Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование лидерства и руководства на примерах всемирно-известных лидерах Коносуке Мацусите (основатель «Мацусита Электрик») и Джека Уэлча( руководитель «Дженерал Электрик»).
В связи с поставленной целью задачами исследования являются:
- теоретическое изучение принципов руководства на предприятии;
- изучить различные подходы к пониманию сути лидерства;
- установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА 5
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА 5
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА. ЕГО ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА С (РУКОВОДИТЕЛЕМ) МЕНЕДЖЕРОМ 6
2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 11
2.1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ 12
2.2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 16
2.3 КОНЦЕПЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА 25
2.4 НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 34
3 ИСТОРИИ УСПЕХА БИЗНЕС - ЛИДЕРОВ 45
3.1 КОНОСУКЕ МАЦУСИТЕ 45
3.2 ЛУЧШИЙ ПРИМЕР СВЕРХУСПЕШНОГО ЛИДЕРСТВА – БИОГРАФИЯ ДЖЕКА УЭЛЧА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
• устанавливает
предельно высокий уровень
и напряженные задания.
Системы управления (Ликерт)
Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р. Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров:
• лидеры, ориентированные на работников;
• лидеры, ориентированные на работу.
Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами 1, 2,3 и 4 (Таблица 6).
Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями.
Таблица 6. Примеры содержания систем управления
1,2,3 и 4 Ликерта
Организационные переменные |
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Уровень доверия лидера своим подчиненным и его уверенности в них |
Не уверен в подчиненных и не доверяет им |
Снисходительная уверенность и доверие типа мастер - раб |
Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа начальник - подчиненный с желанием контролировать принятие и выполнение решений |
Полная уверенность и доверие во всем |
Характер используемой мотивации |
Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения |
Вознаграждения и в определенной мере наказания |
Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении |
Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении |
Характер влияния на подчиненных и взаимодействии с ними |
Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии |
Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения подчиненных; страх и осторожность у подчиненных |
Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним |
Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним |
Согласно полученным результатам эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.
Управленческая решетка (Блейк и Моутон)
Управленческая решетка Р. Блейка Дж. Моутона наиболее полно характеризует и дает возможность оценить характер управления на предприятии
Рис.1 Управленческая решетка (Блейк и Моутон)12
Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием.
В данной системе управленческая деятельность характеризуется комбинацией двух цифр (1 и 9).
Одна ось отражает ориентацию руководителя на коллектив, а вторая - производственную направленность деятельности руководящего состава.
Основные варианты положения на "управленческой решетке".
1.1. Данное положение
на схеме характеризует
1.9. Положение, отражающее деятельность руководителя, который особое внимание уделяет потребностям и интересам подчиненных и мало заботится о производственном процессе. Такой процесс управления получил название "управление в духе загородного клуба".
9.1. Данный вид
руководства характеризуется ма
Его подчиненные могут давать вполне неплохие результаты, но внутри коллектива будет расти недовольство существующей ситуацией, которое со временем может перерасти в открытое противостояние.
9.9. Данное положение на "управленческой решетке" характерно для руководителя, который уделяет значительное внимание как самому производственному процессу, так и потребностям сотрудников.
Затраты такого руководителя на ведение деятельности очень велики, а вот об отдаче и рентабельности деятельности речь стоит вести отдельно, так как издержки могут оказаться напрасными.
5.5. Руководитель, которому отводится данное положение в "управленческой решетке", проявляет умеренный интерес как к своим подчиненным, так и к хозяйственной деятельности. Он с пониманием относится к проблемам сотрудников, но требует от них выполнения своих обязанностей, которые непременно соответствуют их возможностям. Способность такого руководителя является наиболее объективной по сравнению с вышеперечисленными. Такого руководителя можно считать идеальным типом, который, как и все идеальное, почти не встречается на практике.
Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, так как информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и правдивой.
Концепция вознаграждения и наказания лидерского поведения
Она основана на положениях теории о закреплении поведения. В данной концепции лидер рассматривается в качестве человека, управляющего процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. Концепция выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания (Таблица 7).
Таблица 7. Четыре типа лидерского поведения в зависимости
от применения вознаграждения или наказания
...в связи с ситуацией |
Наказание за уровень выполнения работы Степень, с которой лидер использует жесткие меры при выполнении подчиненным работы на низком уровне |
Вознаграждение за уровень выполнения работы Степень, с которой лидер использует позитивное усиление при выполнении подчиненным работы на высоком уровне | ||
Изменение поведения... | ||||
Наказание без учета качества работы Степень, с которой лидер использует жесткие меры независимо от того, насколько тот хорошо выполняет свою работу |
Вознаграждение без учета качества работы Степень, с которой лидер вознаграждает подчиненного независимо от того, насколько тот хорошо выполняет свою работу | |||
...без связи с ситуацией | ||||
наказание |
Изменение поведения через… |
вознаграждение |
На практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению работником обычного уровня прилагаемых им усилий и превышению получаемого им удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, равно как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет как на прилагаемые усилия, так и на получаемое от работы удовлетворение. И наконец, наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности работника.
Концепция заменителей лидерства
С. Керр и Дж.
Джермейер выдвинули предположе
Заменители лидерства:
Поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения и предполагают наличие формального лидерства при любых обстоятельствах. Они еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
2.3 КОНЦЕПЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства.
Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера
Основателем ситуационной
теории руководства по праву считают
Фреда Фидлера. Его теория, разрабатывавшаяся
в 1954-1958 годах, впервые поставила
эффективность стиля
Ф. Фидлер полагал,
что стиль руководства
Таблица 8. Шкала наименее предпочитаемого сотрудника (по Ф. Фидлеру)
Открытый |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Сдержанный |
Придирчивый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Покладистый |
Самоуверенный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Нерешительный |
Эффективный |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Непродуктивный |
Угрюмый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Жизнерадостный |
Недружественный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дружественный |
Приятный |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неприятный |
Все отвергающий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Все принимающий |
Напряженный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расслабленный |