Менеджер в качестве лидера организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении менеджера в качестве лидера организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть лидерские роли и возможности их реализации в процессе менеджмента организации;
3. Дать организационно-экономическую характеристику объекта ОАО «Колос»;
4. Провести анализ лидерских качеств менеджеров ОАО «Колос» и оценка эффективности управленческой деятельности;
5. Разработать основные направления развития лидерского потенциала менеджеров ОАО «Колос».

Содержание работы

Введение
1. Лидерские роли и возможности их реализации в процессе менеджмента организации
2. Исследование процессов лидерства и его влияния на эффективность деятельности ОАО «Колос»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта ОАО «Колос»
2.2 Анализ лидерских качеств менеджеров ОАО «Колос» и оценка эффективности управленческой деятельности
3. Основные направления развития лидерского потенциала менеджеров ОАО «Колос»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

кр 2.docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Кафедра маркетинга и менеджмента»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление персоналом»

На тему: «Менеджер в качестве лидера организации»

Выполнил: студент

Ионов Е.М.

Научный руководитель:

Скрипченко Т.Л.

Белгород-2014

Содержание

Введение

1. Лидерские роли  и возможности их реализации  в процессе менеджмента организации

2. Исследование  процессов лидерства и его  влияния на эффективность деятельности  ОАО «Колос»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика объекта ОАО «Колос»

2.2 Анализ лидерских  качеств менеджеров ОАО «Колос»  и оценка эффективности управленческой  деятельности

3. Основные направления  развития лидерского потенциала  менеджеров ОАО «Колос»

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

лидерство менеджер управленческий экономический

Лидерство - это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении - это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть - это готовность «низов» подчиняться «верхам».

Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы «менеджер или лидер»: теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.

Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

Цель курсовой работы состоит в изучении менеджера в качестве лидера организации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть лидерские  роли и возможности их реализации  в процессе менеджмента организации;

3. Дать организационно-экономическую  характеристику объекта ОАО «Колос»;

4. Провести анализ  лидерских качеств менеджеров  ОАО «Колос» и оценка эффективности  управленческой деятельности;

5. Разработать основные  направления развития лидерского  потенциала менеджеров ОАО «Колос».

Предмет курсовой работы - изучение степени выраженности лидерских качеств и их влияние на деятельность менеджера.

Объект курсовой работы - ОАО «Колос».

Период исследования курсовой работы - 2010-2012 гг.

При написании работы применялись следующие методы исследования: эмпирико-теоретические методы исследования, в том числе метод формализации, метод анализа.

Информационной базой исследования послужили отчетные данные ОАО «Колос».

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: И.Н. Герчикова, Г. Десслер, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, Ю.А. Цыпкина, Л. Миляева и др.

Работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит 42 страницы машинописного текста, 8 таблиц, 2 рисунка, список использованных источников включает 29 наименований.

1. Лидерские роли  и возможности их реализации  в процессе менеджмента организации

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которое трудно поддается исследованиям. На практике все такие исследования сводятся к поиску ответа на вопрос, что такое быть эффективным руководителем. В то же время понятия «лидера» и «руководителя (менеджера)» нельзя отождествлять [2].

Руководитель (менеджер) всегда назначается на должность, поэтому его способность влиять на других людей при осуществлении конкретной деятельности определяется должностными (организационными) полномочиями. Лидера могут назначать (формальный лидер), а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями.

Менеджер по определению всегда должен быть лидером (обладать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя.

С учетом этого понятие «руководитель» может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь, полномочия руководителя тесно связаны с понятием власти.

Власть в менеджменте определяется как реальная возможность влиять на поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя оказывать влияние на конкретные рабочие действия и принимаемые решения. Эта способность взаимосвязана с источниками власти. Применительно к рассматриваемой проблеме можно выделить следующие типы или формы власти руководителя: законная власть и полномочия, которыми обладает руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в организации, принуждение, вознаграждение, традиции, опыт и личный пример. Руководитель также может влиять на подчиненных через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение. Эффективные руководители используют для оказания влияния, как правило, различные формы власти. Одновременно и подчиненные имеют определенную власть над руководителем. Эта власть проявляется в зависимости руководителя от подчиненных в таких вопросах, как необходимая информация при принятии решений, неформальные контакты с людьми, чье содействие требуется для руководителя, влияние, которое могут оказывать подчиненные на своих коллег, способность подчиненных выполнять задания. Принимая решение об использовании власти, руководитель должен учитывать, что одностороннее использование им своей власти в полном объеме может вызвать ответную реакцию, когда подчиненные захотят продемонстрировать свою власть. Такие взаимоотношения могут снизить уровень достижения целей организации и привести к напрасной трате усилий руководителя [2].

Все факторы, связанные с использованием власти и других методов влияния руководителя на поведение подчиненных для достижения целей организации, в конечном счете, определяют конкретный стиль руководства.

Лидерство выступает важнейшим фактором в системе руководства трудовыми коллективами предприятий для повышения эффективности их функционирования.

Лидерство - это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели (рис. 1).

В глазах большинства людей хороший лидер характеризуется следующими качествами: способностью «взглянуть с вертолета», здравым смыслом, фантазией, способностью к анализу, эффективностью.

Рис. 1. Навыки лидера

Цель лидерства состоит в мобилизации людей на высокие достижения в выбранном направлении [10].

Функции лидера в группе:

- постановка цели;

- нахождение средств;

- мотивация;

- соорганизация;

- формирование  организационной культуры.

Лидерство может ассоциироваться с человеком (его качествами), процессом (в котором ведут «ведомых») или продуктом (результатом деятельности человека). Лидерство - это отношения между лидерами и «ведомыми», руководителями и сотрудниками, производителем и потребителем. Следует отметить, что крайне редко в одном человеке сочетаются качества лидера и менеджера (табл. 1). Самое эффективное руководство исходит из целесообразности объединения лидеров и менеджеров, когда каждый играет свою роль. Почти все большие предприятия были созданы лидерами, но сохранились они лишь благодаря менеджерам. На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления.

Таблица 1. Отличие менеджера от лидера

 

Характеристики

 

Менеджер

Лидер

 

Администратор

Инноватор

 

Поручает

Вдохновляет

 

Работает по целям других

Работает по своим целям

 

План - основа действий

Видение - основа действий

 

Полагается на систему

Полагается на людей

 

Использует доводы

Использует эмоции

 

Контролирует

Доверяет

 

Поддерживает движение

Дает импульс движению

 

Профессионален

Энтузиаст

 

Принимает решения

Превращает решения в реальность

 

Делает дело правильно

Делает правильное дело

 

Уважаем

Обожаем

 
     

Различия между лидером и менеджером проводятся по многим позициям. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Лидеру власть делегируется снизу, от людей, которые в нем нуждаются, его уважают и соглашаются с ним. Менеджеру власть делегируется сверху, и ему нужно добиваться авторитета, уважения, понимания и поддержки.

Лидер тот, кто «ведет», идет впереди и указывает путь, направление. Лидерство опирается на менеджмент. Лидерство связано с влиянием одного человека на других. Способность быть лидером является одной из грозных сил, которой может обладать человек. Либо человек использует лидерство, либо оно использует его.

Необходимо знать типологию лидеров для понимания их поведения:

По механизму выдвижения лидеры бывают формальными и неформальными. Формальный лидер назначается сверху или выдвигается и выбирается, но приобретает при этом официальный статус. Его полномочия имеют юридическую основу. Неформальный лидер получает признание и авторитет в коллективе в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, психологических и других качеств, умения быть носителем ценностей и идеалов группы. Он не имеет официального статуса и полномочий, но может иметь большое влияние и авторитет в группе и противопоставлять его авторитету руководителя.

По содержанию деятельности различают [7]:

- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих  программу развития;

- лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже  существующей программы;

- лидеров, являющихся  одновременно и вдохновителями, и исполнителями.

По масштабам выделяют: бытовых, социальных и политических лидеров.

По ролевому признаку выделяют:

- Деловое лидерство, характерное для групп, возникающих  на основе производственных целей, организационных задач.

- Эмоциональное  лидерство, возникающее на основе  человеческих симпатий и антипатий, притягательности межличностного  общения. Эмоциональный лидер вызывает  у людей доверие, излучает теплоту, снимает психологическое напряжение, создает атмосферу психологического  комфорта.

- Информационное  лидерство связано с вопросами  накопления, хранения и распространения  информации в группе. Информационный  лидер (мозг группы) обладает нужными  знаниями, может объяснить и помочь  найти нужную информацию, к нему  все обращаются за вопросами.

По широте влияния выделяют:

- Вожака - лидера, обладающего  большим масштабом влияния, большим  авторитетом, ведущим за собой  при помощи внушения и убеждения. Может влиять словом, жестом, взглядом.

- Лидера, имеющего  меньший масштаб влияния, побуждающего  к действию внушением, убеждением  и личным примером.

В зависимости от используемых приемов воздействия лидера на «ведомых» различают авторитарных, демократичных и анархичных лидеров:

По характеру деятельности различают универсальных и ситуативных лидеров;

По целям лидеров делят на тех, кто жертвует людьми для себя и тех, кто жертвует собой для людей.

На поведение лидера сильное влияние оказывают самоанализ ошибок и успехов, собственная философия и делегирование. Исследования показывают, что значительная часть менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Модели поведения менеджеров в организации определяются структурой организации, вниманием к подчиненным, личностью руководителя. Эффективным поведение лидера будет лишь в том случае, если оно воспринимается окружающими как искреннее и ответственное за развитие организации.

Информация о работе Менеджер в качестве лидера организации