Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:54, курсовая работа
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Развитие социального туризма в России и на региональном уровне 4
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование 9
социального туризма на региональном и муниципальном уровнях
ГЛАВА II. РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
2.1 Возможности развития туризма в Туркменистане. 16
2.2 Разработка программ. 19
2.3 Калькуляция тура. 22
Заключение 26
Литература 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование 9
социального туризма на региональном и муниципальном уровнях
ГЛАВА II. РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
2.1 Возможности развития туризма в Туркменистане. 16
2.2 Разработка программ. 19
2.3 Калькуляция тура. 22
Заключение 26
Литература 28
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном законе «Об
основах туристской
В странах Европейского союза социальный
туризм ассоциируется с клиентурой
с низкими доходами, которые не
позволяют получать высококачественные
туристские услуги. Эта категория
граждан нуждается в льготах
социального характера. К ней
относятся в первую очередь многодетные
семьи, дети-сироты, воспитанники детских
домов и школ-интернатов, учащаяся
и работающая молодежь, пенсионеры,
инвалиды и малоимущие граждане. По
оценкам отечественных
Практика проведения социальных туров
в России и за рубежом показывает,
что их организация имеет свою
специфику. Особенно это выражается
в работе с ограниченно дееспособными
лицами, в том числе с инвалидами.
Эффективность этой работы напрямую
зависит от наличия и развития
соответствующей
Другая проблема – специализированные кадры. Здесь сказался многолетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело к дефициту профессионального туристского опыта, как пример – обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения или слуха.
Туризм в Туркменистане — это одна из отраслей экономики, которая стремительно развивается в последние годы. Самобытная, уходящая корнями в тысячелетия, культура туркменского народа, разнообразные природные ландшафты, историко-археологические достопримечательности, которыми изобилует древняя туркменская земля, - все это вызывает огромный интерес во всем мире, создает уникальные предпосылки для развития санаторно-курортного отдыха, экологического, археологического, этнографического, спортивного туризма.
В Туркменистане сектор предоставления туристических услуг и развитие спорта регулируется Государственным комитетом по туризму и спорту. Государственный комитет Туркменистана по туризму и спорту — правительственное учреждение, отвечающее за развитие туризма в Туркменистане. Созданный на базе Государственной Туристической Корпорации "Туркменсыяхат", комитет призван решать задачи, связанные с развитием туризма и спорта Туркменистана. Имея статус министерства, комитет работает над правовой базой, задачами статистики и маркетингового анализа, информирования и освещения туристической и спортивной жизни Туркменистана. На территории Туркменистана существует Национальный институт спорта и туризма Туркменистана, который создан при Государственном комитете по туризму и спорту Туркменистана. На сегодняшний день ВУЗ дает образование по следующим специальностям — «Организация и управление туристского бизнеса», «Специальный менеджмент гостиничных и туристских услуг», «Изучение мирового опыта».
Туркменистан обладает богатой историей и культурой, ресурсами, что вызывает интерес к путешествию в эту страну, а также наличием законодательства, нормативно-правовых актов, что способствует безопасности жизни и здоровья туристов, охраны их имущества и окружающей среды.
Гипотеза исследования: социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.
Методы исследования, используемые в данной работе: изучение и анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение.
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1 Развитие социального туризма в России и на региональном уровне
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.
Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и льготы
на предоставляемые туристские путевки
превышали в ряде случаев 50-70% их
стоимости и дотировались профсоюзами
и другими общественными
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.
БИТС является одним из присоединившихся
членов Всемирной туристской организации.
В рамках ВТО и БИТС регулярно
проводятся семинары и конференции,
посвященные проблемам
Монреальской декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация, которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли».
Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже:
· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.
· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.
· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.
· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.
· Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.
· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:
· проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
· отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
· информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
· растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
· формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.
Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.
Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:
1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);
2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица);
4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.
Основные принципы
1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.
2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).
3. работник предприятия, рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.
4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия.
Данная система позволяет
Таким образом, социальный туризм понимается
как сектор туристского рынка, где
покупатели получают субсидии из средств,
выделяемых государством на социальные
нужды, или иных источников покрытия,
в целях создания условий для
путешествий и отдыха школьникам,
работающей и учащейся молодежи из
малообеспеченных семей, пенсионерам,
ветеранам и инвалидам, т. е. лицам,
которым государственные и иные
организации оказывают
В современном мире индустрия туризма
является одной из наиболее доходных
и динамично развивающихся
По данным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место в мире по уровню качества жизни. Туризм на коммерческой, рыночной основе для большинства населения недоступен. Данная тенденция имеет распространение и на региональном уровне.