Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:09, курсовая работа
Менеджмент как вид управления -- это всегда управление хозяйственной деятельностью.
Многие из определений менеджмента выделяют именно этот процессуальный аспект. В зарубежной литературе имеется много определений понятия менеджмента:
- достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей;
- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
- процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации, скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.
1. Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции_________3
2. Внешняя и внутренняя среда организации__________________12
3.Стратегический менеджмент_____________________________16
4. Инновационный менеджмент ____________________________18
5. Организационные структуры ____________________________20
6. Основные виды организационных структур управления_____23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________28
2. Приспособление
- каждый работник должен иметь
только одного начальника, в ином
случае он может получать
- все подразделения должны
- подразделение или управляющий
орган должны создаваться для
выполнения конкретной функции --
придумывание функции «под
- сочетание свободы и
Цель координации -- обеспечить согласованность действий членов команды. Перед организацией или ее подразделением стоят самые разные задачи, а потому каждый работник должен стремиться к достижению этих целей. Если действия не будут согласованными, хаотичной будет и деятельность организации.
Огромную роль в процессе координирования играет организация информационных потоков. Если выполнение частной задачи зависит от выполнения другой задачи, необходимо, чтобы информация о том, что последняя задача решена, своевременно поступала к работникам, которые должны решать следующую задачу.
К сожалению, в нашей стране только формируется особая группа менеджеров, целенаправленно занимающихся коммуникациями, и специалистов, способных дать полноценные консультации в области коммуникаций, помочь разработать хорошо и экономно функционирующую систему информационных потоков. Любой руководитель должен уделять достаточно внимания этим вопросам, а по возможности прибегать к помощи специалистов. Коммуникации -- это сложный процесс, и для того, чтобы разобраться в нем, необходимы специальные знания, которые помогут выявить проблемы и увидеть их действительные причины. Конечно, такими специальными знаниями может овладеть каждый менеджер, но это требует определенных усилий и времени, которого обычно не хватает.
Существуют традиционные формы, позволяющие координировать действия работников.
1. Совещания.
2. Личные контакты между
3. Согласование рабочих планов и графиков.
4. Компромисс. Иногда сотрудникам
не удается договориться и
прийти к общему мнению
5. Координация в работе над
документами. Нередко можно столкнуться
с ситуаций, когда документ, предназначенный
для внутреннего пользования
или направляемый в другую
организацию, затрагивает интересы
разных работников или
Контроль. Под контролем понимают процесс, направленный на обнаружение количественных и качественных отклонений от запланированных показателей.
Управленческий контроль включает в свой состав три важных компонента:
- установление стандартов. Контроль
трудно осуществлять, если цели
не являются конкретными. В этом
случае возникает опасность
- сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано. Если цели хорошо определены, то всегда можно сказать, в какой степени они были достигнуты. Кроме того, это дает возможность судить о том, можно ли считать работу выполненной. Хорошо сформулированные цели помогают определить, что еще необходимо сделать;
- указание на способы
В настоящее время все большее и большее распространение получает концепция контроллинга.
Контроллинг -- это система, позволяющая осуществлять такой контроль и своевременно принимать решения для того, чтобы стоящие перед предприятием стратегические цели были достигнуты независимо от изменений, происходящих в хозяйственной ситуации.
Виды контроля. Контроль может принимать самые разнообразные формы в зависимости от того, какие цели он преследует. Поэтому будущий руководитель должен знать, для каких целей контроль может использоваться. Незнание видов контроля может привести к тому, что информация, которую руководитель будет стремиться получить, будет однобокой, необъективной, а следовательно, и степень владения ситуацией у такого руководителя будет крайне низкой.
Прежде всего, различают предварительный, текущий и итоговый контроль.
Предварительным контролем называют контроль, который предшествует активной деятельности и, тем более, каким-то результатам.
Предварительный контроль может быть направлен на персонал организации, оборудование, систему управления, условия труда, материальные и финансовые ресурсы предприятия, продукцию и т. д.
Текущий контроль направлен на деятельность организации и осуществляется с точки зрения стратегических и тактических целей, которые стоят перед ней.
Текущий контроль имеет две основные разновидности -- стратегический и оперативный контроль.
Цель стратегического контроля состоит в проверке деятельности организации на соответствие ее стратегическим целям.
Цель оперативного контроля -- определить соответствие текущей деятельности определенным критериям, нормативам и параметрам. В силу этого оперативный контроль в большей степени связан с производством, чем стратегический контроль.
Итоговый контроль направлен на выяснение того, были ли достигнуты запланированные показатели.
При сплошном контроле проверяется весь объем выполненной работы, то есть каждая единица выполненной продукции.
Сущность выборочного контроля состоит в том, что проверяется ,не весь объем работы, а некоторая случайно выбранная ее часть.
Миссия и стратегические цели конкретизируются в виде задач и конкретных заданий.
Задачи представляют собой еще большую конкретизацию миссии фирмы. Цели указывают лишь желательное состояние, к которому стремится организация, тогда как задачи указывают на то, каким образом эти цели могут быть достигнуты.
Конкретные задания -- это совокупность частных целей, результат еще большей (максимальной) конкретизации миссии фирмы.
Конкретные задания обычно предполагают указания на срок, в течение которого они должны быть выполнены. Как правило, формулировка конкретных заданий опирается на анализ задач, которые стоят перед организацией. Конкретных заданий может быть на порядок больше, чем стратегических целей и даже задач.
2. Внешняя и внутренняя среда организации
Под организацией в менеджменте обычно поднимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разделения труда.
Для того, чтобы могла возникнуть организация в этом втором значении, необходимо наличие трех условий:
1) есть хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации;
2) есть хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь стоящих перед ними целей;
3) есть хотя бы два человека,
которые считают себя
Обязательные компоненты организации. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.
Цель -- это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.
Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида, чтобы побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование.
Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший, хотя и не обязательный, признак -- договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.
Любая организация переживает этапы развития:
- рождение организации, главная
цель заключается в выживании;
руководство осуществляется
- детство и юность, главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача -- укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда -- планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;
- зрелость, главная цель -- систематический
сбалансированный рост, формирование
индивидуального имиджа; эффект
руководства достигается за
- старение организации, главная
цель -- сохранение достигнутых
- возрождение либо исчезновение,
главная цель состоит в
Внутренняя среда организации -- это все то, что составляет организацию и характеризует ее структуру: цели, структурные подразделения и их связи, ресурсы (капитал, сырье, имущество, рабочая сила) и т. д.
В структуре организации выделяют функциональные области и уровни управления.
Функциональные области -- это виды работ, которые выполняют работники организации, ее подразделения или организация в целом. Функциональными областями являются: маркетинг, финансы, управление персоналом, инновации, производство; кроме того, особо иногда выделяют безопасность как особую функциональную область. Обычно функциональная область соответствует подразделению, которое обеспечивает ее нормальное функционирование.
Уровни управления -- это звенья иерархической структуры управления. Обычно выделяют верхний, средний и низший уровень управления; соответственно, говорят о руководителях высшего, среднего и низшего звена.
Внешней средой принято называть внешние условия, которые оказывают влияние на деятельность организации. Не все ученые, изучавшие феномен управления, уделяли достаточное внимание внешней среде организации. В частности, школа научного менеджмента интересовалась в основном внутренней средой организации: именно ее правильное функционирование, по мнению представителей данной школы, непосредственно влияло на деятельность организации в целом. Признание важности внешней среды организации произошло примерно 50-е годы XX века.
Внешняя среда -- это источник, очень важных воздействий на организацию. Значительная часть проблем, возникающих на пути организации к достижению стоящих перед ней целей, возникает из внешней среды. От того, насколько адаптивно поведение организации, то есть, от того, насколько организация может приспособиться к внешним факторам, зависит ее выживание. С этой точки зрения, организацию нередко сравнивают с живым организмом, который, приспосабливаясь к окружающей среде, меняет формы взаимодействия с внешней средой, причем эти изменения могут затрагивать даже внутреннюю структуру организации.
Информация о работе Менеджмент, его сущность, цели, задачи и функции