Менеджмент в малом бизнессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – выявить проблемы, с которыми сталкивается менеджер в управлении малым бизнесом и предложить решение этих проблем.
В соответствии с целью исследования я поставила следующий ряд задач:
Изучить роль менеджмента в малом бизнесе.
Выявить основные особенности менеджмента.
Определить основные стили управления.
Выявить наиболее популярные методы управления организацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основы управления малым бизнесом. 6
1.1Сущность менеджмента. Основные цели и задачи. 6
1.2 Роль, место и функции малого предпринимательства в современной России. 10
1.3 Особенности менеджмента в малом бизнесе. 15
2.Стиль и методы руководства малым предприятием. 21
2.1 Основные стили управления организацией 21
2.2 Конфликты внутри организации. 26
2.3Методы управления. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 39

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 83.21 Кб (Скачать файл)

Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к  тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована  на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться  на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской  деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое  законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить  много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый  бизнес наталкивается на бюрократические  процедуры, процесс регистрации  предприятий усложняется.

Последнее время государство  пытается упростить процесс регистрации  малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур.

Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная  политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства  в России.

Особенностей малого бизнеса  России по сравнению с другими  странами, а также по сравнению  со средним или крупным бизнесом:

  1. Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах  малый бизнес играет важную роль в  формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом  деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное  производство (всего около 6%). На сегодняшний  день это важнейшая задача государства  в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных  на наукоемкие и высокотехнологичные  отрасли.

  1. Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной  особенностью развития малого бизнеса  в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент  предприятий функционирует в  сфере теневой экономики. Используя  «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые  выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда  предпринимателям установили большие  налоги. Часть предприятий перестала  существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех  пор, налоговое время существенно  снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая  проблема на уровне государства.

  1. Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России характеризуется  острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального  капитала. Весь с трудом собранный  стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий  не всегда совпадает временем обращения  капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним  или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые  предприятия становятся банкротом.

  1. Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности  вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части  внешних факторов (инфляции, энергетического  кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый  представитель малого бизнеса в  России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает  свою деятельность. [3]

Основные характеристики малого бизнеса в России:

  1. Гибкость малого бизнеса.

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют  на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый  бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история  развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал  российскую экономику на трудном  этапе экономического развала и  политической нестабильности.

  1. Экономичность малого бизнеса.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно  арендовать, не нужно капитальное  строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств  малого бизнес выше, средний уровень  заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

 

  1. Узкая специализация малого бизнеса.

Именно узкая специализация  малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре  рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению  с более крупным бизнесом, который  направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

  1. Развитие регионального рынка.

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального  рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки  и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается  большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы. [3]

Анализируя современное  состояние развития малого бизнеса  в РФ можно сказать, что общемировой  финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены  значительно сокращать масштабы своей деятельности.

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления  сложившейся ситуации. Так, в четвертом  квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция  к снижению деловой активности малых  предприятий. По итогам третьего квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу  малого предпринимательства, также  продолжили снижаться.

1.3 Особенности менеджмента  в малом бизнесе.

Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или  иной степени влияет на особенности  управления конкретной фирмой. Среди  таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и  состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и  ассортимент выпускаемой продукции  или услуг, организационную структуру  предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации  управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности  работающих на предприятии имеет  свою специфику и менеджмент. В Японии, например, в этой связи выделяют три уровня управления:

  1. Неорганизованное управление – соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, само управление ведется на элементарном уровне.
  2. Организованное управление – характерно для предприятий с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно управлять хозяйством.
  3. Научно обоснованное организованное управление – соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. Н а таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области. [10]

Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в  небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости  иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких  фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку  отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени  на управленческую деятельность и в  конечном итоге отрицательно сказывается  на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная  задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с  учетом всех факторов конкретного предприятия  определить оптимальную систему  управления в целях достижения успеха.

Главным критерием современной  системы управления является обеспечение  эффективности и конкурентоспособности  работы предприятия. Это особенно важно  для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий  трудно рассчитывать на успех. Организация  управления предполагает решение следующих  вопросов:

-        создание  структуры предприятия;

-        распределение  полномочий.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется  собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При  этом, как правило, глава фирмы  сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой. [13]

По мере роста предприятия  и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при  такой простой организационной  структуре многие малые фирмы  сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению  малых фирм – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих  этих предприятий. Поэтому они для  выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции  рано или поздно вынуждены прибегать  к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Таким образом, главным требованием  к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение  его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Особенности менеджмента  в малом бизнесе обусловлены  преимущественно неформальным исполнением  власти. Взаимоотношения менеджера  и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности менеджера малого бизнеса:

1.      Менеджер  всегда на виду, его авторитет  зависит от его профессиональных  и личных качеств.

2.      Менеджер  должен обладать большой гибкостью  в работе, уметь предвидеть события  и приспосабливать деятельность  фирмы к меняющимся условиям.

3.      Менеджер  должен обладать способностью  формировать и развивать эффективные  рабочие группы.

4.      Менеджер  должен воспринимать своих подчиненных  как группу, а не как отдельных  личностей, и поддерживать общение  с ними как с группой.

5.      Задача  менеджера – не формализовать  отношения в коллективе, а учитывать  их в своей работе, поддерживать  атмосферу творческого взаимодействия.

6.      Менеджер  должен обладать высокой способностью  влиять на окружающих.

7.      Менеджер  должен уметь обучать и развивать  подчиненных.

8.      Менеджер  несет ответственность за результаты  работы и атмосферу в коллективе.

Перечисленные требования характеризуют  грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом  в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе. [2]

Немаловажным для развития малого предприятия является то, как  руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как  он это делает. Другими словами, очень  важно правильно выбрать стиль  управления в малом бизнесе. Обычно различают три основных стиля  управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет  минимум внимания конкретным людям. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор –  плохой управляющий.

Менеджер-демократ прямо  противоположный диктатору. Дела у  такого менеджера идут как бы сами собой. Польза от этого не очень большая.

Менеджер-пессимист руководствуется  девизом "Не вмешивайся в естественный ход событий". Польза от таких  руководителей очень малая.

Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера  к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор самый  продуктивный тип менеджера, учитывающий  нужды производства, а также потребности  и интересы людей. Важнейшей характеристикой  данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. [5]

Информация о работе Менеджмент в малом бизнессе