Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 05:58, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования и развития организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Введение……………………………………………………………….…..3
1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании «Уют»………………………………………………....4
1.1 История создания и развития предприятия……………………….…4
1.2 Современное состояние деятельности предприятия…………….….6
2. Анализ системы управления организацией………………………..….7
2.1 Стратегическое и текущее планирование на предприятии………...7
2.2 Анализ внутренней среды организации………………………….…10
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………..23
3. Совершенствование системы управления организации…………….27
3.1 Разработка планов, определение цели и миссии …………………27
3.2 Формирование корпоративной культуры …………………………30
3.3 Внедрение маркетингового менеджмента…………………………32
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………37
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Краткая характеристика
производственно-хозяйственной
1.1 История создания и развития предприятия……………………….…4
1.2 Современное состояние деятельности предприятия…………….….6
2. Анализ системы управления организацией………………………..….7
2.1 Стратегическое и текущее планирование на предприятии………...7
2.2 Анализ внутренней среды организации………………………….…10
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………..23
3. Совершенствование системы управления организации…………….27
3.1 Разработка планов, определение цели и миссии …………………27
3.2 Формирование корпоративной культуры …………………………30
3.3 Внедрение маркетингового менеджмента…………………………32
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………37
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования и развития организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, анализ и оценка системы управления и выявление путей усовершенствования системы управления организации, с помощью различных методов.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Все изменяется в окружающем нас мире и в нас самих. Для нашей страны последние десятилетия двадцатого века и первое десятилетие двадцать первого века характеризовались постоянной чередой политической и социальной стабильности с периодами неустойчивости, экономических спадов и взлетов, финансовых и валютных потрясений.
Новое время - это время технологических переворотов, появление принципиально новых инноваций, приводящих практически одномоментно к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношении сил конкурентов - все это заставляет организацию постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, использовать стратегическое мышление, стремясь определить надвигающиеся изменения.
Характеристика любой организации невозможна без четкого отражения влияние факторов внешней среды и оценки факторов внутренней среды на цели развития организации и характер ее деятельности. Важно уметь определять сущность окружающей среды, потенциал внутренней среды и характер их влияния на управление организацией.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «УЮТ»
1.1 История создания и развития предприятия
Современная действительность такова, что на рынке существует огромное множество предприятий и организаций различных форм собственности, направлений деятельности, с различным уровнем доходов и кадровой обеспеченности. Все эти предприятия живут, развиваются, некоторые становятся лидерами, другие стремятся удержать, уже имеющиеся позиции, а третьи, не выдержав конкурентной борьбы, прекращают свое существование.
Как известно, преуспевающее предприятие - это, прежде всего, эффективное управление, основанное на мировых достижениях и использующее основы современного менеджмента.
Предметом данной курсовой работы как раз и станет изучение, рассмотрение и анализ управленческой деятельности одного из предприятий города Улан-Удэ.
Компания «Уют» известна на рынке Бурятии уже более десяти лет. Некогда небольшое предприятие на сегодняшний день известно как сеть магазинов в городе Улан-Удэ и районах республики.
Компания «Уют» основана в 2001 году. Все начиналось с двух небольших торговых точек. Основной вид деятельности предприятия на тот момент - торговля бытовой техникой, бензо- и электроинструментами, хозтоварами и садовым инвентарем. В состав компании на тот момент входило два индивидуальных предпринимателя, у одного розничная сеть магазинов (работает без НДС), другой занимался складом (работает с НДС).
С 2001 по 2005 гг. - предприятие имело две торговые точки в г. Улан-Удэ (общей площадью 86 кв.м) , в 2006 и 2007 гг. открыло еще три торговые точки (170 кв.м). В 2008 году компания пересмотрела ассортимент товаров, из ассортимента была практически выведена бытовая техника, зато ассортимент инструментов был значительно расширен, введено много новых позиций (запчасти, станки и оборудование, садово-парковая техника и прочая специализированная техника). Также компания открыла авторизованный сервисный центр.
2009 год - открыт магазин «Уют» в поселке Авиазавода (310 кв. м). Магазин самообслуживания требовал гораздо большего ассортимента, поэтому вновь был пересмотрен ассортимент и введены новые (для компании) группы товаров, такие как: товары для внутренней отделки помещений, бытовая химия, хозтовары, посуда (стекло, эмаль, пластик), крупная и мелкая бытовая техника, домашний текстиль. В 2009 году на базе Буркоопсоюза компания «Уют» открыла еще одну торговую точку, с аналогичным (магазину «Уют» на Авиазаводе) товарным рядом и площадью 60 кв.м.
2009 год был важен для компании еще и тем, что у компании появился свой сайт: yut-market.ru, где можно увидеть полный ассортимент товаров, ознакомиться с характеристиками понравившегося товара и осведомиться есть ли данный товар в настоящее время в продаже.
В 2009 году компания "Уют" вывела на рынок Бурятии свои торговые марки - "Krum", "Shark" и "Родник". В состав компании вошли еще один Индивидуальный предприниматель1 (владеет частью розничных точек) и Общество с Ограниченной Ответственностью "Восток-транзит"2, которое и осуществляет закупку в Китае товаров под данными торговыми марками.
В 2010 г. несколько торговых точек меняли свое местоположение, пересматривался их ассортимент.
В 2010 году компанией был открыт магазин в с. Хоринск, площадью в 200 кв.м. Чтобы успешно работать в сельской местности, был существенно дополнен ассортиментный ряд, к уже имеющейся продукции добавили - мебель, канцелярию, игрушки, строительные материалы, крепеж, элетрику, домашний текстиль (шторы, тюль, покрывала, и т.д.)
1.2 Современное состояние объекта
На сегодня компания "Уют" - это сеть магазинов в городе Улан-Удэ, состоящая из 8 магазинов и один магазин в с. Хоринск. Основной вид деятельности - розничная торговля, хотя нужно отметить, что компания осуществляют еще и мелкооптовую торговлю. Предприятие давно работает на рынке Бурятии, и одно из первых внедрило систему дисконтных карт, поэтому число постоянных клиентов компании "Уют" очень велико, до сих пор приходят клиенты, которые покупали дисконтные карты еще в 2001 году. И вот как раз для таких клиентов, которые давно работают с компанией, часто производят закупки на крупные суммы и разработана система мелкооптовой продажи. Также для удобства крупных организаций, строительных и отделочных бригад в компании работает отдел торговых представителей, которые заключают договора на отгрузку, предоставляют 30-дневную отсрочку платежа и осуществляют доставку товара до клиента.
Ведется большая работа в области внедрения и продвижения на рынок своих торговых марок. Расширяется ассортимент товаров, выпускаемых под этими торговыми марками, прорабатывается очень важный для покупателя показатель - соотношение цена - качество. Предприятие стремится предоставить покупателям доступный товар, хорошего качества.
Очень важным показателем в деятельности предприятия является - сезонность, т.е. электроинструменты, как правило, пользуются повышенным спросом в весенне-летний период, осенью торговля идет на спад, а зимой данный товар практически не пользуется спросом. Чтобы компания могла чувствовать себя комфортно в зимний период в ассортиментный ряд были введены такие группы товаров, которые пользуются спросом в течение всего года и которые можно представлять в виде подарков к праздникам, это бытовая техника, текстиль, игрушки и т.д. Также предприятием была разработана система подарочных карт.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1 Стратегическое и
текущее планирование в
Планирование в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Планирование начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать ориентиры в направлении работы всей организации, сформулировать миссию, цели, стратегии, программы, ресурсы и способы их распределения.3
То есть планирование должно охватывать весь процесс работы предприятия, а начинаться оно должно еще до того момента, как начнет работать предприятие. Ведь план - это развернутая во времени система решений взаимосвязанных проблем, учитывающая возможность изменения среды и позволяющая организации достичь такого состояния, при котором реализуются нормативные требования и личные цели руководителей и персонала. Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией. Согласно А.С. Макаренко: «План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План - это тонкое кружево норм и отношений».
Существует три основных типа планов:
1. Планы-цели - это набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами (хотя последние приблизительно рассчитываются). У всех целей и подцелей должны быть ответственные. Такого рода планы используются при больших сроках, либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий.
2. Планы для повторяющихся
действий - предписывают сроки и
порядок осуществления действий
3. Планы для неповторяющихся действий - создаются для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов, сетевых графиков и пр.
По срокам выполнения планы делятся на долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от года до пяти лет), краткосрочные (до года). Оперативные планы - являются разновидностью краткосрочных планов, они составляются на срок от одной смены до одного месяца.
По обязательности выполнения выделяют директивные (обязательные) и индикативные (ориентирующие, рекомендательные) планы. По содержанию плановых решений выделяют следующие планы: стратегические (долгосрочные), тактические (краткосрочные и среднесрочные), оперативно-календарные (текущие), бизнес-планы (предназначены для оценки того или иного мероприятия), целевые комплексные программы (направлены на обеспечение эффективного развития социально-экономической системы предприятия
По степени охвата планы делятся на общие и частичные.
Предмет планирования - цели, ресурсы, действия и их системы (программы). Объект планирования - отдельные сферы деятельности фирмы (производство, сбыт, финансы, персонал). Также планы могут быть агрегированными, детальными, жесткими и гибкими.
В процессе своей работы компания "Уют" не сформулировала миссию. Т.к. цель - это конкретизация миссии организации, четко определить цели компании я не могу. Думаю, основной целью компании, как любой коммерческой структуры является - получение прибыли. Задачи для достижения этой цели на разных этапах развития компании были различными, вернее они корректировались: первоначальной задачей было - внедриться на рынок, затем нужно было удержаться на рынке, следующая задача - расширение торговой сети. На сегодня, компания немного скорректировала цель и поставила новую задачу - внедрить на рынок Бурятии товары под собственными торговыми марками, отсюда новая цель - укрупнение доли рынка и получение максимальной прибыли. Тут нужно заметить, что опираться на пять основных черт для определения специфики и свойств цели я не могу, т.к. на практике поставленная цель бывает конкретной, но не измеримой (пример: увеличение доли рынка, цель конкретная, но не подкреплена цифровыми данными, значит, не измерима); не определенной во времени (ввести на рынок Бурятии товары под своими торговыми марками - не оговаривается какой товар в какое время должен быть введен); адресность и направленность (пример: продавцы должны выполнить план по выручке, а необходимый в данный момент товар не был вовремя закуплен); согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации (пример: перед менеджером по рекламе ставится цель - провести зимнюю рекламную кампанию, но ресурсные возможности компании в зимний период очень ограничены, отсюда противоречие); контролируемость (что можно говорить о контроле, если цели задаются руководителем неверно).
Процесс планирования в компании четко не описан: кто должен составлять планы, от какой информации исходить, на что опираться, какие задачи ставить перед подчиненными, в каком направлении развиваться? Отсюда неоднократный пересмотр ассортимента (введение и выведение из него направления бытовой техники), открытие и закрытие торговых точек.
Общего плана развития для торговой сети не существует. Планы существуют на уровне текущего планирования для отдельных торговых точек (от одного дня до месяца) и стратегического планирования. Среднесрочные планы практически не составляются, а если даже они составляются, то в большинстве случаев не выполняются, либо выполняются не в полном объеме.