Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические практические вопросы мотивации труда персонала, и разработать мероприятия по её совершенствованию в МБОУ «СОШ № 24».
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические вопросы мотивации труда персонала в организации
2. Проанализировать деятельность организации и систему управления персоналом в организации
3. Разработать мероприятие по совершенствованию труда персонала в организации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала в организации
1.1. Сущность мотивации труда персонала
1.2. Анализ теорий мотивации персонала
1.3. Управление процессом мотивации персонала в организации
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной, финансовой деятельности и системы управления персоналом в МБОУ г. Кургана «СОШ № 24»
2.1. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в организации
2.2. Анализ системы управления персоналом и его мотивации в организации
2.3. Проблемы мотивации труда персонала
Глава 3. Мероприятие по совершенствованию труда персонала в организации
Заключение
Список использованных источников
- Безопасность (принадлежность, причастность, уважение, стиль управления и т.д.)
Главные мотиваторы:
1. Личное развитие (ответственность, экспериментирование, новый
2.Чувство причастности(доступ
Теории мотивации персонала
Теория мотивации А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Абрахам Маслоу выдвинул гипотезу (1940-е годы) о наличии у индивидов ряда потребностей, что позволяет мотивировать их к удовлетворению наиболее настоятельной в данный момент времени. Низшие, образующие фундамент иерархии потребности доминируют до тех пор, пока они, хотя бы частично не удовлетворены. Затем нормальные индивиды обращают внимание на удовлетворение потребностей следующего уровня и т.д. до тех пор, пока не наступит «эпоха» доминирования потребностей высшего уровня.
В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп: первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории А. Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (Приложение)
Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека:
Из иерархического характера мотивационного воздействия потребностей для руководителя вытекают вполне конкретные практические выводы. В первую очередь он должен стремиться к удовлетворению потребностей низших уровней, например в хорошей оплате, безопасности труда и стабильности рабочего места. Лишь после того, как эти потребности удовлетворены, можно использовать более высокие стимулы, скажем, выражение социального признания, присвоение почетных званий, предоставление автономии и т.п. Без учета такой зависимости руководитель не добьется успеха.
Основной недостаток теории Маслоу
сводится к тому, что ей не удалось учесть
индивидуальные отличия людей. В итоге
можно сделать вывод о том, что все руководители
должны знать, что предпочитает тот или
иной сотрудник в системе вознаграждений,
и что заставляет какого-то из ваших подчиненных
отказываться от совместной работы с другими.
Разные люди любят разные вещи, и если
руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных
Теория ожиданий В. Врума
Приверженцы теории ожиданий утверждают,
что уровень мотивации
В самом обобщенном виде теорию ожидания
можно сформулировать как учение,
описывающее зависимость
При анализе мотивации к труду
теория ожидания подчеркивает важность
трех взаимосвязей: затраты труда
– результаты; результаты – вознаграждение
и валентность (удовлетворенность
вознаграждением). Ожидания в отношении
затрат труда – результатов –
это соотношение между
Ожидание в отношении
Третий фактор, определяющий мотивацию
в теории ожиданий – это валентность
или ценность поощрения или вознаграждения.
Валентность – это
Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда.
Теория ожиданий А. Врума – одна из широко используемых на практике мотивационных теорий. Она основана на утверждении, что «работник выполняет действия в ожидании вознаграждения и человек должен верить, что его усилия увеличат вероятность получения вознаграждения. Человек в организации жертвует своими интересами и, вкладывая свои знания, опыт, силы в организацию, ждет от нее вознаграждения, удовлетворения своих потребностей». Вознаграждением является все, что человек считает ценным для себя.
Методика применения:
Сопоставить предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудника и привести их в соответствие; установить твердое соотношение результат – вознаграждение за эффективную работу; сформировать высокий, но ожидаемый уровень результатов и внушить достижимость цели подчиненному; следить за высоким уровнем самооценки подчиненных, уровнем делегированных полномочий, профессиональный знаний и навыков.
Недостатки:
1. Не учтены индивидуальные
2. Не проработана методология, сложно применить на практике.
Теория мотивации МакКлелланда
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней.
Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения.
Потребность присоединения (причастности) — потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Потребность власти — потребность в навыках влияния и установления контроля над поступками других людей, в воздействии на ход событий. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д.
Потребность достижения (успеха) — потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.
Методика применения:
Людей с потребностью во власти следует готовить на руководящие посты и не назначать их на должности ниже среднего ранга. Ставить сложные задачи, делегировать достаточно полномочий, гарантировать конкретное вознаграждение.
Для людей с сильной потребностью в причастности сохранять неформальные коммуникации (у них наибольшая преданность фирме).
Недостатки:
1. Не выявляется механизм
2. Не достаточно учтены
3. Сложно использовать с
Основная проблема в использовании: создание адекватного личности психологического портрета с активной потребностью.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять элементов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно их модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты.
Согласно модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Они полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результатов.
Модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках взаимоувязанной системы.
Методика применения: лучшая основа для понимания процесса мотивации.
Недостатки
1. Нет точного определения ценности.
2. Оценка способностей и черт характера субъективна, что может свести к минимуму эффективность мотивации.
3. Недостаток объективности оценок и других элементов модели.
Таким образом, можно сделать вывод, что теории, рассмотренные в данной работе показывают, что на сегодняшней день не существует, какой-то одной основополагающей теории мотивации. Каждая из теорий имеет свое отличие. При этом в этих теориях в основном рассматриваются факторы, лежащие в основе мотивации, и мало внимания уделяется самому процессу мотивирования. Отсюда можно сделать вывод, что система мотивации персонала организации, должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать как экономическое, так и моральное удовлетворение потребностей персонала, и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их самореализации.
Информация о работе Мероприятие по совершенствованию труда персонала в организации