Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 05:58, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования и развития организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Введение……………………………………………………………….…..3
1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании «Уют»………………………………………………....4
1.1 История создания и развития предприятия……………………….…4
1.2 Современное состояние деятельности предприятия…………….….6
2. Анализ системы управления организацией………………………..….7
2.1 Стратегическое и текущее планирование на предприятии………...7
2.2 Анализ внутренней среды организации………………………….…10
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………..23
3. Совершенствование системы управления организации…………….27
3.1 Разработка планов, определение цели и миссии …………………27
3.2 Формирование корпоративной культуры …………………………30
3.3 Внедрение маркетингового менеджмента…………………………32
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………37
Как я уже говорила выше большая часть товаров аз ассортимента компании "Уют" имеет ярко выраженный сезонный характер. Это в свою очередь подразумевает четкое планирование ассортимента и количества товара по сезонам. Таким образом, прослеживается следующая закономерность - цель четко не сформулирована, план не проработан (персоналу озвучивается цифра - план выручки на месяц, а рычаги, с помощью которых должно достигаться выполнение плана не прописываются), перед персоналом не ставится четкая, количественная (сколько штук) и качественная (какого товара нужно продать) задача, отсюда - невыполнение плана или его частичное (отдельными торговыми точками) выполнение.
2.2 Анализ внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
Основной целью работы
большинства организаций
Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов.
Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура
Структура организации
отражает сложившееся в организации
выделение отдельных
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.
Задачи
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Технология
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.
Технология подразумевает станд
Люди
Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
Рисунок 2
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:
Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций.
Теперь вкратце рассмотрим внутреннюю среду компании «Уют».
Внутренняя среда имеет
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
На сегодняшний день штат сотрудников компании составляет около 80 человек.
Средний возраст и образование:
Коллектив компании довольно молод. Среди сотрудников сложилось такое мнение, что устроиться на работу в компанию «Уют» не сложно и не очень престижно.
Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Но и здесь в компании «Уют» возникают проблемы. Коллектив совершенно не умеет работать в команде, даже среди одного отдела. Такая ситуация возникла отчасти из-за того, что долгое время компания «Уют» была очень мелкой торговой компанией. И лишь с 2008 года начался интенсивный рост. Этому способствовало решение руководителя расширить компанию и нанять в штат опытного специалиста по продажам, сформировать отдел закупа, ввести должность менеджера по рекламе.
Следует отметить, что все эти годы компания учится работать вместе. Постепенно сформировались отделы, стало понятно, кто, чем занимается и кто за что отвечает.
В компании «Уют» все решения принимает только руководитель. Любые предложения сотрудники того или иного отдела, согласуют непосредственно с руководителем компании. Также руководители отделов должны согласовывать свои действия с высшим руководством.
В компании не приветствуется самостоятельное принятие решений, хотя директор порой требует, чтобы какие-то рабочие моменты решались без его вмешательства, но если такое все-таки происходит, остается недовольным.
В компании практически отсутствует продвижение по карьерной лестнице (кроме продавцов, которые впоследствии могут стать старшими продавцами своих торговых точек). Также в компании отсутствует возможность дополнительного образования. Практически не бывает командировок, персонал не принимает участие в семинарах. Полностью отсутствует организационная культура.
Основу системы мотивации на предприятии составляет выплата заработной платы и ее премиальной части. Это касается отдела сбыта, а именно продавцов. Они получают премиальную часть, если выполняют месячный план. Если план не выполнен, получают, процент от оборота каждой торговой точки. Что касается оптового отдела сбыта и снабжения, то здесь сотрудникам выплачивается процент от объёма совершённой сделки. Сотрудники остальных отделов получают фиксированную заработную плату, поэтому сложно требовать от них большего, нежели просто выполнять свои должностные инструкции, т.к. они плохо замотивированы.
Мотивация (побуждение к трудовой деятельности, стимулирование определенного поведения работника) также обусловлена самими условиями труда, его организацией, уровнем управления предприятием и другими факторами.
Кроме материальных поощрений (зарплата) в компании никак не развита другая система поощрений, к примеру, грамоты, благодарности или материальная помощь.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру (рис.2.)
Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации (маркетинг, закуп, сбыт, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу