Менеджмент социалного туризма РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Развитие социального туризма в России и на региональном уровне 4
1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование 9
социального туризма на региональном и муниципальном уровнях

ГЛАВА II. РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
2.1 Возможности развития туризма в Туркменистане. 16
2.2 Разработка программ. 19
2.3 Калькуляция тура. 22
Заключение 26
Литература 28

Файлы: 1 файл

Менеджмен социалного туризма РФ.docx

— 79.78 Кб (Скачать файл)

В социально-экономическом отношении  Забайкальский край является одной  из неблагополучных территориальных  единиц РФ. Согласно данным исследования проведенного в 2007 году туристической  фирмой «Вокруг света», объем туристов въезжающих в Забайкальский край увеличивается (преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы), а количество жителей Забайкальского края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. По мнению исследователей, данная тенденция связана  с низким уровнем жизни населения  края, возрастанием цен на тур услуги и уменьшением доходов большей части населения.

Особенно обделенными в данной ситуации оказываются социально  уязвимые категории жителей региона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходимо развитие социального туризма, как  в России в целом, так и на региональном уровне.

На данном этапе развития научного знания понятие «социальный туризм»  не имеет однозначного толкования в  научной и специальной литературе, а также в нормативно-правовых документах. Наибольшее распространение  к трактовке данного понятия  получили два подхода – широкий  и узкий.

В основе определения социального  туризма были использованы следующие  документы: декларации Всемирной туристской организации, принятые на международных конференциях в Брюсселе (1963), Маниле (1980), Акапулько (1982), Софии (1985), Гааге (1989), Монреале (1996), Санкт-Петербурге (1997).

Социальный туризм в широком  понимании отражает массовый характер потребления туристских услуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большего количества людей.

Согласно узкому подходу социальный туризм – деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально  уязвимых слоев населения, с целью  реализации их прав на отдых, в той  или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды и иных источников финансирования.

Возрождение и развитие социального  туризма на региональном уровне позволяет  решить как социальные, так и экономические  проблемы региона. Сегодня туристические  фирмы в основном ориентированы  на высокодоходный зарубежный туризм, значительная часть капитала остается вне страны, ориентация на развитие внутреннего туризма, по мнению ряда исследователей, позволит значительно  увеличить доходные поступления  в бюджет региона.

Стоит сделать акцент на положительном  влиянии социального туризма  на состояние социальной сферы. Социальный туризм способствует сокращению безработицы, улучшению демографической ситуации, борьбе с беспризорностью, развитию системы образования, решению проблемы занятости в регионе и др. Вместе с тем за последнее десятилетие  социальный туризм в России практически  прекратил свое существование. Базовое  конституционное положение о  том, что Российская Федерация –  социальное государство, не поддается  реализации, если рассматривать права  граждан, относящиеся к сфере  туризма. Если в 1989 г. около 89% объема предоставляемых  туристских услуг дотировалось органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями, то в настоящее время такая  социальная поддержка предоставляется  фондом социального страхования  лишь отдельным категориям населения, пользующимся путевками в санаторно-курортные  организации и оздоровительные  учреждения, находящиеся на территории РФ.

Сегодня развитие социального туризма  в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя.

В связи с этим, сегодня особо  актуальными является теоретическое  и практическое исслед ования социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне.

 

 

1.2 Правовые основы социального туризма в России и Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.

Согласно Всемирному совещанию  по туризму, созванному Всемирной туристской организацией в Акапулько (Мексика) в 1982 г., провозглашается «право на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для  облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения». В данном документе также подчеркивается необходимость признания государствами  не как роскоши, а как обычной  потребности права всех своих  граждан на проведение отпуска. Для  этого должны быть приняты соответствующие  меры административного, законодательного и финансового порядка, направленные на обеспечение доступа все более  широких слоев населения к  путешествиям. В документе сказано  о необходимости переориентации туристских инвестиций для создания более льготных структур расценок, для вовлечения в туризм людей  со средними и низкими доходами.

В Российской Федерации современное  самостоятельное развитие отрасли  без государственной поддержки  привело к выживанию преимущественно  коммерческих форм и видов туризма.

