Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 00:19, курсовая работа
Цель работы: исследовать малый бизнес в России и за рубежом, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России и за рубежом.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны………4
1.2 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..11
1.3 Предпринимательство и его формы…………………………………13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности малого предпринимательства в России……………...22
2.2 Роль малых предприятий в экономике России……………………..23
2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом…………………………………………………………….27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.
3.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………….....41
3.2 Финансово-кредитная поддержка предпринимательства………….
3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса……...….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..57
Однако все еще велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьезными препятствиями для осуществления эффективного курса на развитие малого и среднего предпринимательства. Среди основных причин отмечены избыточные административные барьеры, недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства и недостаточный уровень предпринимательской культуры.
При этом отметим, что в последние годы ситуация в малом бизнесе в России несколько улучшилась. С 1999 г. наблюдается снижение числа малых предприятий (рис. 2.3.1). В результате на начало 2009 г. в РФ малых предприятий было меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. их было 861,1 тыс., в 2009 — 843 тыс.). Эта тенденция свидетельствует об ухудшении экономических условий для развития предпринимательства в России.12
Количество малых предприятий в России по состоянию на 01.10.2009 г. составляло 952,5 тыс. против 926 тыс. на 01.10.2008 г., рост за рассматриваемый год составил 5,8%.
Число малых предприятий в торговле и общественном питании, на которые приходится 46,3% от их общего количества, увеличилось с 417,6 тыс. до 441 тыс. В промышленности число малых предприятий увеличилось со 119 тыс. до 128 тыс., в строительстве - со 116,9 тыс. до 121,1 тыс., в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка - с 39,4 тыс. до 44,3 тыс., на транспорте - с 21,8 тыс. до 26,3 тыс.; в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - с 19,9 тыс. до 22,3 тыс., в сельском хозяйстве - с 17,7 тыс. до 19,3 тыс.
В то же время в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения число малых предприятий за год сократилось с 27,5 тыс. до 25,7 тыс., в науке и научном обслуживании - с 22,2 тыс. до 20,7 тыс.
Общая численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2008 г. составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Малые предприятия за 9 месяцев 2008 г. произвели продукции, работ и услуг в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 1 трлн. 637 млрд. руб. против 1 трлн. 207,1 млрд. руб. в январе-сентябре 2007 г. Выручка от реализации продукции составила 6 трлн. 260,7 млрд. руб., инвестиции в основной капитал - 62,2 млрд. руб.
По прогнозу Минэкономразвития РФ, к 2012 году число малых предприятий в России увеличится более чем на треть (34,7%) и достигнет 1,2 млн. По данным МЭРТ, на конец 2010 г. в России будет действовать 950 тыс. малых предприятий (в 2009 г. их было 890 тыс.). В 2011 г. таких предприятий будет около 1 млн., а в 2012 г. - уже 1,2 млн. Развитие малого бизнеса в МЭРТ связывают с реализацией механизмов государственной поддержки (бизнес-инкубаторы, микрокредитование, поддержка экспорта), а также снижением затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров с 10% до 3% от выручки. В регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки будет иметь, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы.13
Современное состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Число малых предприятий практически не увеличивается и из года в год колеблется на уровне 900 тыс. На конец прошлого года, например их было 950 тыс., то есть быстрого развития этого сектора экономики не наблюдается. По-прежнему, очень низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России малым бизнесом создается всего 10-12% ВВП. Проблема обеспечения малого бизнеса финансами решалась до сегодняшнего дня очень медленно. Хотя за последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в 2 раза, этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором и имеют кредитную историю. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. По оценкам экспертов, потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. Банкам невыгодно работать с малыми заемщиками: очень велика доля накладных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, отсутствуют залоги.
Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура малого предпринимательства в последний период существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рис. 2.3.2.
рис. 2.3.2 Доля отдельных видов отраслей.
Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (47,9%). На втором месте – промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 13,7 и 12,8% соответственно.
В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).
Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2009 г. 2 трлн. 273,9 млрд. руб., что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2008г. на 35%. В 2008 г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2007 г. - 36%, в 2005 г. - 39%. В целом за 1999-2009 гг. (по сравнению с 1998 г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. С поправкой на индекс-дефлятор ВВП (который является наиболее точной характеристикой инфляции в целом по экономике) рост производства продукции и услуг малых предприятий составил в 2009 г. 13,9% и замедлился по сравнению с 2008г., когда он составлял 27,5%. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 1999-2009 гг. производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось. Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране.14
Капиталовложения в малый бизнес достаточно низки. Доля малых организаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составила в 2009 г. 2,7% (5,4% в 2005 г.). Этим объясняется тот факт, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе более чем втрое ниже соответствующего показателя по стране в целом. Причем ситуация здесь ухудшается год от года. Если в 2007 г. инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе относились к аналогичному показателю примерно, как 1:2, то в 2009 г. это соотношение уже было 1:3,3.
По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2% и составила 7602,4 тыс. чел. (рис. 2.3.3).
В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 232,7 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 15,8%, увеличившись на 0,6 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом почти во всех федеральных округах, за исключением Южного ФО. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 6,8% и 6,4% соответственно. 15
Тем не менее, статистика показывает, что удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий в 2005 г. был выше, чем по крупным и средним предприятиям (66,1% и 62,1% соответственно), причем данный показатель за рассматриваемый период неуклонно возрастал. Коэффициент текущей ликвидности с 2003 г. также увеличивался со средним темпом роста 103%, а это лишний раз свидетельствует о том, что в малом бизнесе неэффективные предприятия не выживают. Однако отметим, что рентабельность малых предприятий за рассматриваемый период была ниже, чем по крупным и средним предприятиям, и данный разрыв из года в год увеличивается. Так, если в 2003 г. рентабельность малых предприятий составляла 3,9% при 6,3% по крупным и средним предприятиям, то в 2008 г. значения данных показателей составляли уже 2,6% и 14,4% соответственно.16
В настоящее время деятельность малого предпринимательства регулируется следующим законодательством:
Правовая база регулирования и поддержки малого предпринимательства не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры.
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Таким образом, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества.
В условиях России, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.
Экономические условия, в которых приходиться работать российским предпринимателям, во всех регионах схожи, проблемы – типичны. Именно поэтому, мне кажется целесообразным рассмотреть все препятствия, возникающие на пути бизнесменов. Прежде всего, необходимо различать барьеры, возникающие на входе в рынок и проблемы уже существования малого предприятия.
Среди наиболее значимых проблем на начальном этапе работы большинство руководителей малых предприятий отмечают отсутствие средств для открытия своего дела. По данным Российского агентства по поддержке малого предпринимательства, для открытия дела в прибыльных отраслях нужно $ 3 –10 тыс. Но на начальном этапе предпринимателю сложно получить кредит - банки осторожничают: человек ещё никак не проявил себя в бизнесе, и рисковать капиталом никому не хочется. Правда, сегодня некоторые коммерческие банки, например стали давать кредиты на выгодных условиях, как в рублях, так и в валюте МП и частным предпринимателям. Даже сама процедура открытия малой фирмы становится порой сложным делом. По данным газеты “Экономика и жизнь”, начинающему предпринимателю требуется обойти до 30 инстанций, получить до 90 согласований, заплатить десятки тысяч рублей, чтобы, наконец, ему разрешили открыть своё дело. По оценке газеты “Коммерсант”, в Москве (считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса) на открытие МП при соблюдении всех законов и инструкций требуется полгода. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа!
Финансовые проблемы в деятельности малых предприятий играют ведущую роль. Таков рейтинг проблем, так или иначе связанных с финансами малых предприятий:
Существующая система налогообложения
Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, на имущество, на землю, на содержание милиции, на загрязнение окружающей среды, дорожный и прочие), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя.
Кроме того, российская налоговая
система одинакова и для произв
Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов от налогообложения. Очевидно, у предприятий торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформленных договоров со "своими" поставщиками и потребителями.
Нехватка оборотных средств
Нехватка оборотных средств - это острейшая проблема для производственных предприятий, и особенно, для предприятий, производящих промежуточную продукцию, т.е. комплектующие изделия для других предприятий. Предприятия, специализирующиеся на продукции производственно-технического назначения, обычно не работают на полную мощность: часть оборудования простаивает, уровень загрузки мощностей составляет, по оценкам самих руководителей, от 20 до 50%. Работающие же на потребительский рынок так резко производство не сворачивают, хотя средств на обслуживание оборота не хватает. Торговые и посреднические фирмы острой нехватки оборотных средств не испытывают, иногда даже обходятся собственными средствами, не прибегая к кредитам.