Менеджмент инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Управление компаниями, в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной, командно-административной системы. В условиях рынка,,, все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решались и даже не ставили, создается много новых предприятий, под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управлений.

Содержание работы

Введение……………………......................................................................... 3
I. Историческое развитие науки «управление» и современные концепции менеджмента.……………………………………………………………………...5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента.……………………………..6
1.2. Особенности становления современного менеджмента в Украине.…..9
1.3. Современные концепции менеджмента.………………………………..16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности.......................................31
III. Классификация направлений менеджмента.……………………………38
Заключение.………………………………………………………………………43
Список использованной литературы.………

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 466.69 Кб (Скачать файл)

          Совокупность  осмотренных концепций является основной новейшей теории менеджмента, которая интегрирует различные направленности изучений. Тем наиболее, что характерной современности напряженный замен информацией обуславливает обоюдную диффузию идей, концепций и способов различных научных школ. Но сберегается определенная региональная специфика научных подход и ценностей в исследовании практики действенного менеджмента, сосредоточении изучений, а означает и научных разработок и советов, обычных для определенных регионов.

            В южноамериканской науке менеджмента доминирует экспериментальный подход, который объядинив исследователей, которые совмещают разработку теорий управления с исследование практики управленческой деятельности на базе синтеза главных идей классических школ человечьих отношений с целью обобщения и расширения передового эксперимента, а ещё предоставление соответственных познаний студентам и менеджерам - практикам.

          Один из выдающихся южноамериканских теоретиков современного менеджмента, узнаваемый спец сообразно управленческому консультированию, доктор Питер Дракер сотворил преподавание о менеджменте как проф деловитости и о менеджерах как специалистах. Ему приписывают главенство в разработке систематизированного учения о соответственной учебной дисциплины, что отдало вероятность приступить обширное исследование менеджмента в учебных заведениях. Его фамилию связывают со спасение от краха авто фирмы «форд», введение на компании «Дженерал Электрик» децентрализованной системы управления, с послевоенным ростом японской экономики, почти всеми иными практическими воплощениями управленческих идей.

Наиболее известным теоретическим положением П. Дракера является сформулированная в 50-е годы XX в. концепция управления по целям, которая совершила революцию в мировой управленческой мысли. Ее идея состояла в том, что управление должно начинаться с выработки целей, а уже потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процессу управления. Наиболее существенные элементы концепции:

  • формирование четких и сжатых общих целей;
  • участие в процессе разработки целей всех, кто будет работать в рамках этой системы;
  • оценка эффективности на основе результатов.

П. Дракер критически относится к идеям школы человеческих отношений, называя их «психологическим деспотизмом», поскольку считает, что главная цель менеджмента - увеличивать продуктивность человека. Менеджеры должны заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для работников», хотя отношения в организации должны строиться на основе взаимоуважения. Развивая этот тезис, П. Дракер в начале 50-х годов выдвинул концепцию самоуправляемого трудового коллектива, которая предусматривала создания демократичного, избранного работниками и служащими органа, призванного решать социальные вопросы на предприятии. Эту концепцию он считал одной из наиболее оригинальных и важных, хотя она и не была воспринята западным сообществом.

Основой учения П. Дракера является идея о исключительной роли и доминирующем значении в предпринимательском обществе профессиональных менеджеров. По его мнению, управленческая элита, которая осуществляет построенное на инновационных методах предпринимательское управление, является основой бизнеса и играет ведущую роль в развитии не только экономики, а и общества в целом. Идея управленческого элитаризма чрезвычайно привлекательна. Она нашла сторонников и в Украине, которые предлагают целенаправленно готовить политиков, бизнесменов и менеджеров в элитных учебных заведениях. Однако этот подход небезопасен, поскольку такую «элиту» можно подбирать не по профессиональным качествам, а по другим критериям (состоятельности, влиятельности).

Среди Американских исследований в области менеджмента внимания заслуживает подход, основанный на количественных методах, применении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий в управлении. Сторонники этого подхода рассматривают управление как логический процесс, который можно выразить математически.

