Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:50, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть феномен лидерства как фактор повышения эффективности деятельности организации. Задачи курсовой работы включают следующие вопросы: - сущность лидерства;
- природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства; - стиль руководства; - классификация стилей руководства; - анализ и оценка стилей руководства предприятия «Речицкое РАЙПО»; - экономическая характеристика предприятия; - оценка качества стилей руководителей предприятия; - разработка мероприятий по совершенствованию стилей руководства предприятия.
Введение 3
Сущность лидерства 5
Природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства 5
Стили лидерства, их анализ и система оценок 7
Зарубежный опыт лидерства 13
Анализ лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» 17
Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия «Речицкое РАЙПО» 17
Анализ качеств лидера и авторитета руководителя 25
Оценка и анализ стилей лидерства руководителя 26
Пути повышения эффективности лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» в современных условиях 28
Оценка уровня эффективности труда руководителя предприятия 28
Основные направления совершенствования лидера-руководителя на предприятии «Речицкое РАЙПО» 31
Заключение 33
Список использованных источников 36
Еще одним принципом организации китайского производства является децентрализация. Этот принцип базируется на военном постулате Сунь-Цзы: « Управление многочисленным войском подобно управлению несколькими людьми: это вопрос разделения сил». Менеджмент на китайских предприятиях предполагает использование модели децентрализованной организации, состоящей из относительно автономных отделов, которые минимально контролируются вышестоящим руководством. Эти независимые отделы работают практически на себя, а подчиненным дается свобода действий. Специфика вышестоящего контроля в китайском менеджменте направлена на снижение рисков децентрализации и выражается в форме изощренных поощрений и наказаний. Главным стимулом является стремление выжить. Этот принцип включает два элемента: выживание компании и личное выживание. В первом случае все сотрудники компании должны быть заинтересованы, чтобы компания процветала. В крупной китайской компании Haier каждый год снимается с должности до четверти топ-менеджеров. Условием сохранения работы является требование не только, чтобы работа выполнялась хорошо, но и то, чтобы выполнение работы постоянно улучшалось. В результате в Китае в период с 1995 по 2006 гг. производительность труда увеличилась на 17 % ежегодно [9, с. 36].
Главным конкурентным преимуществом китайских компаний является время. Этот постулат основывается на военном наследии Сунь-Цзы: «Я слышал о глупой спешке на войне, но не слышал об умных промедлениях». Более быстрая компания совершает операционное улучшение и реагирует на предоставленные возможности, а более медлительный конкурент действует уже с отставанием. Победу, как правило, удается одержать компании, которая за определенный промежуток времени получает наибольшее преимущество, состоящее из незначительных по отдельности элементов. В результате конкурентное преимущество становится кумулятивным и проявляется со временем. Аккумуляция незначительных преимуществ за счет опережения конкурентов позволяет менеджеру не пропустить уникальную возможность заработать много и сразу. Эти возможности, как правило, редки или даже уникальны, но при постоянном опережении конкурентов с ними могут столкнуться только компании с кумулятивными конкурентными преимуществами.
Выводы:
Лидерство – это совокупность
свойств и характеристик
Полномочия руководителя тесно связаны с понятием власти. Власть – это реальная возможность влиять на поведение других людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения её целей. Выделяют следующие типы власти руководителя. Законная власть и полномочия, которыми обладает руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в организации; принуждение, вознаграждение, традиции, опыт и личный пример, а также влияние на подчиненных через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.
Стиль руководства характеризуется
совокупностью характерных
2. АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ НА «Речицкое райпо»
2.1. Организационно-экономическая
характеристика предприятия «
Речицкое районное потребительское общество образовано в 1920 году. Оно представляет собой негосударственную общественно-массовую организацию, которая объединяет более 10 тыс. пайщиков. Обеспечивает занятость более 1000 чел. Обслуживает 38,7 тыс. чел. , в том числе 32,5 тыс. чел. сельского населения.
В экономическом плане потребительская кооперация является хозяйственной системой универсального типа, осуществляющей деятельность по 14 отраслевым направлениям: торговля, общественное питание, закуп сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленность, строительство, автомобильный транспорт, подготовка кадров и другое.
Торговую деятельность в райпо осуществляют 118 магазинов в том числе :
33 – продовольственных магазинов;
16 – непродовольственных магазинов;
68 – магазинов ТПС;
6 автомагазинов обслуживают жителей населенных пунктов не имеющих стационарной сети.
Общественное питание осуществляет свою деятельность через 65 предприятий, в том числе :
ресторан – 1 ед.;
кафе – 4 ед.;
мини-кафе - 13 ед.;
кафетерии – 4 ед.;
столовые – 34 ед.;
магазины кулинарии – 2 ед.;
кондитерские цеха – 2 ед.;
производственный цех – 1 ед.;
цех полуфабрикаты – 1 ед.;
Производство в райпо предоставлено выпуском хлебобулочных, кондитерских, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, киселя, сухарей. Работает скотоубойный пункт, цеха по выпуску полиэтиленовых пакетов и ритуальных услуг.
