Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие подходы к определению и соотношению лидерства и власти в менеджменте, спроектировать и проанализировать модель управления предприятия, работающего в сфере общественного питания.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить понятие, сущность и стили лидерства;
Сделать анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат»
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………. . 4
1.1 Власть в системе управления…………………………………… 4
1.2 Лидерство в системе управления ……………………………… 11
1.3 Классификация стилей управления…………………………… . 19
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИДЕРСТВА И СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ……22
2.1 Организационная структура предприятия ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат» ……………………………………………………22
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия…….. 26
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ, И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОАО «НЕФТЕКАМСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» …………………………………………………………………………… 30
3.1 Цель совершенствования лидерства и стиля управления……30
3.2Оценка эффективности предприятия ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат……………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…… . .44
В той степени, в которой коллектив признает принятую в данной организации "табель о рангах", лидерство можно завоевать, добившись официальной должности: назначение человека на должность начальника подотдела само по себе может наделить его влиянием на сотрудников этого подотдела. Официальное положение придает человеку дополнительное влияние за счет имеющихся в его распоряжении санкций. Начальник подотдела может блокировать продвижение по службе и повышение заработка своих подчиненных или сделать их работу более приятной или легкой. На этом основании мы можем проводить различие между "формальным" лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации, и "естественным" лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени.7
Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство почти всегда окружено неким ореолом. Сторонники редко могут точно оценить все личные качества лидера. Если он способен поддерживать высокую степень доверия к нему членов группы, то они будут вполне готовы поверить, что он умен и хорошо образован. Влияние признанного лидера существенно подкрепляется столь обычным стремлением сторонников идеализировать его.
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Вот почему великие кризисы порождают великих президентов (хотя и не все президенты в великих кризисах проявили себя великими лидерами). Редко бывает (если такое вообще возможно), чтобы лидер мог изменить самые глубинные, основополагающие взгляды, ценности и мнения своих сторонников. Как говорилось выше, его роль заключается скорее в том, чтобы претворять эти взгляды и мнения в согласованную программу действий. Он выступает неким посредником на "рынке" идей и ценностей, путем компромисса и убеждения добивается согласия остальных со своей политикой и предложениями. Лидеру трудно добиться успеха, если он не разделяет большинство коллективных ценностей, поскольку в этом случае бремя компромиссов будет для него слишком тяжелым. Руководитель Управления сельского хозяйства, который не верит в общую идею "паритета" или хотя бы проявляет признаки неверия, не сможет долго пользоваться хоть сколько-нибудь значительным влиянием в Министерстве сельского хозяйства. Человек, считающий, что все безработные — это те, кто никогда хорошо не трудился, на группу социальных работников может оказать лишь негативное влияние.
Очень трудно также стать истинным лидером, не обладая острой восприимчивостью к взглядам и позициям своих сторонников; причем не так уж важно, чем объясняется подобная восприимчивость — тем ли, что лидер понимает ее необходимость и сознательно ее проявляет, или тем, что он просто разделяет эти взгляды. При отсутствии такой восприимчивости он не будет знать, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы. Он не сможет избежать вопросов, способных вызвать в группе серьезные разногласия и оказать на нее разрушительное воздействие. Именно такая восприимчивость, по общему мнению как друзей, так и недругов Франклина Д. Рузвельта, — то качество, которым он обладал в весьма значительной степени.8
Подводя итоги, можно сказать, что лидерство — это скорее двусторонний, нежели односторонний процесс. В какой мере "великий человек" действительно способен изменить курс истории — это спорный вопрос. Однако доподлинно известно, что в очень большой мере лидер должен вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.
1.3 Классификация стилей
Стили руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
Авторитарный стиль
управления, характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Руководитель требует, чтобы о всех делах
докладывали именно ему, единолично принимает
решения или отменяет их. К мнению коллектива
не прислушивается, все решает за коллектив
сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания,
выговоры, лишение различных льгот. Контроль
очень строгий, детальный, лишающий подчиненных
инициативы. Интересы дела ставятся значительно
выше интересов людей, в общении преобладают
резкость и грубость. Авторитарный стиль
руководства отрицательно сказывается
на морально-психологическом климате,
ведет к значительному снижению инициативности,
самоконтроля и ответственности работников
Демократический
стиль управления, характеризуется распределением полномочий,
инициативы и ответственности между руководителем
и заместителями, руководителем и подчиненными.
Руководитель демократического стиля
всегда выясняет мнение коллектива по
важным производственным вопросам, принимает
коллегиальные решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение с
подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений
за качественную и оперативную работу,
доброжелательно и вежливо; по необходимости
применяются приказы. Руководитель стимулирует
благоприятный психологический климат
в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль
управления, характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении коллективом.
Такой руководитель «плывет по течению»,
ждет или требует указаний сверху или
попадает под влияние коллектива. Предпочитает
не рисковать, «не высовываться», увиливает
от разрешения назревших конфликтов, стремится
уменьшить свою персональную ответственность.
Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства предпочтителен
в творческих коллективах, где сотрудники
отличаются самостоятельностью и творческой
индивидуальностью.
Смешанный стиль предусматривает сочетание
перечисленных выше типов. Либеральный,
авторитарный и демократический стиль
могут преобладать у того или иного руководителя,
но никогда не достигают абсолюта, так
же как в природе нет чистых холериков,
флегматиков, сангвиников и меланхоликов
и перечисленные выше темпераменты всегда
проявляются у человека в определённой
пропорции с преобладанием одного из них.