Не реализуются не только целевая  функция туризма — воспроизводство  биосоциального потенциала человека, но и экономические функции туризма  в национальном и региональном масштабах, что привело к уменьшению доступности  туристских услуг для большей  части населения. Большинство туристских организаций в процессе приватизации превратились в чисто коммерческие предприятия, для которых главной  целью деятельности является получение  прибыли. В результате роль туризма, объем его услуг за годы реформы  значительно упали. На долю России приходится менее 1% мировой туристской продукции. Ухудшается материальная база туризма, свыше 80% ее нуждается в капитальном  ремонте и модернизации. Социальному  туризму, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов

Объективный анализ позволяет сделать  вывод, что стихийное развитие туризма  в России за несколько «переходных  лет» не только не приносит выгод никому, кроме предпринимателей, но и наносит  вред обществу, поскольку валюта уходит за рубеж, отечественный турпродукт не сформирован и разрушается, новые  рабочие места создаются лишь на предприятиях, обслуживающих выезжающих российских путешественников.

Каждый гражданин имеет право  на отдых [Статья 37 Конституции РФ]. Кроме того, в Российской Федерации  поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [Статья 39 Конституции РФ].

К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в  сфере социального туризма, относятся:

В данном законе дается определение  социального туризма, а также  поддержка социального туризма  провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

— Федеральный закон от 9.01.1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», который  регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже  товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

— Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд». Этот закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд, устанавливает  единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма.

— Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового  регулирования благотворительной  деятельности, определяет возможные  формы ее поддержки органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

— Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан.

— Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125 «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации». Этот ФЗ определяет государственную политику в области  социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение  инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

В Законе сказано, что Правительство  РФ, органы исполнительной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, организации  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают  условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха.

В Законе гарантируется государственная  поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий  и организаций, осуществляющих санаторно-курортное  лечение.

Инвалиды и дети-инвалиды согласно Закону имеют право на санаторно-курортное  лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и  дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном  лечении, имеют право на получение  на тех же условиях второй путевки  для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том  числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных  линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп  и детям-инвалидам предоставляется  право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения  и обратно, если законодательством  РФ не установлены более льготные условия.

— Федеральный закон от 22.07.1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан». Этот закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, к правовым документам, регулирующим отношения в сфере  социального туризма можно отнести  нормативно-правовые акты, устанавливающие  структуру органов исполнительной власти РФ, такие как:

— Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации»

— Указ Президента Российской Федерации  от 9.03.2004 г. 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти»

— Указ Президента РФ от 18.11.2004 г. №1453 «О Федеральном агентстве по туризму  и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (с изменениями  от 24 сентября 2007 г.)

— Постановление Правительства  РФ от 31.12.2004 г. №901 «Положение о федеральном  агентстве по туризму»

— Постановление Правительства  РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении  положения о Министерстве здравоохранения  и социального развития Российской Федерации»

— Постановление Правительства  РФ от 6.04.2004 г. №153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации»

— Постановление Правительства  РФ от 6.04.2004 г. №158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»

— Постановление Правительства  РФ от 6.04.2004 г. №165 «Вопросы федерального агентства по здравоохранению и  социальному развитию» 

— Постановление Правительства  РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении  положения о Федеральном агентстве  по здравоохранению и социальному  развитию»

— Постановление Правительства  РФ от 15.06.2004 г. №280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном  из субъектов РФ не принят закон  «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.

Исключением является Санкт-Петербург, в котором действует Закон  от 9.07.2003 г. №409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом  развития туризма в Санкт-Петербурге», в котором поддержка социального  туризма провозглашается одним  из приоритетных направлений политики городских властей.

В Законе сказано, что финансовая поддержка  социального туризма за счет средств  бюджета Санкт-Петербурга оказывается  в форме субсидий из средств бюджета  Санкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий  жителей Санкт-Петербурга: детей-сирот  и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения  родителей, детей из многодетных  и неполных семей; инвалидов и пенсионеров;

Информация о работе Менеджмент социалного туризма РФ