Заготовительная деятельность
Потребительской кооперации отводится ключевая роль в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья от населения. В сезон заготовок закупом сельхозпродукции и вторичного сырья занимаются все предприятия торговли и общественного питания. Кроме того, в районе работает 8 заготовительных пунктов.
Транспорт
Для организации работы отраслей деятельности в райпо насчитывается 83 единиц транспорта, из них 73 грузового.
Платные услуги
Населению оказывается около 20 видов платных услуг, в том числе: транспортные, ритуальные, шиномонтаж, убой скота и др.
Таблица 2.1 - Динамика численности работников «Речицкое райпо» за 2010 - 2012г.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011/2010 |
2012/2011 |
2012/2010 | |
Всего работников |
937 |
905 |
858 |
96,6 |
94,8 |
91,6 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что численность работников предприятия за 2010 - 2012 гг. уменьшилось на 79 человек, темп роста численности работников составил в 2011 г. – 94,8%, в 2012 г. – 91,6%. По сравнению с 2010 г. в 2012 г. численность работников уменьшилось на 5% (79 человек).
Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия «Речицкое РАЙПО» за 2010 – 2012 гг. на основании данных бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, годовых отчетов о производстве продукции (приложения 9 - 10) представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 -Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности«Речицкое РАЙПО» за 2011 - 2012 гг., млн.р.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % |
Отклонение, (+,-)
| ||
2011 |
2012 | ||||
1.Выручка от реализации продукции |
110320 |
135085 |
122,4 |
+24765 | |
2. Себестоимость |
79343 |
104449 |
131,6 |
+25106 | |
3. Прибыль от реализации |
118 |
4359 |
3694,1 |
+4241 | |
4. Расходы на реализацию |
16201 |
26277 |
162,2 |
+10076 | |
5. Среднесписочная численность ппп |
858 |
815 |
95,0 |
-43 | |
6. Фонд заработной платы ппп, млн. р. |
12414,3 |
24092,9 |
194,1 |
+11678,6 | |
7. Среднемесячная заработная плата 1 работника, ппп тыс.р. |
1119114 |
2283313 |
204,0 |
+1164199 |
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
- темп роста выручки от реализации продукции составил 122,4 %;
- тем роста себестоимости составил 131,6 %,
- темп роста прибыли от реализации составил 3694,1%;
- расходы на реализацию увеличились на 62,2% или на 10076 млн.р.;
- численность работника уменьшилось на 5% ;
- увеличение фонда заработной платы составило 94,1 %;
- средняя заработная плата увеличилась на 104 %.
Таким образом, деятельность
предприятия характеризуется
2.2. Анализ качеств лидера и авторитета руководителя
Без сомнения лидером предприятия «Речицкое РАЙПО» является его генеральный директор Золоторев Дмитрий Николаевич. Это один из лучших руководителей, которые обладают определенным набором личных качеств, обеспечивающих эффективное руководство: высокий уровень интеллекта, представительная внешность, честность, инициативность, здравый смысл и рациональность в решениях, экономическое и общее образование, уверенность в себе. Рассмотрим данные качества, присущие лидеру предприятия «Речицкое РАЙПО» по 10 балльной шкале в таблице 2.4.
Таблица 2.3 - Оценка личных качеств руководителя предприятия «Речицкое райпо»
Качества эффективного руководителя |
Оценка, балл |
1. Уровень интеллекта |
9 |
2. Представительная внешность |
8 |
3. Честность |
8 |
4. Инициативность |
7 |
5. Здравый смысл и рациональность в решениях |
8 |
6. Экономическое и общее образование |
9 |
7. Уверенность в себе |
7 |
Общий балл Средний балл |
56 8 |
Таким образом, на основании анализа личных качеств руководителя можно сделать вывод о том, что оценка его личных качеств выше среднего, но следует отметить, что необходимо проявлять больше инициативы и повысить уверенность в себе.
Проводя оценку качеств руководителя данного предприятия, можно выделить:
Деловые качества руководителя предприятия «Речицкое райпо» и их характеристику представим в таблице 2.3.
Таблица 2.4 - Деловые качества руководителя организации «Речицкое райпо»
Деловые качества |
Определение качеств |
1.Общее видение ситуации |
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных мероприятий |
2.Осведомленность о внешней обстановке |
Широкое использование информации при принятии решений |
3.Творческое мышление |
Развитая интуиция и умение решать проблемы |
4.Планирование и оценка резуль |
Определение политики, основных направлений развития, планов и приоритетов |
5.Управленческий контроль и интеграция |
Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной деятельности |
6.Управление конфликтами |
Предупреждение или разрешение противоречий, несогласий, споров в конструктивной манере |
7.Формирование команды |
Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса |
8.Самоуправление |
Саморазвитие, эффективное управление собственным временем |
9.Гибкость |
Приспособление к изменениям в рабочей среде организации |
10.Решительность |
Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях |
11.Техническая компетентность |
Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности |