Менеджмент инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Управление компаниями, в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной, командно-административной системы. В условиях рынка,,, все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решались и даже не ставили, создается много новых предприятий, под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управлений.

Содержание работы

Введение……………………......................................................................... 3
I. Историческое развитие науки «управление» и современные концепции менеджмента.……………………………………………………………………...5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента.……………………………..6
1.2. Особенности становления современного менеджмента в Украине.…..9
1.3. Современные концепции менеджмента.………………………………..16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности.......................................31
III. Классификация направлений менеджмента.……………………………38
Заключение.………………………………………………………………………43
Список использованной литературы.………

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 466.69 Кб (Скачать файл)

Шведская консультативная фирма «Майсигма» разработала график прибыльности, который дает возможность путем уменьшения объема капитала, сосредоточенного в оборотных фондах, повысить рациональность его использования (в отличии от традиционной теории управления, где акцент делается на уменьшение дебиторской задолженности).

Активно проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам науки и практики менеджмента в Японии. Особенностью японской науки менеджмента является обобщение эмпирических достижений в сфере управления ведущих местных корпораций их же научно-исследовательскими подразделениями. Результаты исследований предлагают широкой общественности в виде коллективных трудов или описаний успешной управленческой деятельности представителей управленческой элиты. Поскольку в деятельности этих корпораций значительную роль играют социокультура, научные исследования в отрасли менеджмента сконцентрированные на ее аспектах.

Социокультура корпорации - система убеждений и ожиданий, отображенная в ценностных установках, стиле управления и подходе к принятию решений работников корпорации.

Теория управления на основе формирования социокультуры корпораций получила название организационных «гибких» систем управления, построенных на мозаике личных отношений, коллективного труда, совместного обучения, социального происхождения и т.д. Основой концепции является понимание системы управления, как содержащей «жесткую» и «гибкую» части. Сущность понятий «жесткая» и «гибкая» подсистемы управления состоит в отделении каждой и создания системы связей между ними как условия эффективного менеджмента.

«Жесткая» подсистема - это техника и технология производства. Ее элементы со временем утрачивают свою стоимость (амортизируются), снижается их продуктивность.

«Гибкую» подсистему управления образуют системы правил, инструкций и типовых методов выполнения работ, которые являются основой формулирования и выполнения заданий, а также поведения людей. Эта подсистема охватывает методы принятия решений, порядок найма, ориентацию на строгий учет времени и самообучение, проектирования структур. Ее сущность проявляется в системе личных отношений, ценностных установок и социального взаимодействия в организации. Для описания связей между «гибкими» и «жесткими» аспектами взаимоотношений системы управления введен термин «социотехническая система». Японские исследователи настаивают на особенностях японской системы ценностей и уникальности японской культуры как основы функционирования «гибких» подсистем. Теоретические исследования обосновали специфическую японскую систему управления (рис. 2).1

 


Итак, в развитии мировой теории и практики менеджмента просматриваются три важных тенденции:

  1. Определенной возвращение к прошлому, свидетельством чего является признание особой роли материально-технической базы современного производства товаров и услуг. Это обусловлено усилением влияния технического прогресса (новых технологий) на достижение целей организации, ростом роли продуктивности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.

 

ІІ. Менеджмент инновационной деятельности.

 

Современным предприятиям, функционирующим в сложной социально-экономической среде, следует постоянно создавать и внедрять разнообразные инновации для обеспечения эффективной деятельности в рыночной экономике. Необходимость инновационной деятельности обусловлена общей закономерностью развития и прогресса индивидуального и общественного воспроизводства. Выход из экономического кризиса любого предприятия невозможен без осуществления инновационно-инвестиционной деятельности, направленной на обновление производства на принципиально новой, конкурентной основе.

В научной литературе описано большое количество подходов к определению инновации.

При функциональном подходе инновация рассматривается как процесс сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Атрибутивный подход сводится к управленческому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же к социальному подходу, когда она становится элементом социально-экономического прогресса. Предметный подход акцентирует внимание на совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся соответствующими чертами. В данном случае инновация проявляется: в применении новых видов инструментов или же новых принципов использования инструментов; во внедрении нового технологического процесса или же материала; в использовании нового места или территории ранее неизвестных; в совершении нового действия.

