Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить сущность, проблемы, закономерности и развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на развитие экономики РФ.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть сущность и определение субъекта малого и среднего бизнеса;
Выявить проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса;
Рассмотреть проблему реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики;
Охарактеризовать возможности внедрения малого и среднего бизнеса в культурной деятельности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность малого и среднего бизнеса, его роль в рыночной
экономике ………………………………………………………......... 7
§ 1.1. Этапы развития малого и среднего бизнеса в РФ ………………. 7
§ 1.2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.. 9
Глава 2. Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере ……… 15
§ 2.1. Проблемы реализации культурной деятельности ……………… 15
§ 2.2. Для чего нужен в культуре бизнес ……………………………….. 21
Приложение. Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства ………………………………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………........ 38
Список литературы …………………………………………………………... 41

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике СКС.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Только перечисленные  проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые  для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Формами государственной  поддержки малого предпринимательства являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др.

Важную роль в механизме  поддержки малого предпринимательства  должны сыграть общества взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства  во многом зависит от материально-технической  поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной  поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки  малого предпринимательства в субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: городского бюджета; от приватизации имущества; фондов занятости; муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства; других внебюджетных источников финансирования, Добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства  во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки  малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Таким образом, меры государственной  поддержки малого предпринимательства  можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В основе мер государственной  поддержки на любом из уровней  лежат:

  1. соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки;
  2. соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.

В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так  и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер  поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

  1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

  1. «меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
  2. перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  3. меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  4. меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
  5. предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  6. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
  7. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  8. меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.

Подводя итог изложенному  в первой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России.

В настоящее время  разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу.

Этапы развития малого бизнеса  в России показывают недостатки и  преимущества развития малого бизнеса.

В настоящее время  малый бизнес имеет достаточное  количество проблем, решать которые  помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

 

 

Глава 2. Малый  и средний бизнес в социально-культурной сфере

2.1. Проблемы  реализации культурной деятельности 

 «Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей». [4].

Во всех российских реформах с самого начала недоучитывалась сложная диалектика социокультурного и экономического развития, хотя всегда было ясно, что хозяйственный комплекс в принципе не может развиваться в распадающемся социуме, а сложно устроенная рыночная экономика не может быть освоена обществом, не делающим ставку на культуру и постоянное повышение уровня индивидуального развития.

В современных исследованиях подчеркивается, что вне учета культурной специфики общества невозможна реализация той или иной модели развития, вне представлений о роли культуры не может быть понято содержание процесса и механизмов институционализации отношений. С начала кардинальных изменений политической и экономической системы в России представления об общественной и частной составляющей и их соотношении в социально-культурной сфере во многом поменялись. В преобразованиях, которые задумывались в социально-культурной сфере, значительная роль отводилась рынку, увеличению доли населения и предпринимателей в финансировании этих сфер и уменьшении доли государства. Во всех бывших социалистических странах преобразования в сфере культуры сопровождались появлением частных коммерческих культурных учреждений (галерей, кинотеатров, издательств и т.д.), приватизацией культурных учреждений. «Многие считают, что появление такого рода учреждений культуры приносит пользу для сектора культуры, другие же на такие учреждения подобных надежд не возлагают». [12].

Тем не менее налицо изменения, которые сегодня происходят, и  значение имеет не просто существование  государственных и частных культурных учреждений, а их нарождающееся сотрудничество и использование преимуществ  каждого из секторов в удовлетворении многообразных культурных потребностей людей.

Недостатки государства  и рынка в удовлетворении культурного спроса во многом способен нивелировать так называемый третий или некоммерческий сектор. Для нашей страны это сравнительно новое явление, хотя и имеющее для своего формирования в России достаточно глубокие исторические предпосылки. Если смысл коммерческой организации – получить прибыль, то некоммерческая организация является лишь средством для реализации определенной миссии, например, сохранения культурного наследия. Такие организации функционируют по своим собственным правилам.

Некоммерческий сектор в силу ряда специфических черт механизма хозяйствования, соединяет рыночные и нерыночные черты – ориентированность не на максимизацию прибыли, а на дифференцированный спрос, целевая ориентация на конкретные группы потребителей, множественность финансовых источников, адресность при предоставлении услуг, гибкость управления и др.

Созданные для достижения благотворительных, научных, образовательных целей, удовлетворения духовных потребностей граждан, культурные фонды, ассоциации, благотворительные организации, некоммерческие учреждения во всем мире являются важнейшими субъектами культурной деятельности. Эффективность их работы в России зависит от решения важнейшей задачи – создания необходимого правового поля, в котором они могут функционировать и получать необходимое финансирование.

Роль государства в формировании культурной политики становится все менее прямой и связана с использованием усилий различных секторов для решения социально-значимых задач. Культурное многообразие общества является результатом общих усилий различных субъектов, социального партнерства, продуманности и взвешенности государственной политики по защите, развитию культурных ресурсов страны и управлению ими.

Среди главных культурных приоритетов ХХI века исследователи  справедливо называют задачу государства – не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Такого рода попытки есть. Р. Быков, например, считал, что в современной России «ни на государственном уровне, ни на уровне осознания своих проблем обществом нет какой-либо внятной концепции спасения и развития отечественной культуры».

На нынешнем этапе  роль государства в организации жизни социально-культурной сферы в России понимается многими, как и в прежние времена, в предоставлении и распределении ресурсов. Функции же государства в условиях рынка существенно меняются. Вместо того, чтобы предоставлять услуги населению, «оно призвано создать необходимую среду для развития человеческого потенциала». Структура такого рода деятельности должна быть адекватна задачам. Часть видов деятельности с необходимостью должны остаться за государством, часть уйти в негосударственный сектор.

Стратегии финансовой обеспеченности социально-культурной сферы связаны с изменением системы циркулирования финансовых потоков. Поскольку в современных российских условиях государство уходит от полной монополии на социально-культурную сферу, и в регулировании социальных процессов все более значимо участвуют новые субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объединения и организации, частные лица. В компетенции государства остается финансирование из бюджета только услуг, включенных в список минимальных гарантий, оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям, возрастает роль личных средств в оплате социальных услуг. Концентрация средств на развитие социально-культурной сферы в бюджете государственных органов со временем должна быть уменьшена, и напротив, увеличена та часть средств, которую платит потребитель соответствующих услуг. Такое изменение вполне назрело, но связано сегодня как с социальными осложнениями, так и техническими трудностями исполнения.

Стратегия бюджетного финансирования должна быть направлена на постепенных перевод социокультурной сферы на нормативное финансирование на базе разработки соответствующих государственных стандартов. Если же замена затратного финансирования учреждений целевым финансированием на основе подушевых нормативов и программ не предусматривается, должен существовать жесткий конкурсный порядок выделения средств, всяческое поощрение конкуренции, сопровождающееся развитием новых форм предоставления культурных услуг.

Во внебюджетном финансировании социокультурных программ важную роль играет привлечение средств предприятий и населения, например, в форме территориальных и муниципальных займов.

Жесткие условия нехватки ресурсов обостряют проблему соответствия гарантий государства его возможностям, усиления обоснованности бюджетных  ресурсов и прозрачности расходов общественных средств (введение системы национальных счетов, публикации органов управления отчетов об использовании бюджетных и внебюджетных средств, общественный контроль). «Решение организационно-экономических проблем в социально-культурной сфере предполагает повышение эффективности расходования бюджетных средств, использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, привлечение в сферу культуры дополнительных ресурсов, многоканальное финансирование». [17].

Обеспечение эффективности государственной деятельности в социально-культурной сфере связано прежде всего с созданием правовой экономики, которая должна функционировать в условиях существования реального бюджета и реальных гарантий государства, развитием финансового планирования как координации политик органов разного уровня.

Информация о работе Малый и средний бизнес в социально-культурной сфере