Малый бизнес в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать малый бизнес в России и за рубежом, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России и за рубежом.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны………4
1.2 Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………..11
1.3 Предпринимательство и его формы…………………………………13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности малого предпринимательства в России……………...22
2.2 Роль малых предприятий в экономике России……………………..23
2.3 Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом…………………………………………………………….27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.
3.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………….....41
3.2 Финансово-кредитная поддержка предпринимательства………….
3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса……...….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..57

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Начиная свою деятельность, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой страхования предпринимательских операций, формирования стартового капитала, привлечения кредитов на развитие собственного дела.

В последующем во время анализа внешней среды предпринимателю придется учитывать внешнеэкономическую политику регуляции  экспортно-импортных операций,  валютный курс, общее состояние системы финансирования,  уметь пользоваться кредитами.

Кредит - это предоставление фирме денежных средств на условиях возвращения, платности, материального обеспечения и  определенных сроков пользования.

Особенную роль в развитии предпринимательства играет система налогообложения, налоговые льготы, уровень налогов, формы финансового содействия становлению и развитию предпринимательского сектора. Это объясняется тем, что предпринимательство является сектором экономики, наиболее впечатлительным относительно неблагоприятных внешних факторов влияния. К ним следует отнести избыточные налоги, ограниченность собственных ресурсов, нестабильность рыночной конъюнктуры отсутствие резервных капиталов. В то же время государство заинтересовано в развитии предпринимательского сектора. Это могут быть те виды предпринимательства, благодаря которым достигается решение серьезных проблем экономического и социального развития общества - сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, занятость населения, удовлетворения конкретных потребностей, в определенных видах продукции и услуг.

В состав финансовых рычагов регуляции предпринимательство относит:

- налоговую и финансово-кредитную  политику, в том числе установление  ставок налогов и процентов, из  государственных кредитов, налоговых  льгот;

- размер экономических санкций;

- целевые дотации;

- цены и правила ценообразование;

- валютный курс.

Основные цели использования финансовых рычагов:

- предотвращение роста цен;

- исключение дополнительных средств  для государственного бюджета;

- сдерживание или стимулирование  производства определенных товаров;

- предотвращение значительной  дифференциации доходов.

Лизинг – это форма долгосрочного кредита, который погашается предпринимателем-арендатором в рассрочку и предоставляется в натуральной форме. Лизинг выступает формой финансовой поддержки предпринимательства и совмещает элементы аренды и кредитных обязательств.

Предприниматель должен использовать возможность взять в долгосрочную аренду технологическое оборудование, транспортные средства, оборудование. Стоимость объекта аренды погашается частями с отнесением расходов на счет себестоимости продукции, которую производит предприниматель.

Как правило, лизинг значительно более выгоден от использования заимообразных средств. Плата за кредит осуществляется из прибыли предприятия. В случае отсутствия прибыли предприниматель вынужден искать другие источники погашения заимообразных средств, а в случае их отсутствия может даже обанкротиться, потерять собственное дело. Поэтому получить значительный кредит на приобретение дорогого оборудования для большинства малых и средних предприятий достаточно сложно: ведь у них нет надежных гарантий его возвращения. Лизинг же предоставляет возможности эффективной поддержки предпринимательства, позволяет мобилизировать больше финансовых ресурсов для развития бизнеса.

Таким образом, для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством одна из главных. Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

 

3.3 Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса

 

Особую роль в поддержке малого предпринимательства играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать и том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования.  А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия.

  • На мой взгляд, целесообразно создать определённую систему приоритетов в разработке и принятии федеральных законов. Главенствующее место должны занять законы, направленные на совершенствование экономических отношений и развитие предпринимательства. Необходимо также решить вопрос об оперативном внесении изменений и дополнений к действующим законам, предусматривающих санкции за явные нарушения либо ненадлежащее исполнение правовых норм. При этом в абсолютно равном положении перед судебными и арбитражными инстанциями должны быть все, в том числе и государство.
  • Опыт многих стран свидетельствует о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ развития предпринимательства. Попытки разработать такие программы применительно к малому бизнесу в нашей стране практически не дали результатов: большинство разделов и пунктов этих документов "повисли в воздухе". Это произошло в первую очередь потому, что программы были оторваны от прочной экономической базы - реального сектора экономики, а также отечественной науки и предпринимательской культуры. В индустриально развитых странах ядром среднего класса выступают не посредники и участники элитных "тусовок", а руководители малых инновационных фирм, задействованных в высоких наукоёмких технологиях. За рубежом, в первую очередь в США, этот венчурный, рисковый сектор является не только главным двигателем научно - технического прогресса и основным "мотором" экономики, но и наиболее прибыльной сферой деятельности. Соответственно все российские программы развития малого и среднего бизнеса следовало бы жёстче привязать к потенциалу, которым располагает страна - реальному сектору, академической и отраслевой науке, строительному комплексу и сфере услуг.
  • Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно - правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам. В первую очередь речь идёт о принятии закона "Об иностранных инвестициях". Но не менее важен и морально - этический аспект вопроса. Многим российским предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям как к безвозмездному подарку от родного государства или зарубежного мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью.
  • Инвестиции не возможны без надёжной банковской системы. Банковский сектор долго считался наиболее продвинутым в системе рыночных координат. После августовского кризиса пришло прозрение - до классических рыночных институтов подавляющему большинству наших банков ещё далеко. Сегодня все кредиты, выданные банками России, составляют лишь 11% ВВП. Для сравнения: в Германии этот показатель достигает 113%, в США - 119%, в Японии - 190%. Помимо этого, около 75% активов всей банковской системы России сосредоточено в так называемых проблемных банках и банках - банкротах. На сегодняшний момент, главный предмет дискуссии - как и за счёт каких средств осуществить программу реструктуризации банковской системы.
  • Безотлагательное решение проблемы создания своевременной и стабильной налоговой системы гораздо плодотворнее бесконечных попыток государства усилить фискальный пресс. До тех пор, пока предприниматель не будет иметь чётких законодательных гарантий не появления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако недавние правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки. Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии.

Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели должны быть уверены в том, что налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются разумно. Пока этого нет.

Кроме того, нужно понимать, что разумная и справедливая налоговая реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны и соответственно затронет интересы сегодняшней армии чиновников.

  • Ничто так не затрудняет деятельность предприятия, как отсутствие систематической, надёжной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители и торговые посредники вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Органы государственной статистики предоставляют информацию предприятиям и организациям только на платной основе и в ограниченном объёме. Именно поэтому необходимо создание национальной и региональных информационно - коммерческих сетей и центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, в том числе о мировых банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.

Это лишь некоторые из мер, поддержки малых предприятий, которые могут реально повысить уровень развития последних. Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении мер поддержки.

В подавляющем своём большинстве предприниматели положительно воспринимают идеи усиления государственного регулирования экономических процессов в нашей стране. При этом главная цель возврата государства в экономику - устранение перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования, а не "ползучая" реставрация прошлых порядков. Нельзя допустить, чтобы все новации свелись к очередной волне бюрократической регламентации, наращиванию полномочий и штатов контролирующих органов.

 

 

 

Заключение

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ, Часть 1 от 30.11.1994. – СПб.: Питер, 2006.- с.272  Серия «Закон и комментарии»;
  2. Комментарий к ГК РФ, части первой.; - отв. ред. Гуев А.М.; - 3-е издание, -М.: ИНФРА-М, 2007.-с.1062;
  3. Комментарий к ГК РФ, части первой.; - отв. ред. Садиков О.Н.;- М.: ИНФРА-М, 2009.- с.582;
  4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
  5. Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / А.Ю. Баженов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 104 с.
  6. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – Учебное пособие / Под ред. Л.Е. Бесовского. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 222 с.
  7. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 497 с.
  8. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 320 с.
  9. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 160 с.
  10. Егорова Н.Е. Малые предприятия:  предпринимательские  стратегии и  кооперация / М.А. Маренный. – М.: Кооперация Спутник +, 2009. –  199 с.
  11. История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палео-тип: Логос, 2010. – 194 с.
  12. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 453 с.
  13. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 241 с.
  14. Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учебное пособие.– М.: ИНФРА – М, 2008. – 264 с.
  15. Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. – М.: МГУП, 2007. – 150 с.
  16. Менеджмент малого бизнеса: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцова и проф. В.Я. Герфинкеля. – М.: Вузовский учебник,     2009. – 269 с.
  17. Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. – М.: Ось-89, 2006. – 164 с.
  18. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 142 с.
  19. Управление бизнесом: Экспресс-курс для деловых людей / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд. Стереотип. – Краснодар: МАУП, 2009. – 232 с.
  20. Финансы; Денежное обращение; Кредит: Уебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 512 с.
  21. Финансы предприятия: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 447 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Банкротство - если частное лицо или некорпоративная организация не способны отвечать по своим обязательствам или их действия вызывают у кредиторов подозрения в прочности их финансового положения (например, должники уклоняются от общения с кредиторами), то эти должники могут инициировать (подать заявление) собственное банкротство или могут быть объявлены банкротом.

Бизнес или предпринимательство - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Быстрорастущее малое предприятие - это бизнес, который придерживается стратегии ускоренного экономического роста, занятии значительной ниши рынка и роста отдачи от вложений в фирму. Такой бизнес преобладает в сфере современных информационных и бизнес услуг.

Внутренняя предпринимательская среда - совокупность ситуационных факторов внутри самой фирмы. Она являются в основном результатом управленческих решений. К ней относят: цели, структуру, технологию и людей.

Внешняя предпринимательская среда - совокупность условий и факторов, возникающих в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.

Государственная поддержка предпринимательства - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на увеличение конкурентоспособности предпринимательской деятельности. Меры государственной поддержки направлены на стимулирование активности хозяйствующих субъектов рынка и на оказание им содействия в хозяйственной деятельности. К таким мерам относят льготы, предоставление кредитов, обеспечение госзаказами и т.д.

 Государственное регулирование предпринимательства - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на снижение риска и роста стабильности предпринимательской деятельности.

Модель бизнеса - набор наиболее существенных факторов, которые обеспечивают стабильность и динамизм бизнеса на данном этапе развития и в данной стране. Обычно все факторы группируются и объединяются в небольшие группы. Эти факторы так же позволяют получить некоторое теоретические представления о механизмах функционирования бизнеса.

Ценовая политика государства - составная часть экономической политики государства, проводимая на национальном и международном уровнях через воздействие на конъюнктуру рынка и правила ценообразования.

Информация о работе Малый бизнес в России и за рубежом