Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа
В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
3.1 Что такое СМК?
3.2 Структура и ресурсы СМК
3.3 Документы системы менеджмента качества
3.4 Основа концепции системы качества в УВО
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Следовательно, СМК – это скоординированная деятельность и качественное управление организацией. Управлять организацией – это значит управлять персоналом, ресурсами и процессом.
СМК, как и любая система, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
Назначение СМК
СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и ориентировать это качество на требования и ожидания потребителей. При этом главная задача СМК - не контроль результата «на выходе», а создание модели управления, которая позволит предотвращать появление ошибок, приводящих к снижению качества образовательных услуг.
Причиной ошибок всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо описать (формализовать) правильные действия и разработать инструкции по выполнению правильных действий и их контролю.
Структура СМК
СМК состоит из следующих элементов:
- управление;
- процессы;
- документы;
- ресурсы.
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.
Следует также отметить, что внедрение современного менеджмента качества в вузе начинается с активного использования административного ресурса. Система менеджмента качества должна включать в себя и дополнять уже существующие в организации политику и систему управления.
Система менеджмента качества строится с верхних слоев управления. Но по мере совершенствования этих систем все больше происходит вовлечение в деятельность по улучшению качества всего персонала организации.
Необходимо отметить, что система менеджмента качества определяет не то, чем занимается организация, а то – как она управляется. Это означает, что система менеджмента качества не только не диктует содержание учебных программ, но даже не определяет пути и способы их реализации, собственного внедрения и функционирования.
Планирование качества (quality planing) — часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством (quality control) — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
3.2 Система стандартов ISO 9000
ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации (русская аббревиатура – ИСО) была создана в 1947 году. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН.
Основная задача ИСО – содействовать разработке повсеместно признаваемых стандартов в целях облегчения международного обмена товарами и услугами.
Все стандарты ИСО являются добровольными, но могут утверждаться в качестве обязательных на национальном уровне или в пределах отдельных предприятий и организаций.
Стандарты серии ИСО 9000 – это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной организации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176).
Стандарты серии ИСО 9000 могут применяться для всех отраслей производства и сферы услуг, в том числе и в системе образования. На сегодняшний день серия стандартов ISO 9000 составляет основу для достижения стабильного качества любой организацией.
Создание Системы Менеджмента Качества на основе стандартов ИСО 9000 позволяет предприятию (организации) повысить свою конкурентоспособность и достигнуть требуемого качества продукции при минимальных затратах.
Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, воспринимаются потребителем как жизнеспособные предприятия.
В настоящее время серия
- все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;
- ИСО 19011 «Методические указания по аудиту систем качества»;
- все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части;
- ИСО 8402.
ИСО 9000: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». ИСО 9000 провозглашает восемь принципов менеджмента качества; описывает основные положения систем менеджмента качества, устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
ИСО 9004: «Системы менеджмента качества.
Рекомендации по улучшению деятельности» предос
Стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004 не более чем справочники, они не являются моделями обеспечения качества и должны рассматриваться как рекомендации, для целей сертификации они не предназначены.
ИСО 9001 «Система менеджмента качества. Требования» является обязательным и наиболее обширным стандартом, в нѐм описывается модель системы качества, которая является универсальной и распространяется на все возможные виды предприятий и организаций. ИСО 9001 является основополагающим документом Системы Менеджмента Качества. Сертификация или регистрация системы менеджмента качества могут быть получены только на соответствие ИСО 9001.
ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей. Данный стандарт направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
3.3 Основные принципы
Принципы менеджмента качества - всестороннее фундаментальное правило руководства и управления процессом постоянного улучшения деятельности организации для удовлетворения требований всех ее заинтересованных сторон.
В целях систематического и открытого функционирования система менеджмента качества опирается на восемь принципов менеджмента качества (МС ИСО 9001-2000, СТ РК ИСО 9001-2001, СТ РК 1157-2002). Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1-й принцип. Ориентация на потребителя
Университет должен ориентироваться на требования своих потребителей образовательных услуг, поэтому сотрудники университета во главе с руководством должны знать и понимать их потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Реализация этого принципа предполагает:
- определение требований и
- доведение потребностей и
- стремление удовлетворить
- анализ удовлетворѐнности потребителей;
- обеспечение сбалансированного
подхода к потребностям и
2-й принцип. Лидерство
Руководитель обеспечивает единство целей и направлений развития деятельности университета. Ему следует создать и поддерживать внутреннюю среду корпоративного менеджмента, в которой персонал может быть полностью вовлечен в процесс достижения стратегических целей.
Для руководителей всех уровней управления вуза реализация этого принципа предполагает:
- понимание изменений во
- принятие во внимание потребнос
- формирование ясного видения будущего вуза, а также ценностей на всех его уровнях;
- создание в вузе атмосферы доверия;
- предоставление сотрудникам
- установление обязательной отчѐтности;
- поощрение сотрудников и
- ведение открытого и честного обмена информацией;
- непрерывное обучение
- постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности вуза;
- применение стратегии вуза для достижения установленных целей и показателей.
3-й принцип. Вовлечение
Сотрудники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность руководству университета с максимальной выгодой как для университета, так и для его потребителей использовать способности и интеллектуальные возможности персонала.
Реализация этого принципа предполагает:
- принятие ответственности
- активный поиск возможностей для улучшений, в том числе повышения уровня компетентности, знаний и опыта сотрудников;
- свободный обмен знаниями и опытом внутри структурных подразделений (факультетов и кафедр);
- сосредоточение на создании ценности для потребителей;
- стремление к улучшению имиджа
вуза у потребителей и
- условия для получения
- энтузиазм в работе и гордость за принадлежность к своему вузу.
4-й принцип. Процессный
Желаемый результат
Реализация этого принципа предполагает:
- определение видов деятельности (процессов), необходимых для достижения желаемого результата;
- установление четкой
- анализ и измерение
- идентификацию взаимосвязей
- концентрацию внимания на тех
факторах, которые будут улучшать
ключевые виды деятельности
5-й принцип. Системный подход
Должна обеспечиваться идентификация образовательных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой с целью повышения результативности и эффективности деятельности университета при достижении его стратегических целей.
Реализация этого принципа предполагает:
- формирование системы на
- понимание взаимозависимостей
процессов в системе,
- постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
- установление ограничений на ресурсы до начала действий.
6-й принцип. Постоянное
Постоянное улучшение
Реализация этого принципа предполагает:
- постоянное улучшение образовательной услуги, процессов и системы – цель всех сотрудников университета;
- использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения;
- постоянное улучшение работоспособности и эффективности всех процессов;
- осуществление действий, направленных
на предупреждение несоответств
- обучение сотрудников методам
и инструментам постоянного
- установление показателей и
целей для руководства улучшени