Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности». Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:

Содержание работы

1 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Тенденции и перспективы развития высшего образования в Европе
1.2 Тенденции развития системы образования Беларуси


2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Качество образования: понятие, характеристики и основные
параметры
2.2 Качество образования как объект управления
2.3 Система и механизм управления качеством образования в УВО



3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в управлении образовательной деятельностью
3.1 Сущность системы менеджмента качества
3.2 Система стандартов ISO 9000
3.3 Основные принципы современного менеджмента качества образования
3.4 Формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
3.5 Обучение руководства и персонала
3.6 Формирование организационной структуры
3.7 Определение процессов и их документирование
3.8 Развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества
3.9 Совершенствование системы анализа и принятия решений
3.10 Внедрение и сертификация СМК

3 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
3.1 Что такое СМК?
3.2 Структура и ресурсы СМК
3.3 Документы системы менеджмента качества
3.4 Основа концепции системы качества в УВО


Заключение ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гнетова.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

          Проект закона определяет и основные типы образовательных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования:

          - классический университет,

          - профильный университет (академия),

          - институт,

          - высший колледж.

          В этих учреждениях осуществляется многопрофильная подготовка специалистов по ряду специальностей (классический университет) и профильная подготовка специалистов по одной или нескольким специальностям одного профиля (профильный университет (академия), институт) на двух ступенях высшего образования (классический университет, профильный университет (академия), а при наличии необходимых условий - и институт).

          Первые два типа вузов также призваны осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, вести фундаментальные и прикладные исследования и выполнять функции научно-методического центра по соответствующему профилю и направлению деятельности. Высший колледж осуществляет обучение только на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования.

          Проектом закона также предусматривается построение образовательного процесса на основе принципов государственной политики в сфере высшего образования и обеспечение наиболее полного развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества в целях удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации, а также реализацию академических свобод на основе соблюдения норм законодательства Республики Беларусь, прав и интересов личности. 
          Вузы призваны также осуществлять воспитательный процесс, направленный на формирование нравственной, социализированной и творческой личности, способной к саморазвитию и саморегуляции.

          Содержание воспитательной работы определяется гуманистическими и культурологическими ценностями общества, потребностями студентов, спецификой профессиональной подготовки.

          Таким образом, проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» является ярким свидетельством процесса практического реформирования белорусской высшей школы, которое осуществляется в русле процесса реформирования системы высшего образования в Европейском регионе.

 

    1.2 Тенденции  развития системы образования Беларуси

 

 

Основные тенденции развития высшего  образования Республики

Беларусь

          Мировые тенденции реформирования и модернизации системы образования ставят перед белорусской образовательной системой задачи совершенно нового уровня. Так или иначе, реформы образования направлены на повышение конкурентоспособности образования и формирования имиджа Республики Беларусь как одного из ведущих образовательных и научных центров мира.

 

Тенденции развития системы образования  Беларуси.

          Решение задач, стоящих перед белорусской системой образования, требует масштабного технического и технологического переоснащения учреждений образования, а также повышение эффективности подготовки кадров для сферы образования.

          Формирование эффективной модели конкурентоспособной системы образования, наряду с развитием науки, является важнейшим фактором построение инновационной экономики.

          Таким образом, вектор развития системы высшего образования Белоруссии в данном аспекте задается Болонским процессом и Сорбонской декларацией, подписанной в мае 1998 года министрами Франции, Германии и Великобритании.

          Именно Сорбонская декларация формирует основные критерии повышения качества образования. В первую очередь, эти критерии направлены на:    

          - улучшение международной прозрачности учебных программ (курсов),              

          - признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки и приближения к рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования,

          - содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников,

          - разработку общей системы ступеней и программ высшего  и послевузовского образования.

          Документы, подписанные позднее в Болонье, Праге, Берлине и Бергене лишь укрепили данный вектор.

          Стоит также заметить, что Болонский процесс отнюдь не требует унификации и подчинения национальных образовательных систем. Основной постулат реформирования должен находиться в плоскости повышения качества и конкурентоспособности систем образования государств, развивающихся в русле болонской конвенции.

          И основными критериями качества здесь являются доступность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса.

          Стоит заметить, что по ряду причин экономического и политического характера, Республика Беларусь включилась в процесс формирования единого европейского пространства высшего образования с большим опозданием.  

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции.

Однако лишь в июне 2009 года вопросы  присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу были рассмотрены  и поддержаны вузовским сообществом на выездном заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений «Болонский процесс: возможные позитивные и негативные последствия от присоединения к нему Республики Беларусь» в городе Бресте. Спустя год, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко провел совещание по вопросам развития высшей школы, качеству подготовки специалистов и вопросам присоединения Беларуси к Болонскому процессу. 21 июля 2010 года Президент одобрил позицию по включению Республики в Болонский процесс.

          Присоединение Белоруссии к европейскому пространству высшего образования означает, что республика берет на себя обязательства следовать его принципам, а также выбрала путь построения системы образования доступной и прозрачной для всех участников данного процесса.

          За последние несколько лет Беларусь осуществила заметный рывок в вопросах модернизации образования, применения современных технических средств и инновационных методик образования. Основной лейтмотив реформирования системы образования – повышение качества подготовки кадровой компоненты науки и образования.

          Несмотря на то, что система образования Республики вступила на путь модернизации не так давно, белорусское образование сегодня высоко ценится в мире. Число иностранных студентов белорусских ВУЗов растет с каждым годом. В прошлом году высшие учебные заведения Республики Беларусь насчитывали более 12 000 студентов из 88 стран мира.

 

 

 

2 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

    1. Качество образования: понятие, характеристик и основные параметры. Качество, образование, менеджмент, управление.

 

          Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

          Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

          Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Наиболее точным в концептуальном отношении является следующее определение качества образования.

          Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.

          Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.

Качество процесса формирования профессионализма - это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения студентов к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием, методы презентации знаний.

          Качество результата образования - осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки.

          Каждая из этих характеристик требует отдельного анализа и изучения возможности ее измерения и оценки, учета в практике организации учебного процесса.

          Понятие профессионального образования отлично от понятия профессиональной подготовки. Это не только знания и навыки это профессиональное сознание, которое характеризует многие стороны социального поведения личности - от целей и ценностей до осознания результатов деятельности по критериям реальности и будущего. Это положение имеет решающее значение в понимании качества образования.

          Качество  образования в обобщенном определении и итоговом своем представлении - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

          Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но характер и уровень образования в целом, организационную культуру, ролевую и функциональную готовность к управленческой деятельности, способность к распознаванию и пониманию проблем и творческому поиску их рационального решения, навыки самообразования. Результат образования - это, в конечном итоге, осознание профессии и социальной ответственности.     

          Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности - свойства специалиста - выпускника высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата, которое зависит от цели образования содержания и методологии, организации и технологии. Все это характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а следованно, которыми необходимо управлять. Образование нуждается в системе управления качеством, которую должен иметь каждый вуз. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.

Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем  более успешным может быть управление качеством образования. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования.

          Существует международный опыт управления качеством, который представлен системой тотального (всеобщего) управления качеством ТQМ. Использование этой системы возможно, но только с учетом особенностей образовательных процессов и условий российского менеджмента.

          Система управления качеством может иметь формальную и неформальную основу. Первая определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов, вторая - социально-психологическое отношение персонала к проблемам качества, атмосферу творчества и инициативы. Качество необходимо не только требовать и контролировать, но и мотивировать.

          Систему управления качеством образования нельзя ввести одномоментно. Она формируется последовательно, поэтапно, в соответствии с программой ее становления и развития. Для понимания качества образования очень важно учитывать существование трех уровней познания. Управление качеством может быть ориентировано на один из этих уровней, и оценка качества, в этом случае, должна учитывать это обстоятельство.

          Можно освоить тот или иной предмет на уровне общего понимания основных его положений. В подготовке любого специалиста могут быть такие дисциплины, которые необходимо знать на уровне общего понимания. И эти дисциплины должны быть известны, и занимать определенное место в учебном плане. Не следует их считать второстепенными или необязательными. Они играют свою роль в профессиональном становлении специалиста. Но их объем и методика преподавания должны учитывать именно эту их роль - профессиональный кругозор, основа для лучшего освоения других дисциплин, системность знаний.

Информация о работе Менеджмент качества образовательной деятельности в учреждениях высшего образования