Лизинговые операции в казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы лизинга
1.1 Общая характеристика лизинга 6
1.2 Нормативно-правовая основа лизинга 11
1.3 Классификация лизинга 19
2. Лизинговые операции в Республике Казахстан
2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня 24
2.2 Страхование в лизинговой деятельности 25
2.3 Казахстан на центрально-азиатском рынке лизинга
3. Пути совершенствования лизинга в РК
3.1 Международный опыт применения лизинга 27
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан 28
Заключение 32
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

фин. и кредит Кр.docx

— 163.07 Кб (Скачать файл)

Введение           3

1. Теоретические  основы лизинга

1.1 Общая характеристика  лизинга       6

1.2 Нормативно-правовая  основа лизинга       11

1.3 Классификация  лизинга         19

2. Лизинговые операции  в Республике Казахстан     

2.1 Анализ лизинговой  деятельности банков второго  уровня    24 

2.2 Страхование в  лизинговой деятельности      25

2.3 Казахстан на  центрально-азиатском рынке лизинга

3. Пути совершенствования  лизинга в РК

3.1 Международный  опыт применения лизинга      27

3.2 Проблемные аспекты  лизинговых операций в Республике  Казахстан  28

Заключение           32

Список использованной литературы       

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение

В последние годы государство принимает  различные меры, направленные на активизацию  деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая  малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового  лизинга, благодаря которому предприятия  имеют возможность получать необходимую  финансовую и материальную поддержку  для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Однако пока отмечается некоторая  пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими  обстоятельствами.

Во-первых, банки ведут многоплановую  деятельность с учетом собственной  кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового  лизинга.

Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием  производственной деятельности. А отсутствие четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие стандарты  его обслуживания и определить эффективность  своего участия в них. Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с  множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной  регистрации договора финансового  лизинга движимого имущества, выполнение условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда  оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском  учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит  выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности  в оформлении документов, производители  заинтересованы в участии в лизинговых сделках.

Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию  к увеличению. Значительная часть  кредитов, выдаваемых банками, поступает  в такие отрасли экономики, как  промышленность и торговля. Их удельный вес в общем объеме кредитов экономике  на первое сентября текущего года составляет соответственно 33,4% и 29,8. Доля кредитов, выданных на эту дату субъектам малого предпринимательства, составляет 23,5%. В 2008 году банками второго уровня было выдано кредитов на приобретение основных средств на сумму 27 717,6 млн. тенге, в 2001 году – на 40 954,8 млн. тенге, а на 1 сентября 2009 года – на 57 216,2 млн. тенге. Удельный вес кредитов, предоставленных  на пополнение оборотных средств предприятий, за эти же годы соответственно составил 61,5%, 64,4%, и более 63,5%. 
По данным Министерства финансов, на обновление основных фондов предприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти в двое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.

Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется  лишь 0,8 – 1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 — 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется  за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП.

Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.

На инвестиционную активность банков в значительной степени может  повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты  финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации  их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.

Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и  представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о  потенциальных заемщиках, включая  недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном  бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.

Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через  создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА Банк», «Народный  банк» и др.) По состоянию на 1 сентября 2010 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным  им клиентам суммам в рамках финансового  лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками – 42 149 тысяч  тенге. 
На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года.

На рынке присутствуют высокие  риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком  уровне первоначального взноса и  стоимости ресурсов. Отсутствует  методика оперативной оценки эффективности  лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно  изучают потребности различных  производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При  этом у многих субъектов мелкого  и среднего бизнеса нет понимания  выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и  эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных  вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в  качестве инвесторов одновременно выступают  три субъекта лизинга : производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.

Также необходимо отметить важность совершенствования организации  страхования лизинговых сделок.

Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое  условие прямо предусмотрено  в соответствующем договоре. При  заключении лизинговой сделки (или  в ее обеспечение) можно предусмотреть  использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями.

Право на проведение перечисленных  видов страхования и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые  организации и банки второго  уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с  лизингом. Однако в целях дальнейшего  механизмов кредитования, оптимизации  финансовых потоков и обеспечения  их прозрачности, совершенствования  платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.

 

1. Теоретические  основы лизинга

1.1 Общая  характеристика лизинга

 

Как у любого сложного юридического понятия у лизинга  есть множество определений. Прежде всего, лизинг, — слово английского происхождения, производное от глагола to lease — брать и сдавать имущество во временное пользование. Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд, является следующее определение: Лизинг представляет собой инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

Лизинговая сделка, в свою очередь, представляет собой  совокупность договоров, необходимых  для реализации договора лизинга  между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Предметом лизинга  могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, земельные участки и  любые другие неупотребляемые вещи.

Предметом лизинга  не могут быть ценные бумаги и природные  ресурсы.

Законодательными  актами могут быть установлены иные ограничения на использование в  качестве предмета лизинга отдельных  категорий вещей и земельных  участков.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.

1. Пользователь (после  вступления в лизинговые отношения  лизингополучатель) сообщает лизинговой  компании, какое оборудование ему  необходимо.

2. Лизинговая компания, убедившись в ликвидности проекта,  покупает это оборудование у  фирмы-изготовителя, или другого  юридического, или физического лица, продающего имущество, являющееся  объектом лизинга.

3. Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником  оборудования, передает его во  временное пользование с правом  дальнейшего выкупа (определяется  договором) лизингополучателю, получая  взамен лизинговые платежи.

 

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

— Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

— Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

— Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

— Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора [6].

На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные  субъекты, такие как:

— Страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

Информация о работе Лизинговые операции в казахстане