Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:

Содержание работы

1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси


2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО



3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК

3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
3.1 Что такое СМК?
3.2 Структура и ресурсы СМК
3.3 Документы системы менеджмента качества
3.4 Основа концепции системы качества в УВО


Заключение ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гнетова.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

На первом этапе возможно стандартное  словесное описание основных процессов  вуза в виде некоторых положений, порядков, регламентов, должностных инструкций и т.п.

В процессе упорядочивания и отладки  основных рабочих процессов, где это необходимо, нужно разработать унифицированные информационные карты процессов, содержащие:

– цели процесса;

– описание входов и выходов процесса;

– четкое распределение ответственности  и полномочий персонала в процессе;

– показатели и характеристики качества процесса и методы их измерения, их целевые значения, позволяющие судить о степени достижения целей данного процесса;

– мероприятия по достижению целей (улучшению) процесса;

– графическое описание процессов;

– другую информацию, необходимую для описания и управления процессами.

Параллельно с процессом определения  и описания рабочих процессов  должен идти процесс разработки документации системы менеджмента качества, требуемой стандартом СТ РК ИСО 9001-2001 и стандартами ENQA.

В состав разрабатываемой документации входят:

– руководство по качеству;

– документированные процедуры, определяющие порядок реализации процессов;

– положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие документы системы менеджмента качества.

Документированная процедура - документированный  установленный способ осуществления  деятельности или выполнения определенной работы (процесса). Документированная  процедура должна отвечать на следующие  вопросы:

1) Какова ее область применения  и сфера действия.

2) Какова цель, задачи и результаты (выходы) описываемого процесса, деятельности  или работы.

3) Что, кем, как, где и в  какой последовательности должно  быть сделано.

4) Какими полномочиями обладают  и за что несут ответственность  участвующие в процессе, деятельности или работе.

5) Какие документы, ресурсы, материалы  и оборудование используются в процессе работы.

6) Какими показателями и характеристиками  оценивается качество и эффективность  выполнения работы на всех  ее этапах, как и кем они измеряются и контролируются.

7) Каким образом документируется  и регистрируется выполняемая  работа.

8) Как используются результаты  выполненной работы (процесса).

Структура и формат документированных  процедур (бумажная копия или электронные  средства информации) должны быть определены образовательным учреждением самостоятельно.

Необходимо подготовить полный комплект документации по системе менеджмента  качества, включая обязательные документированные  процедуры:

- внутренняя нормативная документация;

- организационная документация;

- документационное обеспечение  и редактирование;

- записи по качеству;

- планирование улучшений; 

- анализ со стороны руководства; 

- внутренний аудит; 

- несоответствующая продукция; 

- корректирующие и предупреждающие  действия.

Разработанные документы СМК являются основным звеном, увязывающим всю документацию университета в единую систему. После разработки основных документов СМК необходимо переработать положения о подразделениях, должностные инструкции, формы документов и провести аттестацию рабочих мест.

Все разработанные документы необходимо систематизировать на основе разработанной в университете номенклатуры документов и документированной процедуры «Управление документацией».

На основе приоритетов, установленных  в политике качества, разрабатывается:

Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности университета. В Руководстве по качеству отражаются такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности университета, мотивация сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности университета и др.

В Руководстве по качеству излагается политика в области качества и описывается система менеджмента качества университета.

Руководство по качеству описывает  или содержит ссылки на:

- политику в области качества;

- матрицу распределения полномочий  и ответственности; 

- схему взаимосвязи и взаимодействия;

- методы и методические указания  по разработке и созданию документов системы менеджмента качества вуза;

- рекомендации по анализу СМК  со стороны руководства; 

- рекомендации по актуализации  документов и контролю за ними (в том числе, за самим руководством по качеству);

- записи по качеству.

 

3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества

 

5-й этап. Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества

Для оценки результативности деятельности вуза, структурных подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели бизнес-процессов и разработать систему их измерения, контроля и анализа степени достижения целей и постоянного улучшения.

Поэтому при формировании системы  менеджмента качества необходимо разработать общую систему измерений и мониторинга основных процессов вуза, предусмотрев при этом соответствующие процедуры:

- измерения удовлетворенности  внутренних и внешних потребителей  – студентов, работодателей, персонала  (профессорско-преподавательского  и учебно-вспомогательного), общества;

- мониторинга качества основных  процессов вуза с установлением  конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;

- оценки качества полученных  знаний, навыков и умений студентов,  включая процедуры текущего, итогового и др. видов контроля.

 

3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений

 

6-й этап. Совершенствование системы анализа и принятия решений

Система анализа включает идентификацию  всех возможных видов несоответствий продукции, процессов и создание системы корректирующих и предупреждающих действий.

Для каждого процесса и структурного подразделения вуза должны быть идентифицированы все виды возможных несоответствий.

Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

          - значения показателей процесса находится вне установленных границ;

- значения показателей процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние);

- значения показателей процесса  в течение планируемого периода  не достигают целевых значений;

- отклонение от УМКД; 

- срывы занятий; 

- не качественное преподавание;

- низкая успеваемость обучающихся; 

- задолжники.

Для устранения причин несоответствий процессов и продукции могут  предприниматься корректирующие и  предупреждающие действия.

В любом из перечисленных случаев  может приниматься положительное решение. Для этого вуз должен разработать и документировать систему корректирующих и предупреждающих мер, позволяющих исключить все идентифицированные в вузе несоответствия.

Для исключения необоснованного применения корректирующих или предупреждающих действий очень важно для всех сотрудников вуза иметь одинаковое понимание термина – несоответствие.

В рамках распространения общественной информации университет выпускает  буклеты, информацию для поступающих, участвует в рейтингах отечественных  и зарубежных вузов, а также согласно медиаплану формирует свой имидж.

 

3.10 Внедрение и сертификация СМК

 

7-й этап. Внедрение и сертификация СМК

В университете издается приказ о  внедрении документов СМК в практику работы университета, проводится анализ состояния основных процессов и проводится проверка взаимодействия процессов в соответствии с новой концепцией управления качеством. Документы СМК должны быть изданы и доведены до сведения структурных подразделений, участвующих в соответствующих процессах и процедурах. Проводится проверка хода представления информации, анализ контролируемых параметров и определение эффективности принятых решений.

В соответствии с приказом и установленной  в нем датой система менеджмента качества, все документы, процессы и процедуры начинают применяться и функционировать в полном объеме.

В случае принятия руководством университета решения о сертификации СМК, определяется орган по сертификации систем менеджмента качества, заключается договор на проведение сертификации и осуществляется подготовка необходимых документов.

                        

 

 

 

 

     

 

 

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

2. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986. 
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991. 
4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1983. 
5. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: Просвещение, 1990.

6. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению занятий по вопросам экономии и бережливости для общеобразовательных учреждений. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34. 
7. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования