Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа
В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:
1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси
2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК
3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
3.1 Что такое СМК?
3.2 Структура и ресурсы СМК
3.3 Документы системы менеджмента качества
3.4 Основа концепции системы качества в УВО
Заключение ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
- признание улучшений.
7-й принцип. Принятие решений
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации, основанных на фактах. Совокупность информации составляет сбалансированную систему показателей. Они соединяют миссию, видение и стратегию организации с оценками результатов текущей деятельности, позволяя принимать управленческие решения.
Реализация этого принципа предполагает:
- организацию системы
- обеспечение точности и
- обеспечение доступа к данным и информации по качеству (гласность информации);
- проведение анализа данных по качеству с использованием утвержденных методов;
- применение соответствующих статистических методов контроля и управления качеством.
8-й принцип. Взаимовыгодные
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности в сфере предоставления образовательных услуг.
Реализация этого принципа предполагает:
- выявление и отбор основных поставщиков;
- установление таких отношений с поставщиками, которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для организации и для общества в целом;
- создание ясного и открытого обмена информацией;
- инициирование совместной
- совместное достижение ясного
понимания требований
- обмен информацией и планами на будущее;
- стимулирование, поощрение и признание
улучшений и достижений у
Прежде чем приступить к разработке материалов по развитию и совершенствованию системы менеджмента качества в вузе должна существовать мотивация высшего руководства образовательного учреждения к ее совершенствованию и решение, оформленное приказом. Руководство вуза играет лидирующую роль и личным примером демонстрирует свою приверженность культуре качества.
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
Стадии формирования (совершенствования, развития) системы менеджмента качества вуза направлены на создание целостной системы документирования (описаний) процессов, связанных с гарантией качества основных видов его деятельности.
1-й этап. Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
Согласно требованиям
На основе всестороннего изучения и оценки текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, рынка труда, потребителей и заинтересованных сторон, включая персонал, руководством вуза должна быть сформулирована стратегия развития вуза в области качества, которая определяет:
- политику вуза в области
качества образовательной и
- стратегические цели внедрения системы менеджмента качества;
- ожидаемые результаты и механизмы их достижения;
- гарантии реализации стратегии развития и политики качества.
Стратегия может включать в себя формулировку миссии, основных ценностей, видения будущего, целей и задач вуза с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия.
Под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее:
- позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);
- стержневые цели существования
организации (для чего мы
- основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?);
- ключевые обязательства и пути
обеспечения качества
Миссия должна подчеркивать специфику, уникальность данного вуза по сравнению с другими вузами. В число основных ценностей могут включаться: потребители и другие заинтересованные стороны (студенты, работодатели, общество и т.п.), персонал вуза и научные школы, имидж вуза на региональном, национальном и международном уровнях, открытость вуза для общества, материально-техническая база, современные технологии обучения и др.
Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния вуза по всем его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для вуза области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха. Видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив.
Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Политика должна:
- соответствовать
- включать требования по
- постоянно анализироваться на пригодность;
- быть доведена до сведения всего персонала.
Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей вуза. Она определяется высшим руководством вуза, излагается в письменной форме, должна быть официально провозглашена (опубликована) руководством и доведена до сведения всего персонала (его подразделений).
Миссия, видение и политика в области качества должны быть понятны и приниматься всеми. При этом важно, чтобы поставленные цели имели конкретное выражение в виде некоторых измеряемых показателей и характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей.
Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся вузы в области качества. Стратегические цели и задачи вуза должны быть спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и должны найти выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных. Стандарт СТ РК ИСО 9001:2001 требует разрабатывать достижимые и измеримые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять и воплотить на практике.
Для перевода стратегического плана развития вуза в оперативные планы по направлениям деятельности университета, а также в оперативные планы подразделений могут использоваться различные методы: SWOT-анализ (Strength – сильные, Weakness – слабые, Opportunities – возможности, Theats – угрозы); метод сбалансированных показателей (Balanced Score Card – BSC) и другие.
3.5 Обучение руководства и персонала
2-й этап. Обучение руководства и персонала
Необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников вуза, которых планируется задействовать в процессе разработки документации системы менеджмента качества вуза. Целью данного этапа является формирование единых позиций руководства вуза в области качества и подготовки специалистов, способных выполнять разработку соответствующих документов системы менеджмента качества.
В процессе обучения следует уделить
внимание следующим вопросам, связанным
с ключевыми моментами
- анализу фактического
- формированию политики и целей в области качества;
- изменению в организационной структуре;
- выявлению и документированию процессов деятельности;
- внедрению в практику процессов и процедур;
- проведению внутренних аудитов
и непрерывному улучшению деяте
- проведению сертификационного аудита.
Для обучения целесообразно привлечь
представителей консалтинговых компаний,
сотрудников кафедры
На первом этапе обучение должны пройти руководство и члены рабочей группы, на втором этапе – ответственные по качеству и внутренние аудиторы.
Позднее, в процессе развития работ по формированию, развитию и совершенствованию системы менеджмента качества вуза должно проводиться постоянное обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников. Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания, развития и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества.
3.6 Формирование организационной структуры
3-й этап. Формирование организационной структуры
Формирование организационной структуры предполагает:
- четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
- назначение представителя по качеству из состава высшего руководства вуза (как правило, проректор);
- формирование службы/отдела
- формирование совета вуза по качеству;
- назначение ответственных по качеству по университету и в структурных подразделениях;
- создание в вузе рабочих
групп, в функции которых
Стратегические цели и задачи вуза должны быть спроецированы на все уровни управления, структурные подразделения и должны найти выражение в планах конкретных действий и основных мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных. В числе таких действий и мероприятий могут, в частности, быть и мероприятия, связанные с определенными шагами по построению системы менеджмента качества вуза.
Для перевода стратегического плана развития вуза в оперативные планы по направлениям деятельности университета и в оперативные планы структурных подразделений могут использоваться различные методы: SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, имеющихся возможностей и угроз для развития вуза); метод сбалансированных показателей (Balanced Score Card – BSC) и другие.
Цели в области качества могут задаваться в виде планируемых целевых значений показателей процессов (включая характеристики качества продукции). То есть, таких значений показателей процессов, которые необходимо достичь к концу планируемого периода.
По разработанным в вузе процессам и процедурам должны быть распределены полномочия и ответственность и приведены в виде матрицы.
3.7 Определение процессов и их документирование
4-й этап. Определение процессов и их документирование (оформление документов СМК и Руководства по качеству)
При разработке перечня процессов и установлении их последовательности и взаимодействия необходимо учитывать требования СТ РК ИСО 9001-2001 п. 4.1 и стандартов ENQA, а также должны быть учтены все основные, вспомогательные и др.действующие процессы.
В рамках документирования процессов осуществляется:
1. Проведение самооценки (обследование рабочих процессов) и анализ существующей документации.
Для оценки сложившейся в вузе ситуации в области качества рекомендуется провести первичную комплексную самооценку вуза и основных его рабочих процессов.
Существуют различные
Проведение самооценки возможно с использованием разработки типовых анкет для должностных лиц, руководителей структурных подразделений и сотрудников, а также проведением функционального анализа.
В ходе интервью и обработки анкет устанавливаются основные рабочие процессы вуза, упорядочиваются используемые документы, определяются точки пересечения процессов и наиболее критичные места, определяющие качество работы и ее результатов. Результаты самооценки могут служить основой для определенной коррекции стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества и выделении наиболее проблемных моментов.
2. Определение и описание
Процессно-ориентированный подход предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов деятельности вуза и упорядочение документации по уровням. Такое описание является достаточно длительной процедурой и может продолжаться в течение всего периода разработки системы менеджмента качества.