Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:50, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть феномен лидерства как фактор повышения эффективности деятельности организации. Задачи курсовой работы включают следующие вопросы: - сущность лидерства;
- природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства; - стиль руководства; - классификация стилей руководства; - анализ и оценка стилей руководства предприятия «Речицкое РАЙПО»; - экономическая характеристика предприятия; - оценка качества стилей руководителей предприятия; - разработка мероприятий по совершенствованию стилей руководства предприятия.
Введение 3
Сущность лидерства 5
Природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства 5
Стили лидерства, их анализ и система оценок 7
Зарубежный опыт лидерства 13
Анализ лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» 17
Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия «Речицкое РАЙПО» 17
Анализ качеств лидера и авторитета руководителя 25
Оценка и анализ стилей лидерства руководителя 26
Пути повышения эффективности лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» в современных условиях 28
Оценка уровня эффективности труда руководителя предприятия 28
Основные направления совершенствования лидера-руководителя на предприятии «Речицкое РАЙПО» 31
Заключение 33
Список использованных источников 36
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Каждый претендент на руководящую должность должен удовлетворять определенным требованиям, способствующим выполнению возложенных на него задач по управлению. Эти требования подразделяют на общие, закрепленные в законодательстве о труде, в квалификационных справочниках, и специальные, относящиеся к его личности и вытекающие из характера профессиональной деятельности, необходимости выполнения управленческих функций. Основные требования к руководителю включают личные качества – организаторские способности, дисциплина и отношение к труду; приемы работы, конкретность и деловитость; теоретические знания - теории управления, социологии и психологии, технических и экономических дисциплин, права; практический опыт – опыт организации управленческой деятельности, в решении технико-экономических и социально-психологических задач. Рыночные отношения и связанные с ними меняющиеся формы собственности, условия планирования, материально-технического обеспечения, финансирования и кредитования требуют от руководителя любого ранга во многом новых качеств, без которых еще вчера они обходились, а сегодня уже не могут полноценно осуществлять управленческую деятельность. Сегодня к руководителю предъявляются особенно высокие требования. Они должны обладать современным экономическим мышлением, знанием основ науки управления и права, высоким профессионализмом, предприимчивостью, умением видеть перспективу и эффективно хозяйствовать, анализировать и вырабатывать собственную стратегию развития предприятия и трудового коллектива.
Вместе с тем практика показывает, что не все управленческие кадры, и, прежде всего первичных звеньев управления предприятием, оказываются подготовленными к эффективному участию в работе в рыночных условиях. Сегодня квалификационные требования к менеджерам предъявляются и к умению общаться с людьми, формировать коллектив и создавать в нем нормальный морально-психологический климат. Современный руководитель должен стремиться, чтобы подчиненные работники чувствовали удовлетворение от своего труда, принимали участие в управлении; создавать им условия для самостоятельного решения возникающих проблем, возможность зарабатывать (а не только получать) заработную плату. Таким образом, тема курсовой работы представляется актуальной
Цель написания курсовой работы – рассмотреть феномен лидерства как фактор повышения эффективности деятельности организации.
Задачи курсовой работы включают следующие вопросы:
- сущность лидерства;
- природа лидерства
и основные концепции
- стиль руководства;
- классификация стилей руководства;
- анализ и оценка
стилей руководства
- экономическая характеристика предприятия;
- оценка качества стилей руководителей предприятия;
- разработка мероприятий по совершенствованию стилей руководства предприятия.
Объектом изучения курсовой работы является предприятие «Речицкое РАЙПО». Предметом изучения – анализ лидерства и стилей руководства на «Речицкое райпо». Методы изучения – управленческая решетка ГРИД, методы группировки данных, индексный метод. В работе были использованы учебные пособия по менеджменту Гончарова, Беляцкого. Анализ экономического положения предприятия произведен на основании данных бухгалтерских балансов, статистических отчетов по труду.
