Первая группа – в эту категорию
попали генеральный директор, заместитель
генерального директора, помощник начальника
складского хозяйства, супервайзер
направления замороженной продукции,
супервайзер направления " детское
питание", супервайзер районных торговых
агентов. У них сильно выраженная
степень лидерства и умение высокоэффективно
использовать это в своей управленческой
деятельности. Обладают хорошими задатками,
чтобы эффективно влиять на окружающих,
изменять их мнения, соответствовать
им, управлять ими. Во взаимоотношениях
с людьми чувствуют себя вполне уверенно.
Чувствуют в себе потребность
что-то делать для окружающих, руководить
ими, указывать им на ошибки, учить их,
чтобы побуждать в них интерес к внешнему
миру. Тех, кто не разделяет их принципы,
способны убеждать без особых церемоний,
и умеют это делать. Ищут острые ситуации,
стремятся к перестройкам и преобразованиям,
ориентированы на деловую карьеру. Обладая
необходимыми управленческими способностями,
они не всегда успешно адаптируются, так
как им мешает излишняя категоричность
в оценках и суждениях, а также, возможно,
излишняя резкость в отношениях с вышестоящими
руководителями.
Вторая группа – начальник отдела
закупа продукции, начальник складского
хозяйства, супервайзер направления
"Вимм Билль Данн", начальник филиала
склада по ул. Брянская. Средняя выраженность
лидерских качеств. Обладают некоторым
влиянием на других, способность влияния
выражена умеренно. Относятся к типу руководителя-организатора,
умеют сконцентрировать силы на наиболее
важных проблемах. К ним причисляют проблему
эффективного подбора и расстановки кадров,
проблему разработки и согласования оптимального
(реально выполняемого) задания, проблему
материально-технического снабжения.
Сила их в том, что они никогда не идут
на поводу у текущих дел, отделяют главное
от второстепенного, умеют, во что бы то
ни стало добиваться решения принципиальных
проблем, не останавливаются перед взысканиями.
Дела в возглавляемом отделе, как правило,
идут успешно.
Третья группа – начальник отдела
продаж, супервайзер направления
продукции "Mars" и "Балтимор".
Слабо выраженные лидерские качества,
неэффективность в управлении подчиненными.
Особенно плохо то, что в эту группу вошел
руководитель отдела продаж, который непосредственно,
в силу своих служебных компетенций (а
также на основании должностной инструкции)
обязан быть в достаточной мере убедительным,
ведь ответственность за прибыль компании
в большой степени зависит от него. Испытуемые
этой группы малоубедительны даже тогда,
когда абсолютно правы. Не любят ничего
делать через силу. Иногда бывают чрезмерно
не уверены в себе и из-за этого не могут
достичь намеченного, в результате оказываются
несправедливо обделенными. Следует больше
прислушиваться к мнению вышестоящих
руководителей и к мнению коллектива,
больше внимания уделять кадровым и перспективным
вопросам, шире использовать коллективные
формы принятия решений, стремиться создать
и упрочить традиции в коллективе, помогать
налаживать корпоративный климат компании.
3.3. Рекомендации по развитию
лидерских качеств менеджеров и руководителей
ООО «Ида+»
Развитие лидерства — целенаправленное
формирование и углубление соответствующих
качеств и навыков. Данный аспект проблемы
управления лидерством в организации
учитывает возможности в большей или меньшей
степени формировать и развивать лидерские
способности путем обучения и самообучения,
мотивирования, тренингов и практического
опыта. Для развития лидерства используется
ряд процедур, теоретическим обоснованием
которых в той или иной мере являются рассмотренные
ранее теории лидерства. Их использование
помогает «стать лидером», обрести признание
группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
- выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
- развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
- обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
- приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
Заключение
В заключении необходимо напомнить, что
осознание человеком причин и
закономерностей своего поведения
может радикально изменить его отношение
к производственным ситуациям. Понимание
возможного многообразия способов управления,
применение своих лидерских и
управленческих способностей, ясное
и вместе с тем гибкое видение
проблем делает руководителя более
свободным, а его деятельность более
успешной. Следовательно, лидерские
и управленческие способности связаны
с приемами, с помощью которых
руководитель побуждает сотрудников
к творческому выполнению возложенных
на них обязанностей и контролирует
результаты их работы. Тем самым
эти способности могут служить
характеристикой качества деятельности
руководителя, его умению обеспечить
эффективное управление, а также
создавать и воспроизводить в
коллективе особую атмосферу, порождающую
определенные нормы взаимоотношений
и поведения.
В курсовой работе была поставлена цель
– изучить лидерство в менеджменте.
Для этого были изучены теоретические
основы лидерства: дано определение лидерства
и место лидерства в системе менеджмента,
рассмотрены основные концепции лидерства
в их историческом развитии, а также описано
современное понимание структуры лидерства
и типы лидеров в организации.
Во второй главе дано общее представление
о методологии изучения лидерства
в организации, приведены примеры
успешного использования лидерства
в управлении организациями, а также
обоснована важность лидерства в современной
организации.
В третьей главе проведено практическое
исследование лидерских качеств
руководства и менеджеров ООО
«Ида+» с использованием метода тестирования,
сделаны выводы о влиянии лидерских качеств
сотрудников на деятельность организации
и разработаны рекомендации по развитию
лидерских качеств руководителей и менеджеров.
Таким образом, в результате проведенного
исследования выполнены задачи и
достигнута цель курсовой работы.
Список литературы
- Белявский Н.П. Основы лидерства. М.: БГЭУ,
2006. 272 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2011. – 576 с.
- Глухов В.В. Менеджмент. - 3-е изд. - СПб.: Питер,
2008.- 600 с.
- Гусева Е.П. Менеджмент. М.: ЕАОИ, 2008. - 416 с.
- Данилова Н.И Социальная ответственность лидерства в бизнесе//Социальная ответственность бизнеса как фактор развития Северо-Запада России: опыт и проблемы (сборник научных трудов). – СПб.: СПАУЭ, 2008. – С. 281-284
- Данилова Н.И Лидерство: основные теоретико-методологические аспекты// PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция: тезисы IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции 14-15 ноября 2007. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – С.58-60.
- Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. М.: Инфра-М, 2010. - 448 с.
- Зельдович Б. З. Организационное поведение: Учебное пособие . М.: Аспект Пресс, 2008. 320 с.
- Кови С. Лидерство, основанное на принципах. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 312 с.
- Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: Фундаментальный курс. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2008. - 1136 с.
- Кравченко А.И. История менеджмента. М.: КноРус, 2010. - 432 с.
- Крюков С.В. Организационное поведение: Теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс,
2006. 272 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд.: Пер. с англ. М.: ООО Издательский дом «Вильямс», 2011. 672 с.
- Менеджмент: Учеб. Пособие для студентов вузов./Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.
- Менеджмент. Краткий курс: Учебное пособие./Под ред. В.С.Юкаева. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 104 с.
- Питерс Т. Основы. Лидерство. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Перербург, 2006. 160 с.
- Юделовиц Дж., Кох Р., Филд Р. Лидерство. М.: Эксмо, 2007.
176 с.
- Хмельник Д.В. Руководство и лидерство на различных этапах жизненного цикла организации. Автореф. дисс. … канд. эк. наук. М., 2009. – 26 с.
- Шейн Э. Корпоративная культура и лидерство. - СПб: Питер, 2008.- 280 с.
- Немов Р.С. Психология – М.; гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
- Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 1993.
- Стив Джобс. Уроки лидерства. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012- 240 с.
- Эффективный руководитель. П.Друкер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012 – 240 с.
Приложение А
Модель ситуационного лидерства
Фидлера
Приложение Б
Модель ситуационного лидерства
Херсея и Бландшара
Приложение В
Модель лидерства «путь-цель»
Хауза и Митчела
Приложение Г
Модель Стинсона-Джонсона (выбор лидерского
стиля в зависимости)
|
Структурированность работы |
низкая |
высокая |
Возможности последователей |
Низкие |
Низкий интерес к отношениям
и
Низкий интерес к работе |
Высокий интерес к работе
и
Высокий интерес к отношениям |
Высокие |
Высокий интерес к работе
и
Низкий интерес к отношениям |
Высокий интерес к отношениям
и
Низкий интерес к работе |
Приложение Д
Ситуационная модель Врума-Йетона-Яго
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Рисунок 1 – График, отражающий выявленные
лидерские качества
Таблица 1 - Результаты исследования
Тестовые методики |
ГД |
ЗГД |
НОП |
НОЗ |
НСХ |
ПНСХ |
НФБ |
ВБД |
СДП |
СМБ |
СЗП |
СРТА |
Способность к лидерству |
39 |
40 |
24 |
28 |
25 |
36 |
35 |
30 |
28 |
23 |
30 |
25 |
Эффективность лидерства |
34 |
33 |
10 |
25 |
20 |
31 |
29 |
31 |
25 |
9 |
32 |
29 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
генеральный директор – ГД; заместитель
генерального директора - ЗГД; начальник
отдела продаж-НОП; начальник отдела
закупа продукции-НОЗ; начальник складского
хозяйства - НСХ; помощник начальника складского
хозяйства – ПНСХ; начальник склада
филиала по ул.Брянская –НФБ; супервайзер
"Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер
"детское питание" -ДП; супервайзер
направления "Mars" и "Билтимор"
- СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП;
супервайзер районных торговых агентов-
СРТА.
Приложение
Ж
Эта методика предназначена
для того, чтобы оценить способность
человека быть лидером. В данной методике
испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его
ответам на эти вопросы делается вывод
о том, обладает ли он персональными психологическими
качествами, необходимыми лидеру. Из двух
предложенных вариантов ответа на каждый
вопрос необходимо выбрать и отметить
только один.
Текст опросника
- Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да б) нет
- Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да б) нет
- Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да б) нет
- Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да б) нет
- Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да б) нет
- Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да б) нет
- Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да б) нет
- Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со?ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да б) нет
- Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да б) нет
- Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да б) нет
- Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да б) нет
- Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да б) нет
- Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да б) нет
- Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да б) нет
- Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да б) нет
- Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
- Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
- С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми.
- Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да б) нет
- Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да б) нет
- Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да б) нет
- Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
- Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да б) нет
- Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да б) нет
- Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да б) нет
- Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
- Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да б) нет
- Уважаете ли вы дисциплину?
а) да б) нет
- Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
- Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный, б) авторитарный.
- Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да б) нет
- Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за?думчивый.
- Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
- Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да б) нет
- Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да б) нет
- Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
- Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.
- Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да б) нет
- Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да б) нет
- Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
- Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да б) нет
- Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы?держать жизненные нагрузки?
а) да б) нет
- Как вы поступите, если вам предложат произвести реор?ганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
- Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни?ка, если это необходимо?
а) да б) нет
- Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да б) нет
- Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да б) нет
- Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
- Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.
- Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны?ми и известными людьми?
а) да б) нет
- Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да б) нет