Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение менеджмента неэкономической мотивации предприятия ОАО «Родник», разработка мероприятий по совершенствованию данного метода управления.
Задачами исследования являются:
изучение сущности и значения мотивации;
ознакомление с различными концепциями мотивации;
изучение неэкономических способов мотивации;
- дать краткую характеристику рассматриваемого предприятия;
описать процесс управления на предприятии;
проанализировать внешнюю и внутреннюю среду исследуемого объекта;
определить проблемы, существующие на предприятии в области неэкономической мотивации;
предложить мероприятия для их решения.
Таким образом, основную долю работников составляют работники, занятые в производстве (97%), постоянные работники хозяйства (83%), что говорит о достаточно эффективном использовании кадров предприятия.
Таблица 6. Численность аппарата управления и затраты на его содержание (ОАО «Родник» январь 2006 г.)
Наименование должности |
Кол-во единиц |
Утвержденный разряд |
Утвержденный оклад |
Месячный ФОТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Генеральный директор |
1 |
18 |
4155 |
9556,5 |
Зам. генерального директора по финансам |
0,5 |
16 |
3375 |
3881,25 |
Гл. бухгалтер |
1 |
17 |
3742 |
8606,6 |
Гл. агроном |
1 |
16 |
3375 |
7762,5 |
Гл. экономист |
1 |
14 |
2688 |
6182,4 |
Зав. гаражом |
1 |
14 |
2688 |
6182,4 |
Зав. пасекой |
1 |
13 |
2383 |
5480,9 |
Бригадир |
3 |
13 |
2383 |
16442,7 |
Агроном по защите растений |
1 |
13 |
2383 |
5480,9 |
Агроном по питанию растений |
1 |
13 |
2383 |
5480,9 |
Инженер-электрик |
1 |
14 |
2688 |
6182,4 |
Инженер-теплотех |
1 |
15 |
3039 |
6989,7 |
Инженер по ОТ и ТБ |
1 |
11 |
1863 |
4284,9 |
Начальник охраны |
1 |
10-11 |
1753 |
4031,9 |
Начальник строй цеха |
0,5 |
14 |
1344 |
1545,6 |
Бухгалтер |
1 |
10 |
1642 |
3776,6 |
Бухгалтер |
1 |
12 |
2108 |
4848,4 |
Бухгалтер |
1 |
14 |
2688 |
6182,4 |
Программист |
1 |
9 |
1460 |
3358 |
Нач. отдела кадров |
1 |
11 |
1863 |
4284,9 |
Диспетчер-реализатор |
0,5 |
9 |
730 |
839,5 |
Кассир |
1 |
9 |
1460 |
3358 |
Помощник кассира |
1 |
7 |
1142 |
2626,6 |
Диспетчер гаража |
1 |
7 |
1142 |
2626,6 |
Мед. работник |
0,25 |
11-12 |
496 |
285,2 |
Техник |
1 |
13 |
2383 |
5480,9 |
Инженер по обеспечению безопасности дорожного движения |
0,3 |
11 |
559 |
385,71 |
Мастер цеха по выращиванию грибов |
1 |
14 |
2688 |
6182,4 |
ВСЕГО |
27,05 |
60603 |
142326,8 |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о наличии на предприятии достаточно большого аппарата управления. Особенно это видно на примере бухгалтерии. Подобное разделение труда позволяет наиболее рационально и эффективно решать каждому работнику определенные вопросы. В результате каждый работник в своей сфере достигает совершенства.
В целях повышения
заинтересованности и ответственности
каждого работника в
Материальное стимулирование является одним из экономических методов управления. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Материальное стимулирование работников ОАО «Родник» связано с такими важными показателями, как увеличение производства продукции, улучшение ее качества, рост производительности труда, снижение затрат, прирост прибыли.
ОАО «Родник» самостоятельно устанавливает размеры тарифных ставок, также как должностные оклады руководителям, специалистам, служащим, обслуживающему персоналу (Положение ОАО «Родник» об оплате труда).
Наряду с основной оплатой в ОАО «Родник» используют различные доплаты и премии.
Премия начисляется на установленный должностной оклад за фактически отработанное время с учетом доплат за:
Всем рабочим (постоянным и временным) ежемесячно выплачивается премия в размере 100 % к основному заработку за выполнение норм выработки, соблюдение трудовой дисциплины, экономное расходование материальных средств (семян, удобрений, ядохимикатов и др.) при условии отработки полного месячного фонда рабочего времени.
Также Положением ОАО «Родник» об оплате труда руководителю предприятия предоставляется право дополнительно проводить с учетом конкретных условий и результатов производства по согласованию с комитетом профсоюза премирование рабочих как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений по показателям производственной деятельности в размере не более 5 месячных окладов, исчисленных с учетом оплаты (доплаты) за продукцию, в год на работника.
У рабочих всех категорий не возникает права на получение премии за:
Премирование оформляется рапортом.
Порядок премирования рабочих устанавливается приказом директора предприятия. Размеры премий устанавливаются с учетом эффективности и особенностей производства, сложившихся на предприятии, трудового вклада коллектива каждого подразделения или отдельного работника. В случае недостатка фонда заработной платы для премирования рабочих могут быть использованы средства фонда материального поощрения, а при его недостатке - за счет и в пределах фонда заработной платы (с учетом резервного фонда).
Конкретные размеры фонда материального поощрения, порядок его распределения, условия и размеры премирования определяется дирекцией предприятия с последующим утверждением общим собранием акционеров.
Моральное стимулирование. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание
морального климата в
В ОАО «Родник» используется индивидуальное моральное стимулирование. Социально-психологическую основу морального поощрения составляют искреннее уважение и доверие, всегда возникающие к человеку, хорошо делающему свою работу.
Моральное стимулирование производится награждением грамотой за какие-либо работы (повышение производительности труда, прирост прибыли), за научно-технические знания и т. п.
Стиль управления - это типичная манера и способ поведения менеджера.
По критерию участия исполнителей в управлении, стили классифицируются на:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 3).
Рис. 3. Стили руководства
В работе руководителя выделяются несколько стилей, за счет чего достигается наибольший эффект деятельности. Наиболее доминирующим является демократический (сопричастный) стиль. Руководитель информирует подчиненных о положении дел в коллективе, советуется с ними, ставит вопросы на обсуждение коллектива, прислушивается к его мнению, стремится к общению с подчиненными.
Хотя в отдельных случаях руководителю просто необходимо использовать авторитарный стиль управления, например, в кризисных ситуациях (аварии, трудовые конфликты). Таким образом, в деятельности управленец применяет разные стили руководства, т.к. в разных ситуациях он должен находить наиболее эффективные подходы для решения проблемы.
Таблица 1.Значимость факторов внешней среды.
Группа факторов внешней среды |
Значимость факторов ( ) |
Потребители |
3 |
Поставщики |
2 |
Конкуренты |
2 |
Профсоюзы |
1 |
Законы и государственные органы |
2 |
Научно-технический прогресс |
3 |
Состояние экономики |
2 |
Социокультурные факторы |
2 |
Политические факторы |
1 |
Международное окружение |
2 |
Сила факторов внутри каждой группы оценивается в диапозоне от –5 (сильная опасность), через ноль до +5 (сильная возможность). Результаты оформляются в виде таблицы (таблица 2). Сила воздействия определяется по формуле
Где Qij – сила воздействия; - значимость I-й группа факторов; Pij –оценка силы воздействия.
Итоговая оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия группы факторов (таблица 3).
Таблица 2.Анализ факторов внешней среды.
Группа факторов(i) |
Значимость ( ) |
Фактор (ij) |
Оценка фактора |
Сила воздействия (Qij) | |||
-5 |
Pij |
+5 |
опасности |
возможности | |||
1.Потребители |
3 |
1.1.Общественные потребности |
|
-2 |
|
-6 |
|
1.2.Доходы различных |
|
+2 |
|
+6 | |||
1.3.Динамика спроса и предложения |
|
+1 |
|
+3 | |||
1.4.Жизненный цикл спроса |
|
+1 |
|
+3 | |||
2.Поставщики |
2 |
2.1.Цены на факторы производства |
|
-3 |
|
-6 |
|
2.2.Тарифы на энергоресурсы |
|
-1 |
|
-2 |
|||
2.3.Ставка процентов по кредитам |
|
-2 |
|
-4 |
|||
2.4.Уровень предложения на рынке рабочей силы |
|
-2 |
|
-4 |
|||
3.Профсоюзы |
2 |
3.1.Активность профсоюзов в защите прав трудящихся |
|
-1 |
|
-2 |
|
4.Законы и государственные органы |
1 |
4.1.Разделение полномочий федеральных и региональных органов власти |
|
-1 |
|
-1 |
|
4.2.Жесткость государственного регулирования экономики |
ужесточится |
-1 |
ослабеет |
-1 |
|||
4.3.Способ организации и действия предприятия |
|
+2 |
|
+2 | |||
5.Конкренты |
3 |
5.1.Интенсивность конкуренции |
|
-4 |
|
-12 |
|
5.2.Удовлетворенность
конкурента своим настоящим |
Неудов. |
+2 |
Удовл. |
+6 | |||
5.3.Уязвимость конкурента |
|
-3 |
|
-9 |
|||
5.4.Эффективные ответные меры со стороны конкурента |
Неэф |
+2 |
Эфф. |
+6 | |||
6.Научно-технический прогресс |
3 |
6.1.Возможности новых технологических разработок |
|
+1 |
|
+3 | |
6.2.Темпы обновления технологии |
|
-2 |
|
-6 |
|||
6.3.Состояние системы развития |
|
+1 |
|
+3 | |||
6.4.Уровень технологии конкурентов |
|
-2 |
|
-6 |
|||
7.Состояние эконмоики |
2 |
7.1.темпы инфляции |
|
-4 |
|
-8 |
|
7.2.Бюджетный баланс |
|
+1 |
|
+2 | |||
7.3.Уровень занятости |
|
+1 |
|
+2 | |||
7.4.Стабильность курса рубля |
|
+1 |
|
+2 | |||
8.Социокультурные факторы |
2 |
8.1.Условия жизни различных социальных групп |
|
-1 |
|
-2 |
|
8.2.Социальная напряженность в обществе |
|
-1 |
|
-2 |
|||
8.3.Имидж организации в обществе |
|
+2 |
|
+4 | |||
8.4.Движение в защиту прав потребителей |
|
-1 |
|
-2 |
|||
9.Политические факторы |
2 |
9.1.Льготы и свободные экономические зоны |
|
+1 |
|
+2 | |
9.2.Антимонопольная политика |
|
+2 |
|
+4 | |||
9.3.Таможенная политика |
|
+1 |
|
+2 | |||
9.4.Инвестиционная политика |
|
-1 |
|
-2 |
|||
10.Международное окружение |
1 |
10.1.Возможности, вызванные международных и региональных организаций |
-1 |
|
-1 |
||
10.2.Изменения валютного ний в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков |
+1 |
|
+1 | ||||
10.3.Зарубежные стратегии
защиты или расширения |
|
-1 |
|
-1 |
Информация о работе Менеджмент неэкономической мотивации предприятия ОАО «Родник» г. Челябинска