Менеджмент инноваций, или нововведений, - это управление коммерциализацией новых научных знаний, товаров, услуг, технологических и организационных идей. Поскольку опыт свидетельствует, что менеджеры имеют очень разные представления о реальном содержании нововведения (инновации) и его отличия от таких близких понятий, как изобретение, внедрение, обновление.

Нововведение связано с новым использованием, новой концепции или идеи. Признание ее полезности конечным потребителем вызывает изменение социально-экономической среды. Полезность, полезная функция - это отличие нововведения от открытия и изобретения. Открытие и изобретение не имеют социальной или экономической ценности, если они не становятся основой нововведения на рынке.

Новатор применяет нечто новое и впервые. Новинкой оно является не только для него самого, а и для всех. Тот кто использует уже существующее нововведение, являющееся новым для него, но не для других, новатором не является. Он является имитатором - правильно использует то, что уже известно и доступно за пределами его организации. Правда, для самой организации результаты во многих аспектах подобны. И нововведение, созданное самой организацией, и адаптация уже существующего нововведения нарушают статус-кво и отражаются на балансе сил и влияний в организации.

Менеджеры склонны путать понятия нововведение и адаптация нововведения. Для того, что бы избежать путаницы, целесообразно обозначить диффузию или адаптацию того, что новое для организации, но не для внешнего мира. Когда говорится о нововведении, то внимание сосредотачивается не на нем самом, а подчеркивается новизна явления для организации, а это, собственно, и есть главным для менеджера. Различия между нововведением и обновлением фундаментальны. Нововведение - это своего рода игра в преимущество, доступная лишь не многим. Они первые, другим придется лишь наследовать их пример. Нововведение не обязательно для всех фирм, но обновление обязательно. Когда конкуренты добиваются снижения затрат, используя новые технологии, тогда нет другого пути, кроме наследования их примера. И лишь в том случае, когда данная фирма претендует на лидерство в создании новых технологии, ей необходимо заниматься нововведениями. Таким образом, необходимость нововведений зависит от позиции фирмы относительно существующей технологии.

Создатель новой технологии выделяется благодаря нововведению, руководствуясь при этом такими категориями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность, а не продуктивность. Такая стратегия нацелена на то, что бы превзойти конкурентов, создав новое изделие или новый вид услуги, нечто такое, что будет признано уникальным в масштабе всей отрасли. А уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если фирма обладает собственными уникальными знаниями и умениями, принадлежащими данной отрасли (сфере). Пользователь новой технологии имитирует нововведение путем обновления. Его стратегия направлена на достижение лидерства в снижении производственных затрат и требует энергичной борьбы за экономически выгодные масштабы производства, за снижение себестоимости, жесткий контроль за накладными расходами на исследования и разработки, сервис, сбытовую сеть и рекламу.

Техническое нововведение - не единственный способ заработать деньги. Нововведение важно только для тех организаций, которые продают лицензии. А главная цель достичь преимущества, быть лучшим - доступна лишь не многим. Итак, главная цель - это правильно использовать то, что уже известно и доступно. В этом случае большую пользу могут принести консультанты.

В случае принятия инновационного решения менеджеры имеют дело с такой ситуацией, когда нужно сделать выбор, а очевидных готовых альтернатив нет. Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального мышления на творческое.

Процедура творческого поиска предусматривает определенную последовательность действий в направлении к определенному результату, поддающемуся проверке. Она совершенно не является бесконтрольным подходом, при котором ставка делается на случайное прозрение. В управленческой деятельности термин творчество часто неправильно толкуется и используется. В общепринятом понимании это понятие означает оригинальное открытие. На практике исследования в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство инноваций - это обычное расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих усилий менеджеров направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов и методов.

Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны вырабатывать новые, более эффективные пути решения проблем или достижения результатов. А это лучше делать при помощи инновационного процесса, чем неконтролируемого творческого полета. Вот некоторые общие принципы организации инновационной деятельности:

Первый принцип. Создать инновационный климат в работе, который бы допускал отклонение от общепринятого, «необоснованные» идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий (естественно, в известных пределах), то инновационная деятельность не будет развиваться. Из всех принципов организации инновационной деятельности этот самый важный;

Второй принцип. Начинать с простых и доступных альтернатив. В большинстве проблемных ситуаций нет необходимости переделывать мир. В лучшем случае необходимо провести скромные усовершенствования или исправления. Поэтому, прежде всего, следует рассмотреть уже известные решения, которые использовались ранее или которые используются в других подразделениях и сейчас;

Третий принцип. Не начинайте сразу с поиска идеального решения. Поскольку большинство приемлемых решений, как правило, возникают во время выбора лучшего решения из нескольких, конкурирующих между собой, было бы нереалистично ожидать, что какая то альтернатива окажется идеальной с первой попытки. Вместе с тем не стоит отбрасывать сразу те альтернативы, которые по вашему мнению, не является идеальным. Такое отбрасывание произойдет позже при помощи более систематического анализа при сравнении альтернатив;

Четвертый принцип. Привлекайте людей, охотно принимайте помощь в выработке широкого круга альтернатив. Хотя группа работников - не всегда самый эффективный способ для решения проблем, она может оказаться очень эффективной формой выработки наиболее широкого спектра варианта решения. Использование идей других или реагирование на них поможет выработать более новаторские и более практичные решения, чем это может сделать отдельный человек. Групповое обсуждение компенсирует свойственную отдельному человеку склонность придерживаться однажды выбранной версии. Это дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны и повысить объективность процесса выработки альтернатив.

Сами по себе инновации не гарантируют коммерческого успеха. Менеджер должен тонко ощущать баланс между стабильностью, гарантирующей доведение процесса управления до совершенства, например между традиционной технологией, и усилиями по внедрению новой технологии. Естественно, возникает вопрос: чем руководствоваться менеджеру при утверждении решения о судьбе новой технологии на его предприятии? Для такой ситуации существует несколько правил.

Правило первое. При выборе новой технологии менеджеры исходят из ее привлекательности и возможностей, которые она обещает. На самом деле нужно исходить из того, насколько она будет отвечать требованиям потребителей.

Правило второе. При выборе новой технологии необходимо исходить не только из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения, а и учитывать сильное влияние существующей практики и прошлый опыт (то, что ранее было неперспективным, сегодня может быть эффективным).

Правило третье. Все усовершенствования и нововведения в конце-концов будут восприняты, введены и переняты. Необходимо осознавать, что большинство из них не увенчаются успехом. Если открытие или изобретение допускает разрешение прогнозируемой проблемы, оно будет внедряться крайне медленно, даже при условии, что это новое слово в науке. Поэтому менеджерам стоит помнить, что открытие - это полдела. Необходимо предприятие, которое возьмет на себя риск стать лидером в его введении. На это способно не каждое предприятие.

Правило четвертое. Технологические усовершенствования не имеют самостоятельной ценности. Только потребитель определяет их настоящую ценность.

Правило пятое. Не всегда выигрывают принципиально новые технологии. На самом деле новое - не всегда лучше. Эволюционный путь, в отличие от революционного, всегда менее рискованный, быстрее дает практический эффект и не требует настолько резкого увеличения затрат. Менеджер должен иметь трезвый подход.

Правило шестое. На практике решающим фактором часто являются не новые технологии, а инфраструктура, необходимая для их внедрения. Изобретение нового материала с уникальными свойствами еще ничего не означает, если для его производства не хватает сырья, квалификации инженеров и производственных мощностей.

В современном взаимозависимом мире внедрение нововведения должно быть соотнесено со всеми другими элементами производственной системы. Эффект от этих нововведений зависит от готовности и способности всей системы воспринять их.

К причинам или побуждающим мотивам, которые вынуждают организации внедрять нововведения, прежде всего, относятся такие:

Информация о работе Менеджмент инновационной деятельности