Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность, проблемы, закономерности и развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на развитие экономики РФ.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность и определение субъекта малого и среднего бизнеса;
Выявить проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
Рассмотреть проблему реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики;
Охарактеризовать возможности внедрения малого и среднего бизнеса в культурной деятельности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной
экономике ………………………………………………………......... 7
§ 1.1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ ………………. 7
§ 1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.. 9
Глава 2. Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере ……… 15
§ 2.1. Проблемы реализации культурной деятельности ……………… 15
§ 2.2. Для чего нужен в культуре бизнес ……………………………….. 21
Приложение. Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства ………………………………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………........ 38
Список литературы …………………………………………………………... 41

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике СКС.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной

             экономике ………………………………………………………......... 7

     § 1.1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ ………………. 7

     § 1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.. 9

Глава 2. Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере ……… 15 

     § 2.1. Проблемы реализации культурной деятельности ……………… 15

     § 2.2. Для  чего нужен в культуре бизнес  ……………………………….. 21

Приложение. Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства ………………………………………………………. 25

Заключение ………………………………………………………………........ 38

Список литературы …………………………………………………………... 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Малый и средний бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый и средний бизнес – основы рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Оно объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет  рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.

Актуальность изучения проблем малого и среднего бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Не случайно, рассматривая вопрос экономического кризиса в  ежегодном Послании к Федеральному Собранию, Президент РФ Д.А. Медведев отвел особую роль в этом малому бизнесу. Он подчеркнул, что в сложившихся условиях «надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии». [8].

Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.

Наличие в экономике  хорошо развитого сектора малого бизнеса резко увеличивает рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной  перестройки экономики и сопровождающего  этот процесс роста структурной  безработицы.

В результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.

На сегодняшний день «доля малого бизнеса в ВВП  России не превышает 12 процентов. В  расчете на 1000 человек населения  страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30». [10].

Приведенные данные свидетельствуют  об имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для  дальнейшего улучшения условий  деятельности малых предприятий.

Некрупные предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в региональное развитие, генерируют и используют технические и организационные нововведения. Вместе с тем в силу объективных менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данной работы: «Динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной среде» является важной и актуальной, а также имеет большое практическое значение.

 

          Цель данной курсовой работы – изучить сущность, проблемы, закономерности и развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на развитие экономики РФ.

          Достижение этой цели предполагает  решение следующих задач:

  1. Рассмотреть сущность и определение субъекта малого и среднего бизнеса;
  2. Выявить проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
  3. Рассмотреть проблему реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики;
  4. Охарактеризовать возможности внедрения малого и среднего бизнеса в культурной деятельности.

Объект исследования: Малый и средний бизнес РФ в СКС

Предмет исследования: Экономические проблемы малого и среднего бизнеса в СКС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной экономике.

    1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ.

 

Становление малого и среднего бизнеса в России можно условно разделить на следующие этапы.

«Этап I (1987–1994 гг.) – период быстрого роста количества предприятий малых и средних форм, отличительной особенностью которых являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов». [14].

Отношение государства к развитию предпринимательства формируется  исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Фактическое восприятие предпринимателей как явления, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами, остается непривычным в советский и начальный постсоветский периоды.

Этап II (1995 – август 1998 гг.) – период перехода малого и среднего бизнеса к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Отношение государства к развитию предпринимательства формируется  исходя из осознания того, что малое  предпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно  использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.).

Этап III (август 1998 г. – 2000 г.) – период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития предпринимательства в посткритический период.

Государство осознает необходимость  укрепления сектора малого и среднего предпринимательства в условиях поддержания этой стабильности – принимаются прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

Этап IV (с 2000 г. по настоящее время). Предпринимательство – становится неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой собственников и в силу своей массовости играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Однако, обладая огромными потенциальными возможностями, малый бизнес сегодня не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Но он все же сумел за 15 лет своего становления и развития накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых  стран, даже развитых, так как ему  свойственны определенные преимущества.

Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития малого и среднего предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: «более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов некрупного предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.».[24]

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

 

1.2. Проблемы  и перспективы развития малого  и среднего бизнеса

Анализируя сложившуюся  в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого и среднего предпринимательства:

– сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

– низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

– негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

– неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

– слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. «Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой». [21].

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый и средний бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.

Информация о работе Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере