Relevant – уместная цель

Time out - цели должны иметь срок. Процесс установления целей предполагает прохождение 4 фаз

 

  1. выявление и анализ тренда, который устанавливается в организации
  2. установление целей для организации в целом
  3. построение иерархии целей
  4. установление индивидуальных целей

 

  1. Формализованные методы выявления внутрифирменных целей.

 

самим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3: Внешняя среда современной компании

 

  1. Особенности анализа внешней среды

 

Внешняя среда – анализ внешних, по отношению к компании и способных повлиять на её стратегию, факторов.

 

3 возможности снижения  неопределенности внешней среды

  1. когда необходимость принятия стратегического решения очевидна, а промедление несёт убытки, необходимо завершить процесс анализа
  2. снизить уровень неопределенности посредством поиска дополнительной информации
  3. частично преодолеть неопределенность за счет разработки сценария – модели 1 из возможных направлений развития будущего.

 

Анализ внешней среды проводят на …………………………рынка.

 

    • Анализ внешней среды необходимо оценить каково влияние на существующий потенциал компании тенденций и событий во внешней среде.
    • Необходимо оценить неотложность и доступное время реакции по сравнению с временем, необходимым для разработки и внедрения соответствующей стратегии

 

Сценарий может относиться к бизнесу или любой другой форме деятельности и основываться на отборе прогнозов и предположений относительно будущих событий.

  1. Идентификация сценария (по какому пути развития…)
  2. Разработка 1/нескольких сценариев
  3. оценка вероятности сценария
  4. оценка потерь

 

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Макроокружение не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации (это общие условия и примерно одинаково влияют)

 

Степень влияния зависит от:

  1. размера компании
  2. отраслевой принадлежности

 

Анализ макроокружения сводится к анализу политических, экономических факторов внешней среды.

PEST-анализ. Надо знать на какие показатели ориентироваться. Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы.

 

Показатели: изучение ВВП и его динамики, темпы инфляции, уровень безработицы, уровень процентной ставки, уровень производительности труда, существующие нормы налогообложения, состояние платежного баланса, нормы накопления и тд.

Анализ экономического компонента ни в коем случае не должен сводиться  к анализу отдельных её составляющих, а должен быть направлен на комплексную оценку её состояния.

 

Политическая составляющая изучается в 1-ю очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти, о ………. развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

 

Изучение социальных компонентов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и качество жизни, существующие в обществе обычаи и верования, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и тому подобные вещи.

 

Анализ экономических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции. Для совершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

 

Подход к изучению компонентов

 

При изучении компонентов макроокружения помнить:

  1. Компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга
  2. степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различно.

 

Лекция 04.10.03

 

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния технических составляющих внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия.

 

Анализ покупателей имеет своей задачей состояние профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.

В процессе анализа происходит выявление сегментов рынка. Сегментация представляет собой многомерное, т.е. по различным характеристика деление всех потенциальных потребителей на группы, предъявляющей особые требования к товару или услуге.

 

При  сегментации предприятие сталкивается с  4 проблемами:

  1. определенные переменные, которые могут быть положены в основу сегментации
  2. выбор метода нахождения сегментации
  3. оценка характеристик сегмента
  4. разработка вариантов использования результатов сегментации в принятии решений о конкретных методах ценообразования, продвижения товара и распределение ресурсов (сист.) маркетинга.

 

В исследованиях по сегментации принято разделять рынки на организационных рынок (рынок организации и потребителей) и рынок потребительских товаров, кот распадается на рынок товаров и услуг длительного пользования и рынок часто покупаемых товаров.

 

Базы сегментации различаются по природе процедуры измерения и зависимости от конкретного товара и от конкретных обстоятельств, в которые попадает потребитель при принятии решения

 

Таблица «Базы сегментации потребительского рынка»

 

Характеристики потребителя

Общие

Ситуационные

Объективная оценка

(пол, возраст)

    • демографические факторы
    • социо-экономические факторы ( доход, уровень образования

-характеристики потребления (много, средне и малопотребляющие)

-характеристики верности сорту

-покупательская ситуация

Логическая оценка

Черты личности, стиль жизни

Хар-ки отношений, восприятий, предпочтений


Структура анализа отрасли:

Под отраслью понимают группу фирм, чья продукции имеет настолько схожие качества, что борьба идет за 1 и тех же покупателей, а производство осуществляется по схожей технологии.

 

  1. Определение основных экономических показателей, характеризующих отрасль
  2. определение структуры отрасли
  3. выявление движущих сил в отрасли
  4. каковы группы конкурентов данной отрасли
  5. определение ключевых факторов успеха
  6. оценка общей привлекательности отрасли

 

Источники получения информации:

  1. опубликованные финансовые отчеты (ОАО в 1-ю очередь)
  2. пресс-релизы конкурентов
  3. обзор коммерческих и финансовых средств массовой информации (недовольные покупатели, ушедшие от конкурентов к вам, надо узнать что их неудовлетворило)
  4. банки и фин рынки
  5. бывшие сотрудники конкурентов
  6. торговая ассоциация
  7. эксперты, консультанты
  8. общие поставщики
  9. физическое наблюдение
  10. анализ рынков товаров народного потребления

Основные показатели, характеризующие отрасль:

  1. размер рынка
  2. темпы роста рынка и стадии, на которых находится рынок
  3. масштабы конкуренции
  4. число конкурентов и их относительные размеры
  5. количество покупателей и их финансовые возможности
  6. уровень вертикальной интеграции
  7. направление и темпы технических измерений
  8. препятствие для выхода на рынок и ухода с него
  9. является ли продукция стандартной или дифференцированной

 

Лекция 11.10.03

Результатом взаимодействия 5 групп факторов является конкуренция в отрасли:


 




 


угроза


 

 

Возможности влияния потенциальных конкурентов зависят от барьеров в отрасли и реакции существующих фирм на появление новых конкурентов.

Источники входных барьеров:

  1. Экономия на масштабах производства
  2. дифференциация продукции: потребители превержены к продукции
  3. потребность в К
  4. затраты на переключение – это единовременные затраты покупателей, связанные с заменой поставщика
  5. доступность каналов распределения
  6. дополнительные затраты, не связанные с эффективностью от масштаба.
  7. правительственные субсидии
  8. выгоды отключения
  9. правительственная политика (выдача лицензий, итд)

Информация о работе Лекции по стратегическому менеджменту