Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:50, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть феномен лидерства как фактор повышения эффективности деятельности организации. Задачи курсовой работы включают следующие вопросы: - сущность лидерства;
- природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства; - стиль руководства; - классификация стилей руководства; - анализ и оценка стилей руководства предприятия «Речицкое РАЙПО»; - экономическая характеристика предприятия; - оценка качества стилей руководителей предприятия; - разработка мероприятий по совершенствованию стилей руководства предприятия.
Введение 3
Сущность лидерства 5
Природа лидерства и основные концепции хозяйственного лидерства 5
Стили лидерства, их анализ и система оценок 7
Зарубежный опыт лидерства 13
Анализ лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» 17
Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия «Речицкое РАЙПО» 17
Анализ качеств лидера и авторитета руководителя 25
Оценка и анализ стилей лидерства руководителя 26
Пути повышения эффективности лидерства руководителя «Речицкое РАЙПО» в современных условиях 28
Оценка уровня эффективности труда руководителя предприятия 28
Основные направления совершенствования лидера-руководителя на предприятии «Речицкое РАЙПО» 31
Заключение 33
Список использованных источников 36
2.3. Оценка и анализ стилей лидерства руководителя
Согласно ситуационного
подхода стиль руководства
Согласно альтернативной
модели классификации стилей руководства,
разработанной Френсисом
- сосредоточенные на работе;
- и сосредоточенные на человеке.
Таким образом, руководитель «Речицкое РАЙПО» ориентирован на производственную проблему и для повышения производительности труда своих сотрудников заботится о проектировании заданий и разработке системы вознаграждений при её выполнении.
Согласно системы Лайкерта стиль данного руководителя характеризуется как система 3, которая представляет собой консультативную систему. Имеется двухстороннее общение и некоторая степень доверия между руководителем и подчиненными. Важные решения по-прежнему принимаются руководителем, но принятие многих конкретных решений передается подчиненным.
Ученые разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицируется по 2-м параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Было выявлено, что руководители могут вести себя с различной степенью внимания к подчиненным и структуризации производственных проблем. Блэйк и Мутон предложили свою схему «Управленческая решетка ГРИД». Шкала оценок уровня учета руководителем интересов производства и интересов людей варьируется от 1 до 9. Управленческая решетка включает 5 основных стилей руководства, характерных ситуациям в 4-х крайних положениях и в одном среднем, учитываемых параметров модели. Таким образом, данный руководитель находится в положении 5.5 - (организация), которое определяется равным отношением руководства к эффективности и хорошему моральному настрою подчиненных для достижения приемлемого качества. Руководитель стремиться к тому, чтобы подчиненные добровольно приобщались к целям организации.
Вывод: таким образом, данный стиль руководства является эффективным и отражает стремление руководителя сформировать команду.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ «Речицкое РАЙПО» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Оценка уровня эффективности труда руководителя предприятия
Повышению эффективности использования трудовых ресурсов организации способствует, прежде всего, правильно организованная система оплаты труда каждого работника.
В данном случае наиболее приемлемым является использование системы контролируемой производительности. При применении этой системы зарплата ставится в зависимость не только от проработанного времени, но и от производительности труда (уровня выполнения норм труда). Это достигается путем периодического (один раз в квартал) понижения или повышения установленной тарифной ставки работнику в зависимости от среднего уровня выполнения норм за предыдущий период. Если нормы труда выполняются до 95%, то тарифная ставка работника понижается на 50% межразрядной разницы между предыдущим низшим и квалификационным разрядом его, при уровне выполнения норм от 95% до 105%, тарифная ставка работника не изменяется и равна установленной ему, а при уровне выполнения норм свыше 105%, тарифная ставка повышается на 50% межразрядной разницы между установленным квалификационным и последующим высшим разрядом.
Тарифную ставку каждого работника определим по формулам:
1.при выполнении норм выработки до 95%:
Тс1=Тс-(Тс-Тсн)*50/100,
где Тс1 – сниженная тарифная ставка;
Тс – тарифная ставка работника соответствующего разряда;
Тсн – тарифная ставка предыдущего низшего разряда.
2.при выполнении норм выработки от 95% до 105%:
Тс=Тс (2)
3.при выполнении норм выработки свыше 105%:
Тс2=Тс+(Тсв-Тс)*50/100,
где Тс2 – повышенная тарифная ставка;
Тсв – тарифная ставка последующего высшего разряда.
Таким образом, определим тарифную ставку рабочего с нормальными условиями труда, тарифицируемого по 4 разряду исходя из следующих данных:
тарифная ставка 1 разряда,
применяемая в организации –
370 тыс.р.; тарифная ставка первого разряда,
установленная Советом
3 разряду – 1,35;
4 разряду – 1,57;
5 разряду – 1,73.
1.Определяем тарифные ставки рабочих:
3 разряда – 370*1,35=499,5=499 тыс.р.
4 разряда – 370*1,57=580,9=580 тыс.р.
5 разряда – 370*1,73=640,1=640 тыс.р.
2.Тарифная ставка рабочего при выполнении норм выработки до 95%:
Тс1=580-(580-499)*50/100=539,5 тыс.р.
3.Тарифная ставка рабочего при выполнении норм выработки от 95 до 105%:
580 тыс.р.
4.Тарифная ставка рабочего при выполнении норм выработки свыше 105%:
580+(640-580)*50/100=610 тыс.р.
Таким образом, установление
нормативного уровня выполнения норм
и контроля за его выполнением
является сильным стимулирующим
фактором, поскольку работник знает,
что систематическое
Повышению эффективности труда будет способствовать наличие правовой защищенности работников организации.
Для того чтобы рядовые работники могли защитить свои законные права необходимо продублировать и обеспечить единство в применении в тарифных соглашениях отдельных законоположений и, особенно в вопросах оплаты труда. Ведь далеко не каждый работник имеет возможность ознакомиться с Трудовым кодексом, а тарифные соглашения, коллективные договоры доступны всем. Стороны, подписавшие их, обязаны знакомить работников с их содержанием.
В «Речицком райпо» используются многие достижения научно-технического прогресса, которые существенно облегчили, но не исключили труд человека, и даже напротив, сделали его более значимым за счет количества движимого им капитала. Отсюда возрастает роль человеческой ошибки, которая может привести к банкротству организации.
В связи для повышения
эффективности использования
Использование оценки личности каждого работника даст возможность смотивировать его на повышение своих деловых и личностных качеств, как с помощью организации, так и самостоятельно. Ценность же отдельного специалиста зависит от результативности его труда и потенциала. Результативность – это выполнение работником своих профессиональных обязанностей. Оценку результативности труда можно провести следующим образом:
1.оценка каждого свойства
личности с помощью анкет по
психологическому тестированию, где
каждый критерий
В таблице 3.1 приведен пример оценки критерия «экономического чутья».
Таблица 3.1 - Критерий экономического чутья работников «Речицкое райпо»
Критерий |
Уровень |
Экономическое чутье у работника развито слабо |
1 |
Работник обладает экономическим чутьем, но есть существенные ошибки в принятии решений |
2 |
Экономически чутьем работник обладает, однако еще есть ошибки с большим преобладанием незначительных |
3 |
Экономическое чутье есть, но имеют место большое количество незначительных ошибок |
4 |
Экономическое чутье есть, уровень ошибок низок |
5 |
Работник обладает высоким экономическим чутьем с низким показателем ошибок |
6 |
2.оценка влияния каждого свойства определяется на основе соотнесения полученного в первом пункт уровня с его бальной оценкой в таблице 2.
Таким образом, получается бальная оценка влияния личностных свойств на результативность труда специалиста. Результативность труда можно представить как
Rспец=f(RФСА, ЛСспец),
где ¾ RФСА ¾ ожидаемая результативность, полученная с помощью функций, который работник должен выполнить в соответствии с должностной инструкцией;
ЛСспец ¾ личностные свойства оцениваемого работника.
Таблица 3.2 - Оценка влияния каждого свойства на результативность труда
Должность и ФИО специалиста |
Группа функциональных обязанностей |
Доля группы ФО |
Требуемые свойства личности по каждой группе ФО |
Доля свойств в группе ФО |
Оценка влияния каждого | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
Экономист 1 категории |
Экономические |
50 |
Экономическое чутье |
|||||||
Петрова В.В. |
Память |
30 |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 | ||
Способность к выполнению рутинной работы |
20 |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 | |||
Контрольные |
33,3 |
50 |
0 |
50 |
100 |
150 |
200 |
250 | ||
Учетные |
16,7 |
|||||||||
100 |
Для определения потенциала работника определим на основе таблицы 3.2 бальную оценку каждого признака с учетом полученного уровня влияния в предыдущей таблице.
Просуммировав эти значения, получаем бальную оценку влияния потенциала специалиста на результативность его труда.
Определи потенциал работника и, сопоставив его с результативностью специалиста, можно получить искомую ценность для организации.
Изучение этого показателя в динамике, позволяет получить развитие специалиста во времени. Сопоставив это значение с аналогичными значениями других специалистов, можно сделать вывод о целесообразных изменениях в карьере специалиста.
Данная оценка специалиста
позволяет разработать
Повышению эффективности использования трудовых ресурсов организации будет способствовать проведение целого ряда мероприятий, к которым можно отнести:
Таблица 3.3 - Оценка потенциала экономиста по труду Петровой В.В.
Критерии потенциала |
Весовой коэффициент, % |
Признаки |
Весовой коэффициент, % |
Оценка влияния каждого | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
Активность |
12 |
Активная жизненная позиция |
5 |
0 |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
Петрова В.В. |
Способность подняться над ситуацией |
40 |
0 |
9 |
18 |
28 |
38 |
48 | |
Поиск |
45 |
0 |
10 |
21 |
32 |
44 |
54 | ||
Способность перевыполнять индивидуальный план |
10 |
0 |
2 |
4 |
7 |
9 |
12 | ||
… |
……… |
….. |
100 |
………………………………………. | |||||
Интеллект |
14 |
||||||||
100 |