Механизм принятия управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, процесс разработки и реализации управленческих решений является, пожалуй, важнейшим аспектом работы менеджера любого уровня, что и предопределяет актуальность темы исследования.
Следует отметить особую важность эффективного принятия рушений в органах исполнительной и законодательной власти. Если принятие неэффективного решения на уровне одной организации ограничивается проблемами только этой организации, то принятие неэффективного решения на уровне региональной (муниципальной) власти ведет к обострению проблем всего региона.
Цель исследования – изучение механизма принятия управленческого решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
2
1. Управленческое решение и его эффективность………………………….
4
1.1. Общие понятия, содержание и виды управленческих решений………
4
1.2. Среда принятия управленческих решений………………………...........
8
1.3. Процесс и приемы разработки и выбора управленческих решений …
10
1.4. Планирование и прогнозирование………………………………………
13
1.5. Технологии и методы принятия решений………………………………
15
1.6. Социальные аспекты принятия решений………………………. ………
18
2. Процесс принятия управленческого решения и его эффективность на примере ЗАО ВТБ 24……………………………………………………........

22
2.1. Характеристика ЗАО ВТБ 24……………………………………………
22
2.2. Миссия Банка ВТБ24………………………………………...…………..
24
2.3. Организационно-правовая форма ВТБ24……………………………….
24
2.4. Стратегия развития группы ВТБ24……………………………………..
27
2.5. Управление проблемной задолженностью ВТБ24…………..................
29
Заключение……………………………………………………………………
37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.docx

— 77.72 Кб (Скачать файл)

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных  результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы  настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге  вероятность определенного последствия  невозможно предсказать с достаточной  степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в  быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим  потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Решения министерства обороны  о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую изначально неопределенны. Причина в том, что никто не знает - как будет использовано оружие и произойдет ли это вообще, а  также какое оружие может применить  противник. Поэтому министерство часто  не в состоянии определить, будет  ли новое оружие действительно эффективным  к тому времени, когда оно поступит в армию, а это может произойти, например, через пять лет. Однако на практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в  условиях полной неопределенности.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две  основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную  информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить  новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным  опытом, способностью к суждению или  интуицией, чтобы придать ряду результатов  субъективную или предполагаемую вероятность. Ниже, при рассмотрении метода экспертных оценок, описан интересный новый подход к получению дополнительной информации в частично неопределенных ситуациях.

Вторая возможность - действовать  в точном соответствии с прошлым  опытом, суждениями или интуицией  и сделать предположение о  вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты  на нее чересчур высоки. Временные  и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

1.3. Процесс и приемы разработки  и выбора управленческих решений 

 

Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его выполнения.

Наиболее  целостное и наглядное представление  о процессе принятия решений (ППР) даёт схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования.

 

                                            1.    Анализ  ситуации                       


 

8.  Контроль и оценка                                             2. Идентификация проблемы 

      результатов                                                     


 

7.  Управление реализацией                                         3. Определение критериев

                                                                                                         выбора


 

 6.  Согласование решения                             4.   Разработка альтернатив

            


                                                5. Выбор  наилучшей 

                                                     альтернативы

 

 Рис. 1.1.   Процесс принятия  управленческого решения3

 

Следует, однако, отметить, что схема  эта - идеализированная модель, так  как реальные процессы принятия решений  вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило от неё отличаются, т.е. фактически структура ППР во многом определяется ситуацией и  решаемой проблемой4.

Рассмотрим  этапы процесса принятия управленческих решений.

Анализ ситуации. Для возникновения необходимости принять управленческое решение, нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации.

Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - её определение, или диагноз, полный и правильный. Как принято говорить, правильно сформулировать проблему - значит, наполовину решить её.

Выявление и формулировка проблемы - весьма сложная процедура. Дело в  том, что в момент своего возникновения  многие важнейшие проблемы слабо  структуризованы, т.е. не содержат очевидных  целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Доведение  этих проблем до количественной определенности (структурирование) требует  от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого  подхода.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производится сравнение альтернатив и выбор наилучшей .Эти показатели принято называть критериями выбора. Например принимая решение о приобретении нового оборудования, можно ориентироваться на критерии цены, производительности, эксплуатационных расходов, эргономичности и т.п.., а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника критериями выбора среди кандидатов могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества.

Разработка альтернатив. Следующий этап - разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему. Помогают отсечь заранее непригодные альтернативы критерии выбора, определенные на предыдущем этапе.

Выбор  альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора установлены на этапе 3. С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы.

Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решения одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют - третьи.

Управление  реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного типа.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идёт о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.

Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться оправдает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля,  выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерения и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных бюрократических  организаций. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без  рационально организованной системы  контроля исполнения они останутся  в « недрах делопроизводства»  и не дадут ожидаемого  эффекта. Контроль управленческих решений связан с осуществлением  в организации функции контроля5.

 

1.4. Планирование и прогнозирование 

 

Прогнозирование и планирование являются первоочередными  функциями менеджмента в цикле  управления. Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.

Принципы  планирования следующие:

  • полнота: требуется учесть все аспекты и направления деятельности;
  • детализация: глубина определяется целью планирования;
  • точность;
  • простота и ясность;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
  • выравнивание при планировании (учет «узких мест»);
  • экономичность. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Реализация  функции планирования требует четко определить:

  1. объект планирования (что планируется),
  2. субъект планирования (кто планирует),
  3. период (горизонт) планирования (на какой срок),
  4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
  5. методику планирования (как планировать),
  6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Виды  прогнозирования и планирования в компании

Иерархия  соподчиненных видов планирования включает:

  • общее планирование (долгосрочное основополагающее, концепция компании);
  • стратегическое планирование (долгосрочное развитие компании, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);
  • тактическое планирование (условий хозяйственных операций производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т. д.);
  • оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Разработка  планов и прогнозов, как правило, производится в условиях неопределенности. Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением компании:

  • неопределенности, связанные с деятельностью участников экономической жизни (прежде всего партнеров и конкурентов), в частности, с их деловой активностью, финансовым положением, соблюдением обязательств;
  • неопределенности, связанные с социальными и административными факторами в конкретных регионах, в которых у компании есть деловые интересы.

Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны, например:

  • неопределенность будущей рыночной ситуации в стране, в том числе отсутствие достоверной информации о будущих действиях поставщиков в связи с меняющимися предпочтениями потребителей;
  • неопределенности, связанные с колебаниями цен (динамикой инфляции), нормы процента, валютных курсов и других макроэкономических показателей;
  • неопределенности, порожденные нестабильностью законодательства и текущей экономической политики (т. е. с деятельностью руководства страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией, действиями партий, профсоюзов, экологических и других организаций в масштабе страны.

Часто приходится учитывать и внешнеэкономические  неопределенности, связанные с ситуацией  в зарубежных странах и международных  компаниях, с которыми компания поддерживает деловые отношения6.

 

1.5. Технологии и методы принятия  решений 

 

В процессе разрешения сложных проблем  с целью усиления способности  менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут  применяться различные научные  методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

Информация о работе Механизм принятия управленческого решения