Структура курсовой работы: введение, одна теоретическая глава и две практические, заключение, список использованных источников.
1. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА
Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер – это тот, кому удается превратить сотрудников в своих единомышленников или последователей. Лидерство в отличие от управления предполагает наличие последователей, а не подчиненных или сотрудников.
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению поставленных целей [1, с. 61].
М, Мескон и Хедоури определяют лидерство как «способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей» [7, с. 261]. Но природа лидерства не есть только часть человеческой природы, которая связана с управлением другими людьми. Как заметили Кунц и О¢Денел, нельзя руководить отдельными частями человека, все аспекты его характера «нанимаются на работу», когда он становится сотрудником. Поэтому лидерство выходит за рамки только выполнения основных функций управления.
Лидерство представляет
собой специфический тип
Менеджер строит свое взаимодействие с сотрудниками в основном на контрактах и в рамках установленных связей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им ориентироваться на новое.
К настоящему времени известны 3 подхода в теории лидерства:
- подход с позиций личных качеств;
- поведенческий подход;
- ситуационный подход.
1. Подход с позиций личных качеств
Согласно личностной теории лидерства, получившей название «теории великих людей», лучшие руководители должны обладать определенным набором личных качеств, общих для них, обеспечивающих эффективное руководство. В качестве концепции этого подхода принята гипотеза, что достаточно выявить определенные качества и люди смогут научиться быть эффективными руководителями, воспитывая эти качества в себе. Учеными были изучены некоторые из этих качеств, такие как уровень интеллекта, представительная внешность, честность, инициативность, здравый смысл и рациональность в решениях и поступках, экономическое и общее образование, уверенность в себе.
Ученые пришли к выводу, что:
- в различных ситуациях
эффективные руководители
- человек не становится руководителем только потому, что он обладает некоторым набором личных качеств;
- структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью, задачей его подчиненных.
2. Поведенческий подход.
Он послужил основой для классификации стилей руководства и лидерства. Согласно данного подхода к лидерству, эффективность руководства и лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Концептуальная гипотеза поведенческого подхода заключалась в том, что существует оптимальный (единственный) стиль руководства, который побуждает людей эффективно работать. Проведенные исследования показали, что не бывает одного оптимального стиля руководства. Он меняется в зависимости от ситуации.
3. Ситуационный подход
Объективные результаты исследований ученых показали, что современная теория лидерства базируется на ситуационном подходе. Основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер должен уметь вести себя с подчиненными по-разному в различных ситуациях. Ученые сделали вывод о том, что в эффективности руководства решающую роль может сыграть дополнительные ситуационные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер проблемы, требования и воздействия внешней среды, имеющаяся у руководителя информация и другие факторы. Результаты исследований свидетельствуют о том, что стили руководства должны выбираться в зависимости от характера конкретной ситуации, аналогично тому, как разные ситуации в самой организации и во внешней среде требуют различных стратегий и организационных структур управления.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных и неформальных организациях самых разных уровней и масштаба.
Различают следующие виды лидерства:
1.Лидерство на основе власти, силы (должности).
Присутствуют отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства.
2.Поведенческая концепция лидерства.
Лидерское поведение-это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).
3.Лидерство на основе техники групповой работы.
Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как достичь результата при минимальных затратах ресурсов.
4.Лидерство как влияние.
Лидер-тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других.
5.Лидерство через убеждение.
Лидерство за счет влияния на людей убеждением.
6.Лидерство как достижение согласия.
Лидер достигает повиновения уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.
7.Лидерство как центр всей деятельности группы.
Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Также выделяют:
1)деловое лидерство, в основе которого лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.;
2)эмоциональное лидерство – возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности и межличностного общения;
3)ситуативное лидерство, отличительной чертой которого является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.
Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
По характеру деятельности различают:
Помимо названных, нередко используется
классификация лидеров в
1.2 Стили лидерства, их анализ и система оценок