В 60-е годы ХХ в. началась разработка междисциплинарных концепций управления, которые опираются на использование математического инструментария, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация управленческих функций, объединение труда человека и ЭВМ обусловили пересмотр структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и др.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многокритериальных управленческих решений. В современных условиях математические методы используют на всех направлениях управленческой науки.

Представители этого направления продолжают активное развитие своих концептуальных принципов и понятийного аппарата, разрабатывают и применяют в исследованиях разные управленческие модели. Активно развивают и используют количественные методы для предоставления помощи менеджерам, которые принимают решения в сложных и кризисных ситуациях, а также для освобождения их от поточной рутинной управленческой работы.

Весомой является доработка американских ученых сторонников социальных систем, к которым относятся Ч. Барнард, социолог Герберд Саймон (род. 1916), экономист, социолог Игорь Ансофф (род. 1923) и др. Их объединяет идея, согласно которой любая человеческая организация как открытая социальная система склонна приспосабливаться к окружающей среде, а главные причины того, что происходит в ней, необходимо искать за ее пределами. Организация как система не является самодостаточной, поскольку зависит от энергии, информации и материалов, которые поступают извне, и способна приспосабливаться к внешней среде.

Таким образом, каждое предприятие является сложной системой, которая преобразует входящие ресурсы в товары или услуги функционирует внутри большей системы - внешнеполитической, экономической, социальной и технической сред, постоянно вступая в сложные взаимоотношения. Каждое действие не происходит изолировано, а каждое решение влияет на всю систему, которая жизнеспособна до тех пор, пока ее участники получают удовлетворение, достаточное для продолжения работы.

Исследование поведения организации во внешней среде стали основой разработки теории стратегического менеджмента, возникновения и развития которой связывают с именем И. Ансоффа. В ее основе лежат подходы к описанию действительности и прогнозирования будущего, которые базируются на системе таких гипотез:2

1.   Теория случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует.

2.    Теория зависимости от внешней среды: проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы.

3. Теория ответственности: для достижения успеха степень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности (лат. turbulentus - неспокойный) среды.

4. Теория стратегии, способности и бездействие: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности - стратегическому поведению.

5. Теория многоэлементности: успех компании является результатом взаимодействия и взаимодополняемости ключевых элементов.

6.  Теория сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, которая оптимизирует успех фирмы.

Стратегический менеджмент развился из стратегического планирования, которое в 60-е - в начале 80-х годов ХХ в. стало основным постулатом системы менеджмента ведущих фирм в странах рыночной экономики. Такой подход к стратегии отображал доминирующую на то время концепцию предсказуемости окружающего мира, экстраполяции тенденций прошлого, а с середины ХХ в. резко возрастала динамика внешних факторов деятельности хозяйствующих субъектов экономики, вследствие чего экстраполированных темпов роста нередко не достигали, поэтому возникла необходимость в предвидении ожидаемых изменений. Основой перспективного менеджмента стал стратегический менеджмент.

Сложность внешней среды, насыщенность рынка товарами, высокие требования потребителей к их качеству и ассортименту обуславливали необходимость поиска новых, соответствующих высокому уровню экономического развития форм и методов управления производством и реализацией товаров. Фирмы США и других, экономически развитых стран начинали использовать систему организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью, которая получила название «маркетинг», или «рыночная концепция управления». Эта концепция отображает принципиально новое видение проблематики управления, ориентацию его на достижение рыночного успеха организации. Появилось понятие «маркетинговый менеджмент», которое определяет концентрацию усилий организации на завоевании и удерживании высокого положения на рынке.

В обосновании научной проблематики маркетингового управления особое место занимают труды профессора международного маркетинга в высшей школе управления Келлога при Северо-Западном университете США (Чеппл-Хилл), активного деятеля Американской ассоциации маркетинга, института изучения маркетинга Ф. Колера. Особое значение получили написанные лично или в соавторстве книги «Вступление к маркетингу», «Основы маркетинга» и др.

Ф Котлет трактует маркетинг как универсальную форму деятельности, свойственную не только коммерческим, но и всем другим организациям, рассматривая преимущественно его управленческие аспекты. Функции менеджмента исследованы не только в общем, как необходимые элементы процесса менеджмента, а и относительно конкретных аспектов маркетинговой деятельности - стратегии и организации маркетинга, сбытовой политики, рекламы, стимулирование сбыта.

Активная (агрессивная) маркетинговая деятельность компаний, в основу которой положены теоретические основы этих учений, вызывает в США протесты, поскольку маркетинг, содействуя рационализации товарооборота, одновременно увеличивает затраты оборота и, манипулируя общественным мнением, создает искусственные, иррациональные потребности. Формой организованного протеста стало движение консюмеристов (англ. сconsumers - потребитель), которые протестуют против явлений, которые сопровождают агрессивный маркетинг: недобросовестной рекламы, манипуляций результатами социологических опросов, «ползучего» наращивания комплекса вспомогательных предметов для сопровождения основного и т.д.

Среди современных американских исследователей проблематики менеджмента достойное место занимает профессор управления торгово-промышленной деятельностью Гарвардской школы бизнеса, один из авторов концепции конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности Майкл Портер. Он был консультантом по разработке конкурентных стратегий таких известных компаний, как АТ&T, DuPont, Procter & Gamble, Royal Dutch/Shell. Мировое признание получили его труды по анализу конкуренции (пять сил конкуренции Портера), по определению стоимости предприятия (цепочка стоимости предприятия Портера) и др.

На исследование организаций существенно повлияли труды Г. Минцберга, написанные им в 70-80-е годы ХХ в. Они посвящены исследованию процессов формирования структур организаций, функциональных ролей руководителей, анализа типов развития стратегий деятельности организаций.

В конце ХХ в. в американской науке менеджмента интенсивно разрабатывали теорию паблик рилейшнз. Она предусматривает приведение в соответствие с общественными интересами тех аспектов общественного корпоративного поведения, которые имеют социальное значение. Изменение взглядов на паблик рилейшнз отображает развитие и становление этой функции как в организациях, так и в обществе в целом. Происходит самоидентификация представителей служб паблик рилейшнз в отдельную профессию, а содержания этой деятельности - в отдельную функцию менеджмента.

В науку менеджмента значительный вклад сделали научно-исследовательские группы, которые, действуя при больших американских корпорациях, в научных и научно-исследовательских учреждениях, разрабатывают аналитично-прогностические методики. Так в теории менеджмента известна матрица Бостонской консультативной группы, которая дает возможность упрощенно определять позиции предприятия на рынке. В Стенфордском исследовательском институте обоснованы методы анализа GAP, которые являются попыткой найти методы разработки стратегии и методики управления, которые дают возможность обеспечить максимально высокий уровень желаемого положения. В корпорации «Мак-Кинзи» разработана модель “7S” и усовершенствованна модель Бостонской консультативной группы, в компании «Дженерал Електрик» - модель анализа переменных, которые влияют на долгосрочную прибыльность (PIMS).

В европейской науке менеджмента наиболее известной является теория управления по результатам, разработанная финскими учеными, которая в определенной мере альтернативна одноименной американской системе. Основной идеей финской модели является разъяснение каждому работнику содержания его работы в определенной ситуации, создания условий для свободного развития умственных и физических способностей с целью достижения общих согласованных результатов и повышения качества жизни.

В европейской науке менеджмента распространена теория организационной культуры, которую можно рассматривать как вариант стабилизированной теории паблик рилейшнз. Квитесенцией ее является положение, согласно которому для успешного решения культурных проблем в организации необходимы:

  • лидер, способный предвидеть будущее компании;
  • распространение необходимых представлений через разнообразные средства массовой информации, чтобы укрепить их в сознании работников организации;
  • установление высоких стандартов и обеспечение их исполнения;
  • распространение позитивных результатов, достигнутых группой, фирмой, отдельными работниками, чтобы крепить их веру в способность достигать целей;
  • вознаграждение тем, кто делает заметный вклад в достижение прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто не делает этого.

В Швеции разработан метод Lots (лоцман). Философия Lots предусматривает, что компания, государственное учреждение или другая организация должна приспосабливать свои действия к требованиям покупателей. Метод Lots охватывает детальное, последовательное обсуждение проблем бизнеса разной сложности на разных уровнях - от корпоративной миссии компании до индивидуального проекта внутри организации. Качество такого обсуждения является условием успешного применения метода Lots.

Информация о работе Менеджмент инновационной деятельности