Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование лидерства и руководства на примерах всемирно-известных лидерах Коносуке Мацусите (основатель «Мацусита Электрик») и Джека Уэлча( руководитель «Дженерал Электрик»).
В связи с поставленной целью задачами исследования являются:
- теоретическое изучение принципов руководства на предприятии;
- изучить различные подходы к пониманию сути лидерства;
- установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА 5
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА 5
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА. ЕГО ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА С (РУКОВОДИТЕЛЕМ) МЕНЕДЖЕРОМ 6
2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 11
2.1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ 12
2.2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 16
2.3 КОНЦЕПЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА 25
2.4 НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 34
3 ИСТОРИИ УСПЕХА БИЗНЕС - ЛИДЕРОВ 45
3.1 КОНОСУКЕ МАЦУСИТЕ 45
3.2 ЛУЧШИЙ ПРИМЕР СВЕРХУСПЕШНОГО ЛИДЕРСТВА – БИОГРАФИЯ ДЖЕКА УЭЛЧА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ценности компании — кандидаты на увольнение;
обязанностями — кандидаты на обучение;
ценностей компании — кандидаты на перевоспитание.
В 1989 году компания начала реализацию концепции Work-Out («Разминка»). Это была смелая попытка трансформировать корпоративную культуру: создать атмосферу доверия, устранить бюрократические препоны, стимулировать свободный обмен новыми идеями. Консультанты проводили неформальные встречи сотрудников, создавали группы для решения возникающих проблем, обучали менеджеров всех уровней. В результате GE стала эффективной организацией, свободной от традиционно жестких барьеров между специалистами разных подразделений и профессий, между компанией и ее ключевыми поставщиками. Уэлчу удалось радикально (и очень быстро) перестроить корпоративную культуру, привить сотрудникам новые ценности: главное — работа на благо клиента.
Успех компании в высококонкурентной среде напрямую зависит от качества выпускаемой продукции, поэтому в 1995 году Джек Уэлч начал борьбу за лидерство в качестве, для чего ввел программу управления качеством по методу «шесть сигм», доказавшую свою эффективность в компании «Моторола». Эта программа ориентирована на достижение «почти совершенства» в производстве при помощи последовательных улучшений всех процессов, которые контролируют специально обученные эксперты. В основе идеологии управления качеством «шесть сигм» лежит личная ответственность работника за качество. «Мы против старой системы контроля, поскольку она не учитывает человеческий фактор. Теперь это работа менеджера, руководителя, каждого сотрудника. Качество — дело каждого», — утверждает Уэлч.
Еще одной постоянной заботой Джека Уэлча стало развитие людей — принцип постоянного повышения эффективности труда каждого сотрудника вошел в повседневную практику GE. В Кротонвилле работает корпоративный учебный центр (GE Ledership Centre), где обучаются и стажируются работники разных уровней. Из уважения к менеджеру-легенде, которого в GE почитают не меньше, чем самого Эдисона, этот центр даже переименовали в «Обучающий центр имени Джека Уэлча».
В наше время
«Дженерал Электрик» является одной
из самых успешных компаний в Америке.
Независимые оценочные
Джек Уэлч превратил «Дженерал Электрик» в лучшую компанию своего времени, а его стиль управления до сих пор изучается всеми школами менеджмента. Опыт Джека Уэлча подтверждает, что менеджмент — это в большей степени искусство, нежели наука: чтобы добиться успеха, нужно быть эмоциональным, заниматься им страстно, выкладываясь целиком. Блестящий бизнес-лидер (журнал Fortune назвал его «самым крутым боссом Америки») всегда следовал своему главному принципу: «основной опорой компании являются люди, а не производимые товары».37
Теория лидерства началась создаваться не менее двух тысяч лет назад и применялась для воспитания политических и военных деятелей. Но в современных условиях теорию лидерства, стили управления должен знать и уметь грамотно применить лидер (руководитель) в конкретно-сложившейся ситуации.
Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется всегда и везде, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Все сложившиеся теории лидерства продолжают служить основой для понимания и практики управления сегодняшними организациями. В последние годы появилось много альтернативных теорий, способствующих лучшему пониманию различных типов лидерства.
Очень немногие из тех, кто выбрал
карьеру руководителя, согласны на
долгие годы оставаться на одной работе.
Многие активно стремятся к продвижени
Нет стандартного набора качеств, который бы был присущ лидерам в отличие от других людей. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. Причем, структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лучший стиль лидерства – адаптивный стиль, ориентированный на реальность.
Лидерство не подменяет собой менеджера (руководство), а дополняет его. В настоящее время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является менеджером и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой. Яркими тому примерами являются, рассмотренные в третьей главе данной работы: Джек Уэлч - уникальная личность, невероятно целеустремленная и харизматичная, и Коносуке Моцусите, следовавший семи главным принципам философии управления:
Методы управления и личные секреты работы, которых, изучались многими исследователями, и для целого поколения управленцев они стали стандартами лучшей практики.
Практика и исследования показывают, что не обязательно быть идеальным лидером, гораздо важнее правильно определить ситуацию, в которой данный тип лидерства более уместен (помните, лидеры ориентированные на задачу и лидеры, ориентированные на отношения). В организации есть всего лишь один человек, который должен быть лидером во всем - это ее первое лицо. Лидер - это тот, кто первый берет на себя ответственность и несет ее до конца.