Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность, проблемы, закономерности и развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на развитие экономики РФ.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность и определение субъекта малого и среднего бизнеса;
Выявить проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
Рассмотреть проблему реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики;
Охарактеризовать возможности внедрения малого и среднего бизнеса в культурной деятельности.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной
экономике ………………………………………………………......... 7
§ 1.1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ ………………. 7
§ 1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.. 9
Глава 2. Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере ……… 15
§ 2.1. Проблемы реализации культурной деятельности ……………… 15
§ 2.2. Для чего нужен в культуре бизнес ……………………………….. 21
Приложение. Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства ………………………………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………........ 38
Список литературы …………………………………………………………... 41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной
экономике ………………………………………………………......... 7
§ 1.1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ ………………. 7
§ 1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.. 9
Глава 2. Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере ……… 15
§ 2.1. Проблемы реализации культурной деятельности ……………… 15
§ 2.2. Для чего нужен в культуре бизнес ……………………………….. 21
Приложение. Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства ………………………………………………………. 25
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………... 41
Введение
Малый и средний бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый и средний бизнес – основы рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.
Оно объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.
Актуальность изучения проблем малого и среднего бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Не случайно, рассматривая вопрос экономического кризиса в ежегодном Послании к Федеральному Собранию, Президент РФ Д.А. Медведев отвел особую роль в этом малому бизнесу. Он подчеркнул, что в сложившихся условиях «надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии». [8].
Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.
Наличие в экономике
хорошо развитого сектора малого
бизнеса резко увеличивает рост
занятости населения, что особенно
актуально в условиях структурной
перестройки экономики и
В результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.
На сегодняшний день «доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12 процентов. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30». [10].
Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.
Некрупные предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в региональное развитие, генерируют и используют технические и организационные нововведения. Вместе с тем в силу объективных менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данной работы: «Динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной среде» является важной и актуальной, а также имеет большое практическое значение.
Цель данной курсовой работы – изучить сущность, проблемы, закономерности и развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на развитие экономики РФ.
Достижение этой цели
Объект исследования: Малый и средний бизнес РФ в СКС
Предмет исследования: Экономические проблемы малого и среднего бизнеса в СКС.
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной экономике.
Становление малого и среднего бизнеса в России можно условно разделить на следующие этапы.
«Этап I (1987–1994 гг.) – период быстрого роста количества предприятий малых и средних форм, отличительной особенностью которых являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов». [14].
Отношение государства к развитию
предпринимательства
Этап II (1995 – август 1998 гг.) – период перехода малого и среднего бизнеса к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.
Отношение государства к развитию
предпринимательства
Этап III (август 1998 г. – 2000 г.) – период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития предпринимательства в посткритический период.
Государство осознает необходимость укрепления сектора малого и среднего предпринимательства в условиях поддержания этой стабильности – принимаются прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
Этап IV (с 2000 г. по настоящее время). Предпринимательство – становится неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой собственников и в силу своей массовости играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Однако, обладая огромными потенциальными возможностями, малый бизнес сегодня не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Но он все же сумел за 15 лет своего становления и развития накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал.
Как показывает мировая практика,
малое предпринимательство
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого и среднего предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: «более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов некрупного предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.».[24]
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого и среднего предпринимательства:
– сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
– низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;
– негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
– неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
– слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. «Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой». [21].
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый и средний бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.
Информация о работе Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере