Малый бизнес в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать малый бизнес в России и за рубежом, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России и за рубежом.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны………4
1.2 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..11
1.3 Предпринимательство и его формы…………………………………13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности малого предпринимательства в России……………...22
2.2 Роль малых предприятий в экономике России……………………..23
2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом…………………………………………………………….27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.
3.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………….....41
3.2 Финансово-кредитная поддержка предпринимательства………….
3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса……...….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..57

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1 Сущность малого бизнеса и  его значение в развитие страны………4

1.2 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..11

1.3 Предпринимательство и его формы…………………………………13

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Особенности малого предпринимательства в России……………...22

2.2 Роль малых предприятий в экономике России……………………..23

2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом…………………………………………………………….27

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.

3.1 Проблемы малого бизнеса  в России…………………………….....41

3.2 Финансово-кредитная поддержка предпринимательства………….

3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса……...….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..57

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Тема разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.

Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена.

Цель работы: исследовать малый бизнес в России и за рубежом, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Задачи исследования:

  1. Исследовать сущность малого сектора экономики.
  2. Определить его особенность в России и за рубежом.
  3. Дать анализ тенденций его  развития.
  4. Показать проблемы и пути их  решений.

При этом использованы следующие методы:

  1. Статистический метод.
  2. Метод аналитического анализа,
  3. Сравнительный метод.

Объектом исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства.

Предметом исследования служат отношения между малым сектором и государством, а также населением и малым сектором.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

    1. Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.

С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная  на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение:    

«бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1. Бизнес в небольших масштабах называется малым.

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

Мы привыкли называть, что предприятие - это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.

С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие  «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья  48 ГК РФ).

Из сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие» заменен  термином «организация». Все это внесло определенную путаницу в привычные для нас  термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие « малое предприятие», а не « малая организация».

В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом:  «Малое предприятие»- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»2. На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины  1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466

«О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек; в технической сфере -60; в оптовой торговле-50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50. 

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:

  1. средняя численность занятых на предприятии работников;
  2. ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
  3. величина активов.

Следует учесть факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

Нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

  1. промышленность – до 500 человек;
  2. строительство – годовой объем от 7-17 млн. долларов;
  3. сельское хозяйство – годовой объем до 3,5 млн. долларов;
  4. добыча полезных ископаемых – до 500 человек;
  5. транспорт – до 500 человек;
  6. оптовая торговля – 100 человек;
  7. розничная торговля – объем до 3,5 млн. долларов;
  8. услуги – до 3,5 млн. долларов.( в отдельных случаях до 13,5 млн. долларов).3

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при из разработке необходимо выделить:

  1. объективность;
  2. дифференциацию величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
  3. простоту в понимании и использовании;
  4. количество критериев, которое не должно превышать трех;
  5. стабильность критериев.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным  является показатель среднесписочной численности работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции их, необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

Для того чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый бизнес - это объективная форма организации производства, прошедшая в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С  экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

  1. валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  2. национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  3. мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
  4. трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
  5. малого бизнеса в экспорте продукции;
  6. налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
  7. основного капитала , функционирующего в малом бизнесе;
  8. отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

Информация о работе Малый бизнес в России и за рубежом