Не существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и др. факторы обусловливают
оптимальное соотношение каждого стиля
и преобладающий стиль руководства. Изучение
практики руководства организациями свидетельствует,
что в работе эффективного руководителя
в той или иной степени присутствует каждый
из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным
стереотипам преобладающий
Сильные и слабые стороны предоставлены в приложении 1;
Характеристика стилей управления предоставлена в приложении 2.
2.АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИДЕРСТВА И СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Организационная структура предприятия ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат»
ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат» является коммерческой организацией, нацеленной на получение прибыли за счет производства и реализации хлебобулочной и кондитерской продукции.
Свою деятельность ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат» осуществляет на основании Устава Общества, ФЗ «Об акционерных обществах» и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность коммерческих организаций. Высшим органом управления акционерного общества является собрание акционеров.
Органами оперативного управления являются Совет директоров и генеральный директор Общества.
Сокращенное название: ОАО «НХК»
Юридический и почтовый адрес:
452680, республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Трактовая 22/ПЗ. Телефакс (34713) 2-20-25, еmаil – nhk_nhk @ mаil.ru.
В структуру хлебокомбината входят три производственных подразделения: производство хлеба, пряников, сдобных сухарей (хлебозавод N 2), булочно-бараночное производство (хлебозавод N 3) и кондитерское производство (хлебозавод N 4), Кроме того хлебокомбинат имеет в своем составе следующие структурные подразделения:
Хлебозавод N 2 специализируется на выпуске формовых и подовых сортов
пшеничного и ржано-пшеничного хлеба, сдобных сухарей, печенья и пряников. Это самое большое по объему выпуска продукции производственное подразделение. Удельный вес в общем объеме производства в натуральном выражении составляет 78.8%, в стоимостном – 57%. В ассортиментный перечень выпускаемой продукции входят 17 наименований хлеба, 12 наименований сдобных сухарей, 15 наименований пряников и 8 наименований печенья.
Хлебозавод N 3 специализируется на выпуске булочно-бараночной продукции. Удельный вес этого производства в общем объеме выпускаемой продукции в натуральном выражении составляет 17.7%, в стоимостном – 23.1%. В ассортиментный перечень входят 12 наименований батонов, 15 наименований сдобных изделий и 10 наименований бараночных изделий.
Хлебозавод N 4 – специализируется на выпуске кремовых изделий. Удельный вес этого производства в общем объеме в натуральном выражении составляет 3.5%, в стоимостном – 19.9%. В ассортиментный перечень входят 40 наименований тортов, 30 наименований пирожных, рулеты, зефир, мармелад.
Продукция на всех производствах выпускается на поточных технологических линиях, в состав которых входят: расстойно-печные агрегаты, тестоприготовительное и разделочное оборудование. Основной задачей производственных структур является своевременный выпуск качественной продукции по заявке отдела сбыта в ассортименте и количестве.
Отдел сбыта является самостоятельной структурой предприятия, выполняющей функции реализации выпускаемой продукции, которая осуществляется двумя путями: через фирменную розничную сеть (46% общего объема реализации) и по договорам поставки оптовым покупателям. Поставка продукции торговым предприятиям производится транспортом предприятия. При втором варианте покупателям предъявляются автотранспортные услуги.
Сбор заявок осуществляется диспетчерами отдела сбыта по телефону. Транспорт по заявке отдела сбыта предоставляет автотранспортный участок.
Автотранспортный участок – подразделение, выполняющее функции содержания, ремонта и предоставления по заявкам структурных подразделений комбината автотранспорта. В состав участка входят: гаражное хозяйство, состоящее из 6 отапливаемых гаражей, ремонтного бокса и помещения для зарядки аккумуляторов; 24 единицы автотехники. Ремонт и содержание транспорта осуществляется силами специалистов предприятия. Кроме хлебных автофургонов, занятых на доставке продукции в торговлю, предприятие полностью обеспечено грузовым автотранспортом, позволяющим организовать бесперебойное снабжение комбината сырьем и материалами.
Отдел снабжения.
Основной функцией этой структуры является
обеспечение предприятия сырьем
и материалами. Снабжение осуществляется
по заявкам структурных
В службу главного инженера входят отдел главного механика (ОГМ), отдел главного энергетика (ОГЭ) и ремонтно-строительная группа (РСГ). Функциями этих структур являются обеспечение работоспособности, ремонта и обслуживания технологического оборудования, инженерных сетей и коммуникаций.
Производственно-
Розничная
фирменная торговля комбината состоит
из 10 передвижных киосков типа Коробейник,
9 стационарных точек и одного автомагазина.
Объем реализации составляет 3.5 млн.
рублей в месяц или 46% от общего объема
продаж. Основная часть стационарных
точек расположена на арендованных
площадях и находится в зависимости
от Арендодателей в плане
Кафе «Уральская трапеза» - предприятие общественного питания, находится в черте города, вне территории хлебокомбината, имеет в своем составе два зала на 60 и 25 посадочных мест, один из которых детский. Товарооборот составляет более 500 тыс. рублей в месяц.
Все производственные структуры предприятия имеют законченный производственный цикл от входа сырья до выхода готовой продукции. Вспомогательные структуры нацелены на обеспечение производственных структур ресурсами и поддержание их работоспособности. Задачей, объединяющей все подразделения комбината, является максимальный объем производства и реализация продукции.
Информация о работе Лидерство и стили управления в ОАО "Нефтекамский хлебокомбинат"