Менеджмент инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Управление компаниями, в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной, командно-административной системы. В условиях рынка,,, все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решались и даже не ставили, создается много новых предприятий, под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управлений.

Содержание работы

Введение……………………......................................................................... 3
I. Историческое развитие науки «управление» и современные концепции менеджмента.……………………………………………………………………...5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента.……………………………..6
1.2. Особенности становления современного менеджмента в Украине.…..9
1.3. Современные концепции менеджмента.………………………………..16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности.......................................31
III. Классификация направлений менеджмента.……………………………38
Заключение.………………………………………………………………………43
Список использованной литературы.………

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 466.69 Кб (Скачать файл)

1) поиск решения проблем, возникающих в деятельности организаций;

2) наследование других организаций (кто-то внедряет эту технологию, и мы не отстанем);

3) желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности;

4) интуитивные представления, что нововведение может улучшить деятельность организации;

5) поддержка или повышение престижа;

6) реализация знаний о новых технологиях и другие нововведения работников, которые приходят в организацию из высших учебных заведений, после повышения квалификации или из других организаций;

7) обеспечение нужд людей, которые обретают удовлетворение в инновационной деятельности, как дети в игре;

8) советы консультантов в период реорганизации на предприятии;

9) нужды потребителей;

10) конкурентная борьба на рынке, желание получить прибыль в конкурентной борьбе.

Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые разделяют их на три группы: новинка мирового масштаба - изобретение не имеющее аналога, это первое в мире внедрение изменения; новинка в масштабах страны - инновация имеет воспроизводственно-адаптационный характер: не имеет аналога в стране, но существует за границей; новинка в масштабе одного предприятия - инновации, имеющие аналоги на других предприятиях в данной стране, а также инновации, пригодные к применению только на одном предприятии.

Организационные инновации на предприятии являются организационным усовершенствованием его функционирования как целого, а также организационным усовершенствованием отдельных его подразделений с целью получения соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах: организационные инновации, не связанные с техническими инновациями, целью которых является улучшение деятельности и использования, имеющихся трудовых и финансово-материальных ресурсов; организационные инновации, вызванные техническими инновациями, с которыми они активно взаимодействуют и содействуют росту экономической эффективности.

 

III. Классификация направлений менеджмента.

 

Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и практическим направлениям деятельности по управлению организацией.

Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины:

  • финансы и бухгалтерский учет;
  • бизнес-экономикс;
  • сравнительный менеджмент;
  • трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями;
  • производственный менеджмент;
  • маркетинг;
  • исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС);
  • организационное поведение;
  • стратегия;
  • общий менеджмент.

По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в эпоху Ренессанса в XV в.

В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии, Франции, США, несколько позже - в России. Важнейший вклад в развитие этой дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э. Шмаленбах и др.

Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей, т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».

Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики, макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.

Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы М. Портера, Ф. Лютенса и др.

Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2) управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).

Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов-первопроходцев в этой области - Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо - нередко обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих отношений - С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.

Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Исикава и др.

Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями.

Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое) влияние на управление производством и совершенствование производственных операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т. Уотсон - и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов управления производством.

Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое распространение получило управление тотальным качеством - TQM (Total Quality Management), так популярное в последнее время в нашей стране.

Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно - с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей производства».

Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга можно выделить Ф. Котлера.

Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах, которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.

Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах до разработки конкретных процессов моделирования.

Организационное поведение - это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было сделано много важных открытий.

Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э. Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений:

  • исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М. Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных структур);
  • исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р. Стайерт, Г. Саймон); изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
  • лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
  • мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
  • власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
  • организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
  • организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
  • выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
  • проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).

Стратегия - развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса.

Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера, который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. портером.

Общий (генеральный) менеджмент - именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:

  • цели и функции управления организацией;
  • организация как объект управления;
  • методы управления организацией;
  • стратегическое управление;
  • процесс принятия решений;
  • роль человека в организации;
  • коммуникации и мотивации в управлении;
  • организационные структуры управления организацией;
  • измерение и оценка эффективности организации.

 

Заключение.

 

Внедрение современного менеджмента в Украине требует структурной реорганизации органов государственного управления экономикой, усовершенствования методов и форм их влияния на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, содействия приливу в органы государственной власти рыночно мыслящих людей.

Полиструктурная экономика обуславливает разнообразие систем управления хозяйствующими субъектами - от командно-административного управления до менеджмента, разнообразие моделей поведения их во внешней среде. Становление рыночных отношений требует формирования новой системы управления - менеджмента. Необходимость внедрения современного менеджмента уже осознали представители многих отечественных корпораций, особенно те, которые постоянно контактируют с зарубежными партнерами. На этом сегменте украинской экономики сформировался рынок управленческих кадров, система их подбора на основе деловых и моральных качеств, необходимых современному менеджеру. Об этом свидетельствует то, что большинство представительств зарубежных фирм, совместных предприятий возглавляют местные кадры.

 


 


 


 



Информация о работе Менеджмент инновационной деятельности