Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:54, курсовая работа
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Развитие социального туризма в России и на региональном уровне 4
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование 9
социального туризма на региональном и муниципальном уровнях
ГЛАВА II. РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
2.1 Возможности развития туризма в Туркменистане. 16
2.2 Разработка программ. 19
2.3 Калькуляция тура. 22
Заключение 26
Литература 28
В социально-экономическом
Особенно обделенными в данной ситуации оказываются социально уязвимые категории жителей региона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходимо развитие социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне.
На данном этапе развития научного
знания понятие «социальный туризм»
не имеет однозначного толкования в
научной и специальной
В основе определения социального туризма были использованы следующие документы: декларации Всемирной туристской организации, принятые на международных конференциях в Брюсселе (1963), Маниле (1980), Акапулько (1982), Софии (1985), Гааге (1989), Монреале (1996), Санкт-Петербурге (1997).
Социальный туризм в широком
понимании отражает массовый характер
потребления туристских услуг. Суть
его в том, чтобы сделать туризм
доступным для как можно
Согласно узкому подходу социальный
туризм – деятельность, осуществляемая
государственными и негосударственными
организациями в интересах
Возрождение и развитие социального туризма на региональном уровне позволяет решить как социальные, так и экономические проблемы региона. Сегодня туристические фирмы в основном ориентированы на высокодоходный зарубежный туризм, значительная часть капитала остается вне страны, ориентация на развитие внутреннего туризма, по мнению ряда исследователей, позволит значительно увеличить доходные поступления в бюджет региона.
Стоит сделать акцент на положительном
влиянии социального туризма
на состояние социальной сферы. Социальный
туризм способствует сокращению безработицы,
улучшению демографической
Сегодня развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя.
В связи с этим, сегодня особо актуальными является теоретическое и практическое исслед ования социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне.
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.
Согласно Всемирному совещанию
по туризму, созванному Всемирной туристской
организацией в Акапулько (Мексика)
в 1982 г., провозглашается «право на отдых,
досуг, оплачиваемый отпуск и на создание
законодательных положений для
облегчения доступа к проведению
отпусков всеми слоями населения».
В данном документе также подчеркивается
необходимость признания
В Российской Федерации современное
самостоятельное развитие отрасли
без государственной поддержки
привело к выживанию
Не реализуются не только целевая
функция туризма —
Объективный анализ позволяет сделать вывод, что стихийное развитие туризма в России за несколько «переходных лет» не только не приносит выгод никому, кроме предпринимателей, но и наносит вред обществу, поскольку валюта уходит за рубеж, отечественный турпродукт не сформирован и разрушается, новые рабочие места создаются лишь на предприятиях, обслуживающих выезжающих российских путешественников.
Каждый гражданин имеет право
на отдых [Статья 37 Конституции РФ].
Кроме того, в Российской Федерации
поощряются создание дополнительных форм
социального обеспечения и
К федеральным нормативно-
В данном законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.
— Федеральный закон от 9.01.1996 г.
№2-ФЗ «О защите прав потребителей», который
регулирует отношения, возникающие
между потребителями и
— Федеральный закон от 21.07.2005 г.
№94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
— Федеральный закон от 11.08.1995 г.
№135-ФЗ «О благотворительной деятельности
и благотворительных
— Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан.
— Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
В Законе сказано, что Правительство
РФ, органы исполнительной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления, организации
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности создают
условия инвалидам для
В Законе гарантируется государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение.
Инвалиды и дети-инвалиды согласно
Закону имеют право на санаторно-курортное
лечение в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида на
льготных условиях. Инвалиды I группы и
дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-
Неработающим инвалидам, в том
числе находящимся в
Работающие инвалиды обеспечиваются
санаторно-курортными путевками по
месту работы на льготных условиях
за счет средств социального
Инвалидам предоставляется 50-процентная
скидка со стоимости проезда на междугородных
линиях воздушного, железнодорожного,
речного и автомобильного транспорта
с 1 октября по 15 мая и один раз
(проезд туда и обратно) в другое
время года. Инвалидам I и II групп
и детям-инвалидам
— Федеральный закон от 22.07.1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан». Этот закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, к правовым документам,
регулирующим отношения в сфере
социального туризма можно
— Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
— Указ Президента Российской Федерации
от 9.03.2004 г. 314 «О системе и структуре
федеральных органов
— Указ Президента РФ от 18.11.2004 г. №1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.)
— Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. №901 «Положение о федеральном агентстве по туризму»
— Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
— Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
— Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»
— Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №165 «Вопросы федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
— Постановление Правительства
РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении
положения о Федеральном
— Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. №280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.
Исключением является Санкт-Петербург,
в котором действует Закон
от 9.07.2003 г. №409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом
развития туризма в Санкт-Петербурге»,
в котором поддержка
В Законе сказано, что финансовая поддержка
социального туризма за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга оказывается
в форме субсидий из средств бюджета
Санкт-Петербурга на частичную оплату
путешествий следующих