Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:

Содержание работы

1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси


2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО



3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК

3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
3.1 Что такое СМК?
3.2 Структура и ресурсы СМК
3.3 Документы системы менеджмента качества
3.4 Основа концепции системы качества в УВО


Заключение ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гнетова.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

          Может сложиться впечатление, что система управления качеством ничем не отличается от системы управления образовательным процессом вообще. Функции в некоторых своих чертах как будто одинаковы. Конечно, функции похожи, хотя и не во всем. Но главное отличие в том, что истоки и ориентирование этих функций предполагают, показатели качества и существуют специализированные звенья для реализации этих функций или контроля их исполнения. В этом особенность системы управления качеством образования. Вообще эта система является не столько частью общей системы управления, сколько ее специфической особенностью. Это, в частности, проявляется в том, что в системе управления образовательным учреждением есть центр управления качеством, группы анализа и контроля качества. Возможны подразделения по отдельным функциям управления качеством наиболее важным для данного вуза. Таким образом, общее управление дополняется ориентировкой его на качество образования.

          При формировании вузовской системы управления качеством важно учитывать четыре фактора: внешние условия обеспечения качества, потенциал качества, которым располагает вуз, процесс формирования качества и качество результата образования. Каждый из этих факторов влияет на особенности и конкретные характеристики системы управления качеством.

Можно сформулировать ряд принципов  построения системы управления качеством образования:

-Ориентация всей деятельности  вуза на цель образования, отражающей  потребности, от удовлетворения которых зависит конкурентоспособность вуза.

-Непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессовобразовательной деятельности.

-Обеспечение участия всего профессорско-преподавательского  состава вуза, а также студентов в решении проблем качества образования.

-Построение системы управления  качеством с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица).

-Создание системы мотивации  качества образования, как для  преподавателей, так и для студентов.

-Разработка и использование  современных технологий качества  образования.

-Создание системы мониторинга  качества образования на основе  объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения.

-Установление соответствия качества  образования миссии и цели  образования в обществе. Воспитание профессионала, гражданина, патриота.

-Формирование информационного  обеспечения управления качеством  образования.

-Исследование и прогнозирование  тенденций изменения качества  образования и потребностей в новом качестве.

-Унификации терминологического  аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.

          Для осуществления управления помимо системы необходим и механизм управления, который характеризует средства и методы управления.

Если функции, а, следовательно, и система управления отвечают на вопрос, что делается для достижения качества образования, то понятие механизма управления отражает то, как, какими средствами осуществляется эта деятельность, как выбрать наиболее эффективные средства и методы, учитывая особенности объекта и цели управления.

          Всю совокупность средств и методов управления качеством образования можно представить в двух группах - методы прямого и косвенного воздействия. Но такая классификация имеет очень общий характер. Ее можно конкретизировать в двух группах методов - методы, которые определяются приоритетами образовательной программы и методами систематизации действия в соответствии с этими приоритетами. В каждой группе по семь методов:

-Методы установления приоритетов.  Приоритеты всегда меняют характер деятельности и укрепляют установки на определенные ее результаты. Это довольно сильный и эффективный метод управления. Приоритеты могут быть различные. Например, приоритет качества, инноваций, стратегии, какой-либо дисциплины образовательной программы, человеческого фактора (капитала), эффективности и пр. Приоритет не обязательно должен быть единственным, существует система приоритетов. Ее закладывают в образовательной программе и реализуют в текущем управлении.

-Методы ограничений и критических факторов также являются необходимым элементом механизма управления качеством образования. Ограничения устанавливаются в соответствии с критериями качества, тенденциями его изменения, программой развития. Ограничения могут быть жесткими или мягкими, временными или постоянными, локальными или общими. Выбор и характер ограничений и характеризует метод управления.

-Дальнейшим продолжением этих  методов являются методы ответственности. Ответственность это мера и способ порицания за невыполнение или плохое выполнение какой-либо работы. Ответственность - это организационная или социально-психологическая форма ограничений. Первая влечет административное наказание, вторая - коллективное осуждение. Предметом ответственности в управлении качеством образования являются параметры качества.

-Большое значение в управлении  качеством образования играют  методы поощрений. Поощрение - это не только метод одобрения хорошей работы, но также и способ мобилизации усилий, формирование хорошей социально-психологической атмосферы деятельности, стимулирование инноваций. Метод поощрений проявляется в выборе системы поощрений - за что, как, когда, кому, кого поощрять. Такая система должна быть предметом аналитической разработки.

-Методы дифференциации условий  деятельности. Режим, инфраструктура, мера информационного, материально-технического обеспечения деятельности не могут не влиять на ее результаты. В зависимости от важности того или иного вида деятельности всегда приходится дифференцировать условия ее осуществления. Одинаковых условий не бывает. Их дифференциация является продолжением метода приоритетов. Если первый связан с установкой, распределением и направленностью внимания, то условия - это благоприятствующая или неблагоприятствующая внешняя среда деятельности. Это метод предусматривает дифференциацию условий по конкретным факторам (показателям) качества образования.

-Управление качеством образования  не может и не должно быть  сугубо административным. Его эффективность зависит от участия всего коллектива в решении проблем качества. Оно позволяет не только реализовать коллективный разум, но и повышает ответственность и заинтересованность всех и каждого. Причем в учебных заведениях это не только участие преподавателей, но и студентов. Участие бывает различным. И здесь также возможен выбор. Система участия представляет собой метод управления качеством образования.

-Методом управления является  и оценка качества образования.  Сегодня методик такой оценки много, но всегда ли это оценка качества.

Однако есть группа методов управления качеством образования, которые в большей мере отражают объект управления - образовательный процесс. Это процесс освоения знаний, накопления компетентности, формирования профессионализма и пр. Это методы, отражающие специфику учебной деятельности. Основные из них:

1. Методы систематизации знаний, навыков, умений, всех факторов формирования профессионального сознания. Это методы, предполагающие и разработку образовательной программы, и ее реализацию в определенных технологиях образования. Систематизация определяет качество, подходы к систематизации определяют выбор варианта ее разработки и осуществления. Вариант систематизации воздействует на учебную деятельность и меняет ее в том или ином направлении.

2. Методы методического обеспечения учебного процесса тоже бывают различными и предполагают их выбор и комбинацию. Это использование методик презентации и закрепления знаний, оформление навыков. Могут быть методики запоминания, логического структурирования, практического подкрепления, игрового освоения материала, групповой или индивидуальной учебной работы и пр. Если методическое обеспечение - это фактор качества, то существуют и используются методы управления качеством посредством методического обеспечения.

3. Отдельной группой, хоть и продолжающей методическое обеспечение, следует выделить методы состязательности. В совместной деятельности людей, какой бы она ни была, состязательность является необходимым и естественным элементом. Не является исключением и учебная деятельность и преподавателей, и студентов. Но эта состязательность может проявляться стихийно, а может регулироваться в процессах управления, может работать на качество деятельности, но может и давать отрицательный эффект в виде ухудшения социально-психологической атмосферы, возникновения конфликтов, снижения социальной и деятельностной активности.

          Практика показывает, что состязательность там, где она организована, сбалансирована и регулируема, может рассматриваться как один из методов управления качеством образования.

4. Образовательный процесс - это последовательное формирование профессионального сознания и компетенции. Отсюда возникает метод компетенции. Он заключается в регулировании вариантов компетенции. Не может быть единого и одинакового для всех уровня и характера компетенции. Существуют различные способности, интересы и ценности. Существуют различные представления о карьере. Методы компетенции как методы управления качеством образования проявляются в обеспечении формирования компетенции в соответствии с конкретными условиями образовательного процесса. Это варьирование тематикой самостоятельной работы, консультирование научной деятельности студента, обеспечение выбора, насколько это возможно, методики освоения знаний.

5. В другой группе специализированных методов управления качеством центральное место занимают методы тестирования. Иногда полагают, что тестирование - это не более чем способ оценки знаний или качеств человека. В действительности практика тестирования уже переросла эти свои функции. Сегодня тестирование используется как метод управления качеством образования. Тест, в зависимости от того, как и для чего он разработан, как используется в образовательном процессе, является разнообразным средством воздействия. Тест может выполнять роли: информационно-поисковой системы, методического приема систематизации знаний, корректировки знаний, консультационной программы, средства оценки качества образования и его мониторинга. Тест можно использовать как средство эмоциональной зарядки учебной деятельности. Разработка и использование теста - это большое искусство управления образовательным процессом. Отдельными методами управления, дополняющими методы тестирования, являются методы самооценки. Они могут быть различными: в виде тестов или с участием педагога, или с использованием групповой работы.

6. Венчают систему методов управления качеством образования методы самопознания. В процессе образования студенту необходимо не только получить знания или освоить необходимые навыки, но познать самого себя: свои способности, тип мышления, слабые и сильные стороны характера. Это тоже качество образования, которое рождается в управлении образовательным процессом.

          Методы управления в значительной мере характеризуют искусство управления, ибо они предполагают выбор, который определяется целью образования, конкретной ситуацией и потенциалом качества (ресурсы и условия их использования).

          Всякое управление является процессом, который отражает как естественную, закономерную последовательность действий, иначе не получится воздействия на объект управления, так и последовательность эффективного воздействия, которую мы называем технологией управления.

          Процесс управления предполагает общее распределение всех его операций по этапам целеполагание, ситуации, определения проблемы, принятия решений. Технология управления - построение конкретной последовательности действий с учетом общей закономерности и реальных условий управления (объект, ресурсы, потенциал и пр.). В технологии управления могут быть: последовательно-линейные, возвратно-поступательные схемы действий, последовательно-корректировочные, разветвленные на определенных этапах, поисковые, прерывистые и др.

          Технология управления качеством образования должна быть предметом специальной разработки и соответствовать технологиям образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

 

3.1 Сущность системы  менеджмента качества

 

Согласно СТ РК ИСО 9000-2001, Менеджмент качества (quality management) — cкоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Менеджмент качества включает планирование качества, управление качеством, обеспечение  качества и улучшение качества.

Система менеджмента качества (quality management system) — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (СТ РК ИСО 9000-2001).

Система менеджмента качества — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности по разработке политики и целей организации в области качества, по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Информация о работе Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования