Менеджмент социалного туризма РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Развитие социального туризма в России и на региональном уровне 4
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование 9
социального туризма на региональном и муниципальном уровнях

ГЛАВА II. РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
2.1 Возможности развития туризма в Туркменистане. 16
2.2 Разработка программ. 19
2.3 Калькуляция тура. 22
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

Менеджмен социалного туризма РФ.docx

— 79.78 Кб (Скачать файл)

 

                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ           2

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

    1. Развитие социального туризма в России и на региональном уровне  4

1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование   9

      социального туризма на региональном и муниципальном уровнях

 

ГЛАВА II.  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ

2.1 Возможности развития туризма  в Туркменистане.     16

2.2 Разработка программ.         19

2.3 Калькуляция тура.         22

Заключение           26

Литература           28

 

                            ВВЕДЕНИЕ

 В Федеральном законе «Об  основах туристской деятельности  в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм  социальный – туризм, полностью  или частично осуществляемый  за счет бюджетных средств,  средств государственных внебюджетных  фондов (в том числе средств,  выделяемых в рамках государственной  социальной помощи), а также средств  работодателей».

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория  граждан нуждается в льготах  социального характера. К ней  относятся в первую очередь многодетные  семьи, дети-сироты, воспитанники детских  домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается  около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Практика проведения социальных туров  в России и за рубежом показывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными  лицами, в том числе с инвалидами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России инфраструктура для организации инвалидного  туризма отсутствует. Имеющиеся  в некоторых общественных местах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного, перемещения  людей, например, с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. В результате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желании путешествовать и постигать Родину.

Другая проблема – специализированные кадры. Здесь сказался многолетний  «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело  к дефициту профессионального туристского  опыта, как пример – обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами  зрения или слуха.

Туризм в Туркменистане — это одна из отраслей экономики, которая стремительно развивается в последние годы. Самобытная, уходящая корнями в тысячелетия, культура туркменского народа, разнообразные природные ландшафты, историко-археологические достопримечательности, которыми изобилует древняя туркменская земля, - все это вызывает огромный интерес во всем мире, создает уникальные предпосылки для развития санаторно-курортного отдыха, экологического, археологического, этнографического, спортивного туризма.

В Туркменистане сектор предоставления туристических услуг и развитие спорта регулируется Государственным  комитетом по туризму и спорту. Государственный комитет Туркменистана по туризму и спорту — правительственное учреждение, отвечающее за развитие туризма в Туркменистане. Созданный на базе Государственной Туристической Корпорации "Туркменсыяхат", комитет призван решать задачи, связанные с развитием туризма и спорта Туркменистана. Имея статус министерства, комитет работает над правовой базой, задачами статистики и маркетингового анализа, информирования и освещения туристической и спортивной жизни Туркменистана. На территории Туркменистана существует Национальный институт спорта и туризма Туркменистана, который создан при Государственном комитете по туризму и спорту Туркменистана. На сегодняшний день ВУЗ дает образование по следующим специальностям — «Организация и управление туристского бизнеса», «Специальный менеджмент гостиничных и туристских услуг», «Изучение мирового опыта».

Туркменистан обладает богатой  историей и культурой, ресурсами, что  вызывает интерес к путешествию  в эту страну, а также наличием законодательства, нормативно-правовых актов, что способствует безопасности жизни и здоровья туристов, охраны их имущества и окружающей среды.

Гипотеза исследования: социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который  полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

Методы  исследования, используемые в данной работе: изучение и анализ научной  и специальной литературы, изучение и обобщение отечественной и  зарубежной практики, сравнение.

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

1.1 Развитие социального туризма в России и на региональном уровне

 В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник»  в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки  превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами  и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные  выше системы социального туризма  распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному  туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно  проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального  туризма. ВТО официально подтвердила  цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к  которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими  прав на отдых».

Монреальской декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского  отдыха для всех, включая многодетные  семьи, молодежь и пожилых лиц, требует  разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация, которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли».

Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже:

· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

   · Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в  области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального  туризма извлечение прибыли как  цель не ставится, а общая тенденция  в развитии международного туризма  направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

· проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

· отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

· информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

· растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

· формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального  туризма, то одна из них - отпускные  чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они  получили в некоторых странах  Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская  национальная ассоциация отпускных  чеков, в Швейцарии - Швейцарская  касса путешествий.

Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие  чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы  отпускных чеков необходимо наличие  и взаимодействие следующих субъектов:

1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);

2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);

3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица);

4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.

   Основные принципы функционирования  данной системы заключается в  следующем:

1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.

2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).

3. работник предприятия, рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.

4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия.

Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему  скидок в предприятиях обслуживания

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где  покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для  путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что  в высокоразвитых странах, таких, как  США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма  отсутствует. Таким образом, центральная  проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит  в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе  добросовестного распределения  финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем.

В современном мире индустрия туризма  является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики.

По данным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место  в мире по уровню качества жизни. Туризм на коммерческой, рыночной основе для большинства населения недоступен. Данная тенденция имеет распространение и на региональном уровне.

Информация о работе Менеджмент социалного туризма РФ