Менеджерское решение проблем организационной диагностики на примере ООО «Садоводство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива;
Провести анализ организационно-экономической деятельности;
Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата;
Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организационной диагностики и менеджерское решение проблем. Роль менеджера по созданию социально - психологического климата в коллективе………………………………………..5
1.1 Основные понятия социально - психологического климата в коллективе.5
1.2 Организационная диагностика……………………………………………...10
2. Анализ организационно-экономической деятельности…………………….13
2.1 Характеристика организационно-правовой формы предприятия……….13
2.2 Анализ использования основных производственных фондов ООО «Садоводство»……………………………………………………………..20
2.3 Финансовое состояние ООО «Садоводство»………………………………22
3. Менеджерское решение проблем организационной диагностики на примере ООО «Садоводство»…………………………………………………..28
3.1 Решение проблем организационной диагностики…………………………28
3.2 Роль менеджера по совершенствованию социально - психологического климата в коллективе……………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………45
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

курсач до 1 марта (Автосохраненный).docx

— 98.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы организационной диагностики и менеджерское решение проблем. Роль менеджера по созданию социально - психологического климата в коллективе………………………………………..5

1.1 Основные понятия социально - психологического климата в коллективе.5

1.2 Организационная диагностика……………………………………………...10

2. Анализ организационно-экономической  деятельности…………………….13

2.1 Характеристика организационно-правовой  формы  предприятия……….13

2.2 Анализ использования  основных производственных фондов                 ООО «Садоводство»……………………………………………………………..20

2.3 Финансовое состояние ООО «Садоводство»………………………………22

3. Менеджерское решение проблем организационной диагностики на примере ООО «Садоводство»…………………………………………………..28

3.1 Решение проблем организационной диагностики…………………………28

3.2 Роль менеджера по совершенствованию социально - психологического климата в коллективе……………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………45

Список используемой литературы……………………………………………..47

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Российской практике роль социально-психологического климата приобретает существенное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической включенности работника в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой.

Социально-психологический климат - это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей.

В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Целью курсовой работы является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива;
  • Провести анализ организационно-экономической деятельности;
  • Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата;
  • Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.

 

1. Теоретические  основы организационной диагностики  и менеджерское решение проблем. Роль менеджера по созданию  социально - психологического климата  в коллективе.

 

1.1 Основные понятия социально - психологического климата в коллективе

 

Исследование социально-психологического климата коллектива издавна притягивает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, выработаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический климат. Сегодня имеется более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его исследования.

Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Главные признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения1.

Социально-психологический климат - состояние межличностных отношений в трудовом коллективе. Благоприятный социально-психологический климат способствует росту производительности труда в коллективе, удовлетворенности трудом членов коллектива и его сплоченности.

Анализ разнообразных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Социально-психологический климат - это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

Структура социально-психологического климата обусловливаться системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата.

Существенными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность2.

Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата.

К характеристикам благоприятного социально-психологического климата относятся:

  • в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями;
  • в коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, помогают новичкам;
  • в коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;
  • члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности;
  • успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива3.

Большое значение для формирования социально-психологического климата имеет осознание для персонала общих целей с организацией. Если работники преданы своей организации и ее целям, это положительно влияет на работу фирмы. Когда климат компании является «правильным», «сильным» и позитивным, персонал хочет сделать то, что он должны делать. Люди энергично и с энтузиазмом выполняют их работу, потому что они рассматривают цели организации как свои цели, к которым необходимо стремиться. Им не нужно постоянно говорить, что делать и когда делать, они видят, что должно быть сделано и хотят это сделать хорошо. «Направляющей целью и постоянной заботой социально-психологического климата является борьба за «сердца и умы» работников, определение их цели, управление тем, что они думают и чувствуют, а не только тем, как они ведут себя».

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию социально-психологического климата, в частности по категории отношения. Тогда в структуре становится очевидным наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

 

 

Рисунок 1 - Структура социально-психологического климата

 

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным настроем - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.

1.2 Организационная  диагностика

 

Организационная диагностика – это совокупность специальных методов, применяемых в исследовании предприятия, и включающая в себя интервьюирование, анкетирование, анализ структуры и осуществляемости управленческих решений, выявление соотношений интересов и целей различных групп персонала, что подразумевает изучение субкультур в рамках организационной культуры4.

Организационная диагностика — сбор и анализ информации об организации, целях ее деятельности и развития, организационной структуре, стиле руководства, индивидуальных и групповых нормах поведения, ценностях, установках, типах взаимоотношений и взаимодействий ее членов и т.д. Уровни диагностики: личность, группа, межличностные отношения, межгрупповое взаимодействие, организация в целом. 

Наибольшее развитие организационная диагностика получила в практике управленческого консультирования. Здесь она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее «болевых точек». К ним относятся: противоречия в управленческой структуре (по «горизонтали» и по «вертикали»), организационные противоречия в отношениях с внешней средой (отраслью, городом и т. д.),  различные трудности (помехи) в достижении организационных целей, межличностные конфликты, неопределенности в целях, связях, нормах и мн. др. Из методов организационной диагностики можно назвать позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности разным точкам зрения как о положении дел в организации, так и в отношении друг к другу. Используются также игровые методы, психодиагностические методики и др5.

Информация о работе Менеджерское решение проблем организационной диагностики на примере ООО «Садоводство»