Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 00:19, курсовая работа
Цель работы: исследовать малый бизнес в России и за рубежом, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России и за рубежом.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны………4
1.2 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..11
1.3 Предпринимательство и его формы…………………………………13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности малого предпринимательства в России……………...22
2.2 Роль малых предприятий в экономике России……………………..23
2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом…………………………………………………………….27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.
3.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………….....41
3.2 Финансово-кредитная поддержка предпринимательства………….
3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса……...….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..57
Таблица 2.1.1 - Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.10 г. в расчете на 100 тыс. населения |
Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2009 г. |
РФ |
611,7 |
29,7 |
Центральный |
905,9 |
63,2 |
Северо-Западный |
928,5 |
76,2 |
Южный |
397,7 |
18,1 |
Приволжский |
469,3 |
56,6 |
Уральский |
452,1 |
4,0 |
Сибирский |
448,3 |
-38,7 |
Дальневосточный |
498,7 |
-74,0 |
Таким образом, за 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2010 г.
2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущее место.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке принуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Это и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.
В зарубежных странах развитию малого бизнеса уделяется огромное внимание. В странах с развитой рыночной экономикой предприятия малого бизнеса играют существенную роль в экономической и социальной жизни, обеспечивая до 70% валового национального продукта и дополняя экономические функции среднего и крупного бизнеса (табл. 2.3.1)8.
В законодательно-правовых актах многих стран не дано четкого определения понятия малого предприятия. Практически используются различные определения малого предприятия в зависимости от условий кредитной политики, налоговых предписаний, форм государственной поддержки, а также от федеральных и муниципальных различий и отраслевых особенностей. В зарубежной практике основными критериями отнесения предприятий к малым являются объёмы хозяйственного оборота и численность работников (табл. 2.3.2).
Страны |
Количество малых предприятий (в тыс.) |
Количество малых предприятий в ранге на 1000 жителей |
Доля работающих в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП страны, % |
Великобритания |
2630 |
46,00 |
49,0 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37,00 |
46,0 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68,00 |
73,0 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35,00 |
54,0 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45,00 |
72,0 |
63-67 |
США |
19300 |
74,20 |
54.0 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,60 |
78,0 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,65 |
9,6 |
10-11 |
Таблица 2.3.2 Критерии определения понятия малого бизнеса в разных странах.
Страна |
Количество работников, чел. |
Величина активов |
США |
до 500 |
до $5 000 000 |
Япония |
до 300 |
до 100 млн. йен |
Европейский союз |
до 50 |
до 4 млн. евро. |
Великобритания |
до 200 |
до 1 500 000 евро |
В настоящее время в качестве критерия определения малого предприятия в России используется численность работников в разрезе отраслей деятельности:
В соответствии с действующим законодательством, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом.
Удельный вес малых предприятий в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий превышает 95%.
Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала.
Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении малых предприятий внутри отдельных стран имеют более заметные различия. В промышленном производстве их доля составляет: в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров малые предприятия составляют: в Финляндии – 20%, во Франции - 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50%.9
Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса сосредоточено в сфере услуг (свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых предприятий заняты в этой сфере. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к категории промышленных.
По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8%, и, наконец, через 5 лет - не более 3%.
По оценкам международной федерации малых и средних промышленных предприятий на долю малых предприятий приходится около 50% продукции, свыше 30% капиталовложений. Кроме того, малый бизнес в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, Япония, обеспечивает 2/3 рабочих мест.
Показательна роль малых предприятий в экспорте продукции ведущих стран. По оценке специалистов, на долю малых и средних предприятий в промышленном экспорте ряда экономически развитых стран приходится: Германия и Нидерланды – 40%, Италия – 25-30%, Франция – 20-25%, США и Япония – 10-15%. А если учитывать их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров составит около 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом существует сфера, где малый бизнес занимает особое положение - это международная торговля технологиями, например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные предприятия. Кроме технологий, существенными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электрохимической, текстильной и других отраслей промышленности.10
Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определён в законодательном порядке. От 12 до 25% всех рабочих мест несельскохозяйственного сектора в экономике стран ЕС приходится на ремесленные предприятия. Наибольшее распространение ремесленные предприятия получили в строительстве. В сфере услуг статус ремесленного предприятия чаще всего имеют маленькие пекарни, кондитерские и мастерские по ремонту бытовой техники. В сфере производства ремесленники обычно работают по заказам малых и средних предприятий.
Классификация отраслей, принятая в США, на основе показателей: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 2.3.3).
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическим механизмом, действующим в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Таблица 2.3.3
Отраслевая классификация малых предприятий в США11
Отрасль |
Вклад в национальный доход |
Занятость |
Предприятия частного сектора | |||
|
млрд. долл. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. |
% |
Сельское хозяйство, лесная промышленность |
95 |
2 |
3208 |
3 |
2.328 |
14 |
Добывающая промышленность |
85 |
2 |
721 |
1 |
251 |
2 |
Строительство |
219 |
5 |
4998 |
5 |
1758 |
6 |
Обрабатывающая промышленность |
852 |
19 |
19065 |
19 |
622 |
4 |
Оптовая и розничная торговля |
740 |
16 |
24381 |
22 |
3463 |
21 |
Финансы, недвижимость |
775 |
17 |
6549 |
6 |
2272 |
13 |
Транспорт, связь |
402 |
9 |
5385 |
5 |
721 |
4 |
Услуги |
794 |
17 |
24196 |
23 |
6220 |
36 |
Государственный сектор |
535 |
12 |
17015 |
16 |
- |
- |
Иностранный капитал |
30 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
4527 |
100 |
105518 |
100 |
17635 |
100 |
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовке кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, на подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
Для России роль малого бизнеса как источника развития предпринимательства и создания конкурентной среды имеет огромное значение. Без бурного роста этих форм предпринимательства невозможно масштабное развитие инновационного бизнеса, и не только потому, что они объединяют класс предпринимателей, готовых работать, чтобы добиться благополучия. В России в настоящее время на 1000 человек приходится около 5 малых предприятий, в то время как в ЕС – не менее 30. К уровню Западной Европы приближаются только Москва и Санкт-Петербург, в которых на 1000 жителей приходится 20 и 15 малых предприятий соответственно.
Следует отметить, что формальные предпосылки для развития малого предпринимательства в России были созданы к концу 90-х гг.: приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого бизнеса, сформирована определенная инфраструктура его обеспечения, образованы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей.
В настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для ускоренного развития малого предпринимательства: