Менеджмент в малом бизнессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – выявить проблемы, с которыми сталкивается менеджер в управлении малым бизнесом и предложить решение этих проблем.
В соответствии с целью исследования я поставила следующий ряд задач:
Изучить роль менеджмента в малом бизнесе.
Выявить основные особенности менеджмента.
Определить основные стили управления.
Выявить наиболее популярные методы управления организацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основы управления малым бизнесом. 6
1.1Сущность менеджмента. Основные цели и задачи. 6
1.2 Роль, место и функции малого предпринимательства в современной России. 10
1.3 Особенности менеджмента в малом бизнесе. 15
2.Стиль и методы руководства малым предприятием. 21
2.1 Основные стили управления организацией 21
2.2 Конфликты внутри организации. 26
2.3Методы управления. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 39

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 83.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3

1.Основы управления  малым бизнесом. 6

1.1Сущность менеджмента.  Основные цели и задачи. 6

1.2 Роль, место и  функции малого предпринимательства  в современной России. 10

1.3 Особенности менеджмента  в малом бизнесе. 15

2.Стиль и методы  руководства малым предприятием. 21

2.1 Основные стили  управления организацией 21

2.2 Конфликты внутри  организации. 26

2.3Методы управления. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Время, в которое мы живем, эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую  перестройку.

Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким поворотам  судьбы, к конкуренции, определяют словом «вызов» (challeng). По их понятию, каждый вызов  таит в себе для личности, организации, страны, как возможности, так и  угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего  прочего, нужно овладевать новым  знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого  знания, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства  менеджмента.

С легкой руки американцев  это английское слово стало известно сегодня практически каждому  образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски «управление» функция, вид деятельности по руководству  людьми в самых разнообразных  организациях. Менеджмент это также  область человеческого знания, помогающего  осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров это определенная категория  людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных  структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и  малый бизнес. По количеству это  более 95% всех фирм, по значению это  наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время  полигон технического прогресса  и других нововведений. Для большинства  населения это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе  значит выжить, устоять, вырасти. Как  это сделать тоже вопрос эффективного менеджмента.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что развитие эффективного малого предпринимательства  является чрезвычайно важной проблемой  в экономическом и в социальном плане. Социальную и социально-психологическую  значимость развития и укрепления предпринимательских  тенденций и малых предприятий  для нашей страны в современных  условиях трудно переоценить. На сегодняшний  день основополагающими целями экономической  политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов людей; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел  и перспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства.

В условиях современной России происходит изменение социально-экономических  условий (в масштабах страны, региона, отрасли), в которых работают организации, все большую роль в решении  организационных задач играет качество трудовых ресурсов (управленческого  персонала и исполнителей). Экономическая  деятельность любой организации  зависит от социально-психологических  характеристик персонала, от того, как  работники реагируют и решают проблемы, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности. Руководителю для организации эффективной  работы своей организации через  оказание влияния на коллектив, важно  знать социально-психологические  характеристики персонала и особенности  организационной культуры, сложившейся  в организации.

Основная цель данной курсовой работы – выявить проблемы, с  которыми сталкивается менеджер в управлении малым бизнесом и предложить решение  этих проблем.

 

В соответствии с целью  исследования я поставила следующий  ряд задач:

    • Изучить роль менеджмента в малом бизнесе.
    • Выявить основные особенности менеджмента.
    • Определить основные стили управления.
    • Выявить наиболее популярные  методы управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основы управления малым  бизнесом.

1.1Сущность менеджмента.  Основные цели и задачи.

Применительно к предпринимательской  деятельности, менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента. [8]

Наиболее  часто используемые подходы к  определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе представлены на рис.1.

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально  подготовленные специалисты формируют  организации и управляют ими  путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента  предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры  обеспечивают условия для производительного  и эффективного труда занятых  в организации работников и получение  результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и  умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения  людей, работающих в организации. Это  является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния  на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.[5]

Умение ставить и реализовывать  цели, точно знать, что предстоит  сделать и как сделать это  самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья  работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

 

 

Рис.1 Подходы к определению  понятия “менеджмент”.

Как область знаний, как  наука менеджмент представляет всю  сумму знаний накопленную за сотни  тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого  труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

Понимание менеджмента как  искусства управления базируется на том, что организации - это сложные  социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные  факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый  главный фактор, учет которого требует  не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Таким образом, менеджмент —  это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

• ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и организацию  производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и  могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к  повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение  оптимальных результатов;

• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

• конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных  подразделений выявляется на рынке  в процессе обмена;

• необходимость использования  современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных  расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. [9]

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника..

Менеджмент призван создавать  условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль  является не причиной существования  фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения  в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры  в отрасли или в стране в  целом, в условиях торговли на мировых  товарных рынках. Отсюда постоянное наличие  риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление  риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
  • разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;
  • выработка системы мероприятии для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля за выполнением поставленных задач. [1]

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения  все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.

1.2 Роль, место и  функции малого предпринимательства  в современной России. 

Малый бизнес в России начал  зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения  и научно-технические центры не рассматривались  тогда как отдельные самостоятельные  субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные  представители малого бизнеса вышли  как раз из тех, уже забытых  многими, структур.

В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым  предприимчивым людям возможность  заниматься предпринимательской деятельностью  на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы  стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать  перед чиновниками, с экранов  телевизоров и т.д. Отдельные активисты  баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов произошел  процесс приватизации старых государственных  предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение  государственной собственности  способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку  государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно этот период (92-93 гг.) явился началом развития теневой  экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию  «серых» схем, «черной» кассы, двойной  бухгалтерии и т.д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные  проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных  технологий сменились на далекие  от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

Информация о работе Менеджмент в малом бизнессе