Лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить лидерство в менеджменте.
Задачи:
• изучить теоретические основы лидерства в менеджменте;
• определить методологию исследования лидерских качеств;
• исследовать лидерские качества руководителей и менеджеров ООО «Ида+», разработать рекомендации по развитию лидерских качеств.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы лидерства в менеджменте
1.1. Понятие лидерства в современном менеджменте
1.2. Основные концепции лидерства
1.3. Структура лидерства и типы лидеров
2. Методология исследования лидерства в организации
2.1. Методы исследования лидерства и лидерских качеств руководителей
2.2. Мировой опыт применения лидерства в менеджменте
2.3. Важность лидерства в современной организации
3. Исследование лидерства в ООО «Ида+»
3.1. Определение лидерских способностей руководителя и заместителей методом тестирования
3.2. Оценка результатов тестирования и влияния лидерских качеств на деятельность организации
3.3. Рекомендации по развитию лидерских качеств менеджеров и руководителей ООО «Ида+»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 390.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы лидерства в менеджменте

1.1. Понятие лидерства в современном менеджменте

1.2. Основные концепции лидерства

1.3. Структура лидерства и типы лидеров

2. Методология исследования лидерства в организации

2.1.  Методы исследования лидерства и лидерских качеств руководителей

2.2.  Мировой опыт применения лидерства в менеджменте

2.3.  Важность лидерства в современной организации

3. Исследование лидерства в ООО «Ида+»

3.1.  Определение лидерских способностей руководителя и заместителей методом тестирования

3.2.  Оценка результатов тестирования и влияния лидерских качеств на деятельность организации

3.3.  Рекомендации по развитию лидерских качеств менеджеров и руководителей ООО «Ида+»

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Лидерство – важнейший компонент  эффективного руководства. Оно встречается  везде, где есть устойчивое объединение  людей.

За последние 50 лет в теории и  практике менеджмента проблема соотношения  эффективности управления и лидерства  является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать  лидером.

Интерес к лидерству возник еще  в глубокой древности. Феномен лидерства  на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали  объектом исследования.

На протяжении долгого времени  в нашей стране не существовало условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, было достаточно небольшое количество исследований проблем, связанных с лидерством. Большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако в настоящее время  появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л. Кричевского  “Если вы - руководитель” об элементах  психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)

Роль лидера в управлении определяется его усилиями по отбору достойных  претендентов на членство в рабочей  группе, он должен направлять групповую  энергию на решение организационных  целей. Лидерство также находит  выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Стратегия  развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями  лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении  изменений состоит в определении  идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и  стратегии изменений.

Лидер во многом определяет успех  организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения  и многое другое. Таким образом, эта  область менеджмента имеет огромное значение в управлении, обязательна  и полезна для изучения.

Актуальность проблематики обусловлена  следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований  в сфере лидерства;

- низким уровнем профессионализма  некоторых современных руководителей  в сфере лидерства, что влечет за собой неэффективность деятельность предприятий.

Цель работы: изучить лидерство  в менеджменте.

Задачи:

• изучить теоретические основы лидерства в менеджменте;

• определить методологию исследования лидерских качеств;

• исследовать лидерские качества руководителей и менеджеров ООО «Ида+», разработать рекомендации по развитию лидерских качеств.

Предмет исследования – лидерские качества руководителей и менеджеров.

Объект исследования – феномен лидерства.

Теоретическая и методологическая основа исследования - достижения отечественной  и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая  и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также  международная практика. 

1. Теоретические основы лидерства в менеджменте

1.1. Понятие лидерства в современном менеджменте

Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Природа лидерства может быть лучше  понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это  не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

Обычно мы называем лидерами тех  людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать  ее исполнение, не является лидером. Использование  имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений  и наказаний – это навык  «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности  в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти  ресурсы в условии дефицита. Это  умение влиять, не имея формальных рычагов  власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и  более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь  умение влиять неформально: силой своей  личности, характера, обаяния, силой  своей увлеченности и уверенности  в общем успехе.

Так, если взять в качестве примера  директора завода, то по должности  он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с  позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером  в организации, так как лидерству  в значительной мере свойственна  неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном  примере в коллективе лидером  скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник  – директор завода.

Процесс влияния через способности  и умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального  лидерства. Неформальный характер лидерской  позиции в большей степени  обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается  использование эффективного сочетания  обеих основ власти.

Лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический» [21; с.56].

В ходе изучения проблемы лидерства  учеными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие их к  достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением  и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «ли-дер-последователь» не обязательно предполагает его  иерархический характер, как это  имеет место в случае отношений  «начальник-подчиненный». Лидерство, как  и власть – это потенциал, имеющийся  у человека.

Признается, что лидерскими способностями  и умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.

Сила лидерского влияния прямо  пропорциональна степени принятия последователями того, что лидер  предлагает сделать. Власть и влияние  являются главными в работе лидера.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в  случае, когда лидер пользуется властью  примера, так как она является во многих случаях причиной признания  и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Власть информации в лидерском  варианте связана с индивидуальными  способностями и умением лидера соединить на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе  его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение  как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются  с возможностью быть или не быть в одной упряжке с эффективным  лидером, нежели чем с месячной премией  или выговором.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержания  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства.

 

1.2. Основные концепции  лидерства

Исследование лидерства прошло несколько этапов. Исторически наиболее ранней является теория лидерских качеств. Исследователи считали, что лидеры обладают определенным набором качеств, которые отличают его от обычных  людей, в связи с чем пытались выделить качества лидеров. Ральф Стогдилл классифицировал лидерские качества, в результате выделил пять свойств [7, c.496]:

1. ум, или интеллектуальные способности;

2. ощущение собственной исключительности;

3. уверенность в себе;

4. активность и энергичность;

5. знание дела.

Уоррен Беннис определил четыре группы лидерских качеств:

1. управление вниманием;

2. управление значением;

3. управление доверием;

4. управление собой.

Он предлагает лидерам делиться властью в организации для  создания среды, в которой сотрудники почувствуют себя значимыми, частью общего дела.

Дальнейшее изучение привело к  выделению следующих четырех  групп лидерских качеств [7, c.497]:

1. физиологические (рост, вес, сложение или фигура, внешний вид, энергичность движений, состояние здоровья);

2. психологические качества, неразрывно связанные с характером человека. Был выделен целый список таких качеств, которые в ходе дальнейшего исследования не получили подтверждения;

Информация о работе Лидерство в менеджменте