Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:42, курсовая работа
В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.
Введение 3
1. Теоретические основы лизинга
1.1 Общая характеристика лизинга 6
1.2 Нормативно-правовая основа лизинга 11
1.3 Классификация лизинга 19
2. Лизинговые операции в Республике Казахстан
2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня 24
2.2 Страхование в лизинговой деятельности 25
2.3 Казахстан на центрально-азиатском рынке лизинга
3. Пути совершенствования лизинга в РК
3.1 Международный опыт применения лизинга 27
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан 28
Заключение 32
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Для случаев аренды
особо дорогого оборудования (авиалайнеры,
танкеры, буровое оборудование, комплектные
производственные линии и т.д.), когда
требуется привлечение
В западных странах заметны весьма существенные различия в том, что касается кодификации и унификации лизинговых сделок и всего механизма лизинговых отношений. Однако все эти страны едины в том, что средствами денежного и бюджетного регулирования они поощряют накопления, средствами налогового регулирования они поощряют инвестиции в обновление производственного потенциала предприятий, средствами таможенного и валютного регулирования — поощряют экспорт капиталоемкой и наукоемкой продукции и защищают своих внутренних производителей от недобросовестной конкуренции извне
При этом необходимо отметить, что темпы прироста объемов и расширения сфер применения лизинговых операций в разных странах не коррелируют со степенью детализации государственного регулирования форм лизинговых сделок. Напротив, лидерами в развитии лизинговых операций выступают США, в которых лизинг вообще не признается самостоятельной правовой формой сделки, а выкуп имущества (или опцион на выкуп) не считается обязательным признаком лизинговых отношений. К числу лидеров относится и Великобритания, где лизинговые сделки регулируются обычными нормами права, действующими в отношении договоров купли — продажи и аренды.
При некотором упрощении все страны в отношении порядка регулирования в них лизинговых отношений можно разбить на две группы. В первой группе лизинговые отношения определяются по факту — по наличию или отсутствию в отношениях между сторонами некоторого набора признаков, признаваемых ключевыми, определяющими характер сделки (при этом набор этих признаков в разных странах не обязательно совпадает). Во второй группе стран форма лизинговой сделки определяется законодательно (специальным законом или внесением лизинга в состав сделок, регулируемых гражданским правом); занятие лизинговыми операциями требует специальной регистрации или лицензирования.
К первой группе стран относятся США, Великобритания, Германия, Италия, Дания, Австрия и др. Во вторую группу входят Франция, Бельгия, Португалия, Швеция.
В отношении международных лизинговых сделок унификация взаимно признаваемых правил продвинулась несколько дальше — в связи с тем, что некоторые из развитых стран подписали международную Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, а другие стараются придерживаться ее норм на практике.
В налоговой сфере практически все страны выделяют лизинговые операции как отдельный объект налогового регулирования. Налоговое право каждой страны дает четкий набор признаков, определяющих лизинговую сделку, и устанавливает специальный порядок установления (или согласования) налоговых обязательств всех сторон, признаваемых участниками лизинговых отношений. При наличии этих признаков налоговые органы предоставляют для участников лизинговой сделки предусмотренный для таких сделок налоговый режим; если же доказательств наличия лизинговых отношений недостаточно .или же у налоговых органов появляются основания полагать, что эти признаки создаются искусственно (к примеру, для прикрытия сделки иного характера), то они вправе применить иное налоговое регулирование, более соответствующее экономическому существу проверяемой сделки.
В отношении сделок
международного лизинга налоговое
регулирование осуществляется либо
в порядке совместного
В международных налоговых отношениях в зависимости от вида обложения выделяется регулирование по линии прямых налогов (налоги на объекты лизинга и на платежи по лизинговым сделкам), косвенных налогов (акцизы, НДС и другие налоги) и таможенных пошлин (пошлины, взимаемые с объектов лизинга при пересечении государственных границ).
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан
Республика Казахстан в последние три года демонстрирует высокие темпы роста экономики. Главной целью в экономике является максимально высокие темпы роста валового внутреннего продукта, от чего напрямую зависит решение многих социальных проблем. Экономический рост должен также подкрепляться качественными изменениями в экономике. Прежде всего, они должны сопровождаться обновлением изношенных основных фондов новыми высокотехнологическими оборудованием и техникой. Структурные изменения в экономике предусматривает диверсификацию экспорта с целью обеспечения стабильного роста экономики и национальной безопасности государства.
Общая ситуация в экономике решающим образом влияет на развитие лизинга в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда предприятие и банки готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации и чувствуя снижение риска, готовы к инвестированию в первую очередь – в наиболее привлекательные для них сферы.
В преддверии этого этапа важно создать хорошие условия для инвестиций и, прежде всего, иностранные, а также оживить деловую активность.
Таким образом, на темпы и масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему развитию лизинга в стране.
Реальный этап развития лизинга в Казахстане был связан с развитием государственного лизинга. Государство в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и банками. Основным достоинством участия государства в лизинговых операциях является то, что государственное кредитование осуществляется на более длительные сроки (2-5 лет) и по более низким процентным ставкам и обходится конечным потребителям значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период).
За период с 1995 года
по 2000 год не было условий для
развития в Казахстане частнопредпринимательского
(коммерческого) лизинга из-за высоты
банковских процентных ставок и маломощности
банковской системы, недостатков в
системе налогообложения
Лизинг в Казахстане в настоящее время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства – 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах.
Быстрому развитию лизинга, в особенности коммерческого лизинга, препятствует ряд все еще нерешенных проблем. Прежде всего, это:
непомерный и непропорциональный рост цен на машины и оборудование и сложившийся в результате этого ценовой диспаритет. Между продукцией машиностроения и других отраслей;
поиск и привлечение внутренних и внешних источников накоплений, инвестиций для финансирования лизинга машин и оборудования;
Поиск и нахождение источников получения и поставок машин и оборудования на лизинговой основе (внутреннее производство, ввоз и вывоз);
Состояние платежной системы в экономике, рост платежей и взаимной задолженности предприятий, невозврат кредитов приобрели за последние годы распространенный характер;
Отсутствие и слабость законодательно-нормативной базы развития и регулирование лизингового бизнеса;
Непоследовательность,
противоречивость механизма государственной
поддержки и стимулирования лизингового
бизнеса. Особенно ярко это проявлялось
в отсутствии координации при
проведении соответствующей
Важной проблемой,
предопределяющей формы организации
лизинга внутреннего или
В республике практически отсутствует производство основных видов оборудования необходимых для предприятий различного профиля.
Не менее серьезной проблемой остается неуклонное старение парка сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с казахстанских заводов.
Серьезным тормозом в развитии лизингового бизнеса в Казахстане является недостаточная разработка законодательно-нормативной базы. Основной, регулирующий все аспекты этого сложного экономического явления документ - Закон РК «О лизинге» (от 5 июля 2000г.). Но сейчас мы являемся свидетелями непоследовательности и недостаточной эффективности действия механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане. Особенно ярко они проявляются в отсутствии координации рычагов и инструментов инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политике государства в отношении лизинга.
Поэтому важно усовершенствовать нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, устранить возникнувшие несоответствия, а также внести дополнения и изменения в законодательство о лизинге, соответствующие нормам международного права.
Следующим несоответствием
является невозможность применения
ускоренной амортизации для предметов
лизинга в течение срока
1) срок амортизации
сельскохозяйственной техники,
2) срок финансового
лизинга превышает 80% срока полезной
службы основных средств, за
исключением финансового
Кроме того, нет четкости в законодательстве касательно перехода рисков в связи с переходом права владения и пользования лизингополучателю - с момента получения предмета лизинга (как подсказывает логика и правила делового оборота) или же с момента регистрации договора лизинга, согласно закона (ст.5 «Право временного владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме с момента государственной регистрации договора лизинга»).При осуществлении ряда лизинговых сделок, например, международный лизинг или возвратный лизинг.
С учетом существующей в настоящее время Республике Казахстан нормативно - правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2006г. в общем объеме инвестиций до 30% со следующей разбивкой по годам: 2002г.-20%, 2003г.-25%, 2004г.- 28%, 2005г.-29%, 2006г.-30%.
Рисунок 3.2.1 -доля лизинга в общем объеме инвестиций
В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.
Без решения существующих и вновь возникающих проблем развитие лизинга трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка лизинговых услуг.
Таким образом, лизинговый бизнес в Казахстане сталкивался в тот период и сталкивается сейчас с рядом проблем, таких как:
Отсутствие квалифицированных кадров специалистов в этой области;
Расплывчатая и противоречивая во многом нормативно-законодательная база развития лизинга в Казахстане;
Высота банковских процентных ставок и маржи лизинговых компаний;
Высокая степень рисков, возникающих в ходе реализации лизинговых инвестиционных проектов;
Обеспечение полной возвратности выделенных для осуществления лизинговых операций бюджетных средств и др.