Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент как вид управления -- это всегда управление хозяйственной деятельностью.
Многие из определений менеджмента выделяют именно этот процессуальный аспект. В зарубежной литературе имеется много определений понятия менеджмента:
- достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей;
- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
- процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации, скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Содержание работы

1. Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции_________3
2. Внешняя и внутренняя среда организации__________________12
3.Стратегический менеджмент_____________________________16
4. Инновационный менеджмент ____________________________18
5. Организационные структуры ____________________________20
6. Основные виды организационных структур управления_____23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции_________3

2. Внешняя и внутренняя среда организации__________________12

3.Стратегический менеджмент_____________________________16

4. Инновационный менеджмент ____________________________18

5. Организационные структуры ____________________________20

6. Основные виды организационных структур управления_____23

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________28

 

1. Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции

Слово «менеджмент» английского происхождения; его буквальным переводом на русский язык является -- «управление».

Термин «менеджмент» употребляется в различных значениях.

Во-первых, под менеджментом понимают профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

Выражаясь проще, можно сказать, что менеджмент - это управление организацией (фирмой, предприятием), целью которого является достижение успеха.

Что здесь имеется в виду под «успехом», определить несложно: в первую очередь, это рентабельность (прибыльность). Хотя прибыль является показателем успеха далеко не всегда, все зависит от того, как определяют для себя успех люди, которые создают организацию. Существуют и некоммерческие организации, которые ставят перед собой неэкономические цели.

Управление в первую очередь, управление людьми, может осуществляться как на уровне государства и общества, так и на уровне определенной группы людей, которые объединены общими целями и интересами. Его основная цель состоит в упорядочивании действий людей, которое необходимо для сохранения общества или группы людей как самостоятельной и жизнеспособной системы.

Менеджмент как вид управления -- это всегда управление хозяйственной деятельностью.

Многие из определений менеджмента выделяют именно этот процессуальный аспект. В зарубежной литературе имеется много определений понятия менеджмента:

- достижение целей организации  посредством скоординированных  усилий, работающих в ней людей;

- особый вид деятельности, превращающий  неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную  группу (организацию);

- процесс планирования, организации, руководства и контроля для  достижения целей организации, скоординированного  использования человеческих и  материальных ресурсов.

Во-вторых, менеджмент - это научная теория управления. Хотя проблемы управления интересовали людей на протяжении всей человеческой истории, менеджмент как особая дисциплина возник только на рубеже 19-20 веков. В настоящее время он представляет собой науку, которая не только вырабатывает свои собственные понятия, но и заимствует их из других наук (социологии, психологии, теории коммуникации, политологии и т. д.).

Почему возникла необходимость в менеджменте как науке об управлении?

Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-либо материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления:

- одна из основных причин - разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом;

- разделение труда тесно связано  с другим фактором -- технологическим  усложнением процесса производства. По мере того как процесс  производства усложнялся, требуя  учета все большего и большего  числа факторов, усложнялась и  сама совокупность функций, которые  важны с точки зрения производственного  процесса. Естественно эти функции  определенным образом распределялись  между участниками производственного  процесса;

- усложнение структуры производства  привело к тому, что перед руководством  предприятий возникла задача  управления сложным процессом, причем  не только стратегически (связанная  с установлением долгосрочных  целей и координацией деятельности  подразделений), но и оперативная, направленная на выполнение текущих  задач и решение возникающих  проблем. Современный этап развития  производства характеризуется тем, что важную роль стали играть  очень крупные производства и  корпорации, обладающие огромной  структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда  и в управляющей подсистеме, поскольку  принятие управленческих решений  оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.

Все эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Для того, чтобы управление в таких условиях было возможным, необходимо наличие квалифицированных специалистов. Не случайно менеджмент в настоящее время осмысляется как особая профессия. Существует определенный объем знаний, которыми с современной точки зрения должен обладать менеджер; ему предписываются особые функции; существует особый набор норм поведения, которые предписываются. Все эти признаки указывают на то, что менеджмент - это особая сфера деятельности, очень четко отграниченная от других сфер.

В третьих, менеджмент можно рассматривать и как принятие управленческих решений. В этом случае слово «менеджмент» используется для обозначения процесса точно так же, как русское слово «управление» используется не только для обозначения места, в котором находятся руководители, но и процесса.

В-четвертых, под менеджментом понимают аппарат управления, состоящий из руководителей (менеджеров) разного уровня. Такой орган управления характеризуется иерархической организацией, в которой одни руководители подчиняются другим.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX -- XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе, и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Генри Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов управленцев.

Многообразие видов менеджмента очень велико. Это обусловлено тем, что управление необходимо в самых разных сферах коммерческой деятельности. В каждой из этих сфер менеджер должен решать иногда одинаковые, иногда специфичные задачи. А потому естественно, что существует большое количество разновидностей менеджмента.

Управление является костяком организации на самых разных уровнях ее функционирования. Оно важно - как с точки зрения выживания и эффективного функционирования организации в целом, так и с точки зрения нормальной деятельности любой части организации.

Среди наиболее важных разновидностей менеджмента выделяют:

1) стратегический менеджмент -- менеджмент, который занимается решением  наиболее важных, глобальных проблем  организации в целом;

2) инновационный менеджмент -- управление  нововведениями любого рода;

3) производственный менеджмент (управление  производством);

4) маркетинговый менеджмент (менеджмент  маркетинга);

5) финансовый менеджмент;

6) управление персоналом.

В настоящее время используется классификация функций менеджмента, в целом повторяющая классификацию Файоля, хотя и несколько трансформированная. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как:

1) планирование (прогнозирование);

2) организация;

3) руководство;

4) координация;

5) контроль.

Хотя планирование тесно связано с прогнозированием -- оценкой принимаемых решений, с точки зрения их выполнимости и последствий, к которым они могут привести, они существенно различаются; Если в процессе планирования определяются действия, которые необходимо совершить для достижения целей, а также их последовательность, то при прогнозировании основная задача заключается в оценке имеющихся возможностей и отборе тех из них, которые являются наиболее удобными и результативными.

Следовательно, прогнозирование должно предшествовать планированию. Прогнозирование -- это очень сложный этап. Дело в том, что строить прогнозы всегда приходится в ситуации неопределенности.

Планирование -- это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты. Планирование предполагает:

1. Определение целей и задач, стоящих перед организацией или отделом. Цель обычно бывает одна, и ее можно разбить на несколько задач таким образом, что выполнение всех задач автоматически означает достижение цели. Кроме того, цель обычно является более общей и абстрактной, чем задачи. Допустим, перед фирмой стоит цель увеличить объем продаж. Задачами в этом случае могут быть:

а) увеличение числа оптовых покупателей продукции;

б) повышение качества и конкурентоспособности продукции;

в) снижение себестоимости продукции и, как следствие, снижение ее цены;

г) проведение широкомасштабной рекламной кампании и т. д.

Определение цели предполагает и осознание того, в каком положении находится организация на момент планирования. Сопоставление исходного состояния и того состояния, к которому организация стремится, позволит ответить на ряд важных вопросов, в частности, определить средства достижения цели и необходимое для этого количество ресурсов.

Целей у организации может быть несколько. В этом случае план существенно усложняется.

2. Определение путей и средств  достижения поставленных целей. Одну и ту же цель можно  достичь разными способами. Поэтому  желательно рассмотреть все варианты, которые имеются в наличии. Одни  из них окажутся экономически  невыгодными, другие -- неприемлемыми  с этической точки зрения, третьи -- малоэффективными. В конечном счете, взвешивая все «за» и «против», можно будет определить самые  оптимальные средства.

3. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели. Можно ставить какие угодно  цели, но если в распоряжении  организации нет средств, необходимых  для их достижения, этот план  ничего не стоит. Необходимо четко  отдавать себе отчет в том, какие именно средства могут  быть израсходованы, а что для  организации «не по карману».

4. Выполнение плана и контроль  за ним. Наконец, необходимо четко  указать сроки, в которые план  должен быть выполнен, а также  формы контроля, которые будут  использоваться. Иногда целесообразно  назначить лицо, ответственное за  выполнение плана (это особенно  уместно в том случае, если  речь идет не о стратегических, а о тактических целях). Иногда  целесообразно назначить сроки  и для выполнения Частных задач, связанных с целью.

Под организацией производства понимают распределение властных полномочий по разным уровням управленческой иерархии. В процессе работы возникает необходимость принимать решения, и именно поэтому в организациях право решать некоторые вопросы отдают конкретным должностным лицам. Это существенно упрощает деятельность, поскольку каждый работник знает, кто должен принимать решение по тому или иному вопросу.

Организация -- крайне важная функция менеджмента, поскольку благодаря ей предприятие или фирма превращаются в единый организм, способный слаженно действовать в любых ситуациях.

Организация предполагает решение, по меньшей мере, двух задач, изложенных ниже.

1. Делегирование полномочий (права  принимать решения и использовать  ресурсы) конкретным работникам.

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда начальник берет на себя всю полноту ответственности. В этом случае находящиеся в его подчинении работники вынуждены обращаться к нему по каждому вопросу. Естественно, подобное сосредоточение властных полномочий может себе позволить только уверенный в себе человек, считающий себя (и действительно являющийся) высококомпетентным. Однако такая организация работы далеко не всегда оптимальна. Конечно, она дает руководителю возможность удовлетворить свои амбиции, а подчиненные в такой ситуации могут снять с себя всю ответственность. Тем не менее более рациональным было бы равномерное распределение полномочий: руководителю необходимо делегировать некоторые из своих обязанностей подчиненным, то есть дать им право самостоятельно решать некоторые вопросы.

Информация о